Методики по изучению группы
МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ» (А.Н. Лидерс)
Цель. Изучить особенности внутригрупповых отношений и дисциплины в ученической группе.
Возрастная группа: с подросткового возраста.
Материал: четыре вопроса с вариантами ответов.
№1 Дружный ли у вас класс?
1. Наш класс очень дружный, сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь.
5. Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный; трудно учиться в таком классе.
№2 Борется ли ваш класс с нарушениями дисциплины?
1. У нас в классе принято нести ответственность за других
2. Мы все боремся за искоренение недостатков в классе
3. В нашем классе плохие поступки беспокоят большинство учеников
4.В нашем классе виновные в нарушении дисциплины осуждаются только активом класса.
5. Наш класс в большинстве случаев не обращает внимание на нарушение дисциплины.
6. В нашем классе царит полнейшая безответственность.
№3. Помогают ли вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь?
1 Мне помогают добровольно, по своей инициативе
2 Мне помогают, но очень редко.
3. Мне помогают, но только после того, как я попрошу об этом
4 Мне помогают только друзья или после моей неоднократной просьбы.
5. Мне помогают только после указания учителя.
6. Я нуждаюсь в помощи, но мне не помогают.
№4. Оказываете ли вы помощь в учебе в своем классе?
1. Я всегда помогаю, когда вижу, что это кому-то нужно.
2. Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.
3. Я всегда помогаю, но только своим друзьям по классу.
4. Я не помогаю, так как считаю, что должны помогать преподаватели
5. Я не помогаю, так как сам с трудом выполняю задания.
6. Я ни за что не буду помогать другим.
! Вопросы и ответы можно написать на классной доске или на бланках и раздать каждому ученику.
Инструкция: «Данные вопросы Вам необходимо внимательно прочитать и ответить предложениями, которые предлагаются под ними. Вы выбираете предложение, содержание которого совпадает с Вашим мнением, указывая его номер на листке для ответа. В правом верхнем углу этого листа напишите свою фамилию».
Обработка данных. Полученные от учащихся данные заносятся в таблицу результатов (см. ниже), куда вписываются номера утверждений, выбранные в качестве ответа. Данные номера являются баллами, которые используются для вычисления среднего показателя по каждому ученику (по горизонтали) и группового среднего балла по вопросам (по вертикали).
Таблица
Список класса | ВОПРОСЫ | Средний балл | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | ||
1. А | |||||
2 Б | |||||
3 В | 3,5 | ||||
Групповой средний балл |
Интерпретация результатов. Полученные показатели средних значений позволяют дать следующее описание:
· на основе индивидуального среднего значения выделяются учащиеся, которые чувствуют себя более или менее комфортно в группе;
· на основе группового среднего балла определяется характер взаимоотношения в ученической группе по каждому вопросу (№№1,2, 3,4).
МЕТОДИКА «АТМОСФЕРА В КЛАССЕ»
Цель. Выявить психологический климат в ученической группе. Возрастная группа: с подросткового возраста.
Материал: бланки (каждому) следующего содержания:
Дружелюбие | _ | _ | _ | _ | _ | враждебность |
Согласие | _ | _ | _ | _ | _ | несогласие |
Удовлетворенность | _ | _ | _ | _ | _ | неудовлетворенность |
Увлеченность | _ | _ | _ | _ | _ | равнодушие |
Взаимная поддержка | _ | _ | _ | _ | _ | недоброжелательность |
Теплота | _ | _ | _ | _ | _ | холодность |
Сотрудничество | _ | _ | _ | _ | _ | отсутствие сотрудничества |
Взаимовыручка | _ | _ | _ | _ | _ | отсутствие взаимовыручки |
Занимательность | _ | _ | _ | _ | _ | скука |
Успешность | _ | _ | _ | _ | _ | неуспешность |
! Набор качеств может дополняться и преобразовываться в зависимости от содержания исследования.
Инструкция: «На бланках написаны пары слов, с помощью которых каждый из вас будет оценивать атмосферу в классе по пятибалльной системе.
С левой стороны указаны слова, характеризующие хорошие качества класса, с правой стороны - плохие. Между парами слов стоят 5 черточек, где отмечаете крестиком выраженность того качества, которое считаете присущим вашему климату в группе. Например, в первой строке отмечаете четвертую черту, если в классе большинство относятся друг к другу с дружелюбием, вторую - большинство враждебно, первую - все относятся друг к другу враждебно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».
Обработка данных. Полученные индивидуальные оценки психологического климата в классе фиксируют в сводную таблицу, где определяется групповой средний балл по каждому качеству.
Образец сводной таблицы
Список класса | КАЧЕСТВА | |||||||||
1. А. | ||||||||||
2. Б. | ||||||||||
3. В. | ||||||||||
4. Г. | ||||||||||
Групповой средний балл |
Интерпретация результатов делается по следующим пунктам:
• по групповому среднему баллу выделяется преобладающая атмосфера в ученической группе (через анализ граф);
• по индивидуальным низким оценкам (отдельным качествам) психологического климата в классе отмечаются учащиеся, которые возможно чувствуют себя некомфортно в данной группе (уточняется при беседе с ними и у классного руководителя).
! По данной методике можно оценить атмосферу и по отношению к отдельному члену ученической группы, к его руководителю.
МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель. Выявить эмоциональный настрой в ученической группе. Возрастная группа: с младшего школьного возраста (со 2 класса). Материал: бланк (для каждого) с незаконченными предложениями.
Образец бланка
1. Мой класс..............................................
2. Мне нравится, когда в классе................
3. Мне не нравится, когда в классе...........
4. Больше всего мне запомнилось, когда в классе произошло
5. Я хотел бы попасть в класс...................
6. У меня всякий раз портится настроение, когда в классе
7. У меня впечатление, что наш класс......
8. Мне не нравится, когда люди...............
9. Мне кажется, что мои одноклассники не
10Мне очень важно, чтобы....................................
! В зависимости от конкретной ситуации содержание и количество предложений может быть изменено.
Инструкция: «Перед вами незаконченные предложения, которые необходимо внимательно прочесть и завершить. Постарайтесь долго не думать. Первая мысль, которая приходит в голову, самая верная. Задание выполняйте самостоятельно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».
Обработка данных. Полученные ответы заносятся (переписываются или вырезаются и наклеиваются) в таблицу результатов и качественно анализируются.
Таблица результатов
Список | ОТВЕТЫ | |||||||||
класса | ||||||||||
1.А | ||||||||||
2. Б | ||||||||||
З. Г |
Интерпретация результатов осуществляется с помощью постановки и решения следующих вопросов:
• Какие отношения раскрываются в большинстве ответов?
• Какие ожидания, недовольства, сомнения наблюдаются в группе?
• Какие эмоции чаще проявляются учащимися в группе?
! Данная методика дает косвенную информацию об особенностях психологической атмосферы в группе, поэтому требует применение дополнительных методов для изучения климата в конкретном классе.