Методики по изучению группы

МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ» (А.Н. Лидерс)

Цель. Изучить особенности внутригрупповых отношений и дисциплины в ученической группе.

Возрастная группа: с подросткового возраста.

Материал: четыре вопроса с вариантами ответов.

№1 Дружный ли у вас класс?

1. Наш класс очень дружный, сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь.

5. Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный; трудно учиться в таком классе.

№2 Борется ли ваш класс с нарушениями дисциплины?

1. У нас в классе принято нести ответственность за других

2. Мы все боремся за искоренение недостатков в классе

3. В нашем классе плохие поступки беспокоят большинство учеников

4.В нашем классе виновные в нарушении дисциплины осуждаются только активом класса.

5. Наш класс в большинстве случаев не обращает внимание на нарушение дисциплины.

6. В нашем классе царит полнейшая безответственность.

№3. Помогают ли вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь?

1 Мне помогают добровольно, по своей инициативе

2 Мне помогают, но очень редко.

3. Мне помогают, но только после того, как я попрошу об этом

4 Мне помогают только друзья или после моей неоднократной просьбы.

5. Мне помогают только после указания учителя.

6. Я нуждаюсь в помощи, но мне не помогают.

№4. Оказываете ли вы помощь в учебе в своем классе?

1. Я всегда помогаю, когда вижу, что это кому-то нужно.

2. Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.

3. Я всегда помогаю, но только своим друзьям по классу.

4. Я не помогаю, так как считаю, что должны помогать преподаватели

5. Я не помогаю, так как сам с трудом выполняю задания.

6. Я ни за что не буду помогать другим.

! Вопросы и ответы можно написать на классной доске или на бланках и раздать каждому ученику.

Инструкция: «Данные вопросы Вам необходимо внимательно прочитать и ответить предложениями, которые предлагаются под ними. Вы выбираете предложение, содержание которого совпадает с Вашим мнением, указывая его номер на листке для ответа. В правом верхнем углу этого листа напишите свою фамилию».

Обработка данных. Полученные от учащихся данные заносятся в таблицу результатов (см. ниже), куда вписываются номера утверждений, выбранные в качестве ответа. Данные номера являются баллами, которые используются для вычисления среднего показателя по каждому ученику (по горизонтали) и группового среднего балла по вопросам (по вертикали).

Таблица

Список класса ВОПРОСЫ Средний балл
    №1 №2 №3 №4    
1. А
2 Б
3 В 3,5
Групповой средний балл          

Интерпретация результатов. Полученные показатели средних значений позволяют дать следующее описание:

· на основе индивидуального среднего значения выделяются учащиеся, которые чувствуют себя более или менее комфортно в группе;

· на основе группового среднего балла определяется характер взаимоотношения в ученической группе по каждому вопросу (№№1,2, 3,4).

МЕТОДИКА «АТМОСФЕРА В КЛАССЕ»

Цель. Выявить психологический климат в ученической группе. Возрастная группа: с подросткового возраста.

Материал: бланки (каждому) следующего содержания:

Дружелюбие _ _ _ _ _ враждебность
Согласие _ _ _ _ _ несогласие
Удовлетворенность _ _ _ _ _ неудовлетворенность
Увлеченность _ _ _ _ _ равнодушие
Взаимная поддержка _ _ _ _ _ недоброжелательность
Теплота _ _ _ _ _ холодность
Сотрудничество _ _ _ _ _ отсутствие сотрудничества
Взаимовыручка _ _ _ _ _ отсутствие взаимовыручки
Занимательность _ _ _ _ _ скука
Успешность _ _ _ _ _ неуспешность
   

! Набор качеств может дополняться и преобразовываться в зависимости от содержания исследования.

Инструкция: «На бланках написаны пары слов, с помощью которых каждый из вас будет оценивать атмосферу в классе по пятибалльной системе.

С левой стороны указаны слова, характеризующие хорошие качества класса, с правой стороны - плохие. Между парами слов стоят 5 черточек, где отмечаете крестиком выраженность того качества, которое считаете присущим вашему климату в группе. Например, в первой строке отмечаете четвертую черту, если в классе большинство относятся друг к другу с дружелюбием, вторую - большинство враждебно, первую - все относятся друг к другу враждебно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».

Обработка данных. Полученные индивидуальные оценки психологического климата в классе фиксируют в сводную таблицу, где определяется групповой средний балл по каждому качеству.

Образец сводной таблицы

Список класса КАЧЕСТВА
1. А.                    
2. Б.                    
3. В.                    
4. Г.                    
Групповой средний балл                    

Интерпретация результатов делается по следующим пунктам:

• по групповому среднему баллу выделяется преобладающая атмосфера в ученической группе (через анализ граф);

• по индивидуальным низким оценкам (отдельным качествам) психологического климата в классе отмечаются учащиеся, которые возможно чувствуют себя некомфортно в данной группе (уточняется при беседе с ними и у классного руководителя).

! По данной методике можно оценить атмосферу и по отношению к отдельному члену ученической группы, к его руководителю.

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель. Выявить эмоциональный настрой в ученической группе. Возрастная группа: с младшего школьного возраста (со 2 класса). Материал: бланк (для каждого) с незаконченными предложениями.

Образец бланка

1. Мой класс..............................................

2. Мне нравится, когда в классе................

3. Мне не нравится, когда в классе...........

4. Больше всего мне запомнилось, когда в классе произошло

5. Я хотел бы попасть в класс...................

6. У меня всякий раз портится настроение, когда в классе

7. У меня впечатление, что наш класс......

8. Мне не нравится, когда люди...............

9. Мне кажется, что мои одноклассники не

10Мне очень важно, чтобы....................................

! В зависимости от конкретной ситуации содержание и количество предложений может быть изменено.

Инструкция: «Перед вами незаконченные предложения, которые необходимо внимательно прочесть и завершить. Постарайтесь долго не думать. Первая мысль, которая приходит в голову, самая верная. Задание выполняйте самостоятельно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».

Обработка данных. Полученные ответы заносятся (переписываются или вырезаются и наклеиваются) в таблицу результатов и качественно анализируются.

Таблица результатов

Список ОТВЕТЫ
класса
1.А                    
2. Б                    
З. Г                    

Интерпретация результатов осуществляется с помощью постановки и решения следующих вопросов:

• Какие отношения раскрываются в большинстве ответов?

• Какие ожидания, недовольства, сомнения наблюдаются в группе?

• Какие эмоции чаще проявляются учащимися в группе?

! Данная методика дает косвенную информацию об особенностях психологической атмосферы в группе, поэтому требует применение дополнительных методов для изучения климата в конкретном классе.

Наши рекомендации