Воспитание, целеполагание в воспитании

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и методики обучения праву

Направление: 050100.62-педагогическое образование

КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:

Цели, идеалы воспитания в современном обществе

Студент 2 курса

Группа 08-343

«25» декабря 2014 Н.С.Валиков

Научный руководитель

ст. преподаватель

«25» декабря 2014 Т.М.Андрианова

Казань-2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Воспитание, целеполагание в воспитании ……………………………………..5

Цели, идеалы воспитания в различные исторические эпохи……………......12

Цели, идеалы воспитания в современном обществе ………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Введение

Тему «Цели, идеалы воспитания в современном обществе» для своей курсовой работы мы выбрали, потому что данные аспекты указанной темы представляют важную составляющую в учебно-воспитательном процессе.

Данная проблема несет в себе существенную долю актуальности поскольку, современное общество нуждается не только в высококвалифицированных специалистах и профессионалах, знающих от и до все нюансы производственного процесса, но и гуманных составляющих человеческой сущности т.е. в тех целях и идеалах, которые способствуют развитию личности, индивидуальности. Человеческое общество заинтересовано в собственном воспроизводстве. Исторически сложилось так, что основными инструментом воспроизводства стало образование (воспитание и обучение). Значимость образования осознавалась во все времена. Примером тому могут являться процессы формирования идеологии в 20-м веке в СССР, США, Германии, Китае и др., сменяющиеся в 21-м веке процессами формирования образовательной политики, переоценки ценностей и норм в общемировом масштабе.

В связи с высокой значимостью процесса образования на первый план выходит формулировка целей образования. И здесь важно понимать каким образом возникают эти формулировки, на что они опираются и как с ними нужно работать субъектам образования и воспитания, и в первую очередь - педагогам.

Целью данной работы является определение специфики процессов целеполагания и формирования идеалов в воспитании.

Объектом нашей курсовой работы является воспитание, его цели и идеалы, а также процесс становления высококачественных целей и идеалов в личности учащихся.

Предметом исследования является процесс целеполагания в воспитании.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы воспитания и целеполагания в процессе воспитания.

2. Рассмотреть как изменялось представление о целях и идеалах воспитания в различные исторические эпохи.

3. Определить специфику формирования целей воспитания, связи между процессом целеполагания и идеализацией;

4. Раскрыть современные цели воспитании, условия их формирования и перспективы реализации.

Метод исследования используемый для решения этих задач - теоретический анализ проблемы и предмета исследования.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Воспитание, целеполагание в воспитании

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. На протяжении всей своей жизни человек воспитывается, его воспитывает общество, в котором он находится. Невозможно воспитать человека вне общества. Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки.

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В процессе воспитания взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.[13, С. 46] Воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и формированием, так как названные процессы устремлены на личность как единое. В направлениях воспитания довольно тяжело определить некоторые составляющие, которые оказывают воздействие на чувства, волю, нрав, ценностные ориентации и умственные способности. Также следует отметить, что в процессах воспитания и формирования имеются отличия. Если сравнивать с образованием, где главная цель - есть формирование познавательных процессов индивида, его способности, усвоения им сведений, воспитание назначает целью развитие индивида как личности, его отношение к сфере, окружению и связей с ним.

Воспитание должно иметь цели, к которым оно будет стремиться. С их учетом отбираются содержание, средства, формы и методы воспитания. Оно предполагает обусловленное течение воспитательных попыток, понимание их заключительных задач и взглядов, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения данных задач. Цели и задачи воспитания устанавливаются идейными и ценностными установками, которые провозглашает какое-либо общество. Цель – это результат некоторого направленного движения какого-либо объекта. Этот результат всегда должен иметь средства диагностики, то есть определения, достигнута ли данная цель или нет. Не всегда этот результат можно задать точно. Например, стрела может попасть в середину мишени, а может и не в середину, но все же это будет попадание. Но средство диагностики должно быть всегда. Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

Чем задача отличается от цели? Конечно не объемом («цель больше, чем, задача»), а наличием заданной исходной точки, начальных данных. Собственно, задача является задачей, если определены начальные данные и указано, что должно являться решением задачи. Это решение должно быть корректным, то есть обладать тремя свойствами, а именно: существование, единственность, устойчивость. Это значит, что решение, во-первых, должно существовать в рамках заданной постановки задачи (а если иначе поставить, то может и не существовать!), во-вторых, должно быть единственным (это не значит, что ответ только один, это может быть и некоторое множество, но это значит, что мы не можем, решая одну и ту же задачу, каждый раз получать разные решения) и в-третьих, при малом изменение начальных данных решение должно изменяться мало.

Как известно, определение целей воспитания на различных его этапах называется целеполаганием. Целеполагание позволяет также определять адекватную технологию воспитания и систему критериев оценки уровня воспитанности. Для того чтобы осознанно ставить цели воспитания и использовать их при построении процесса воспитания, надо знать их строение, виды целей и методику целеполагания. С точки зрения традиционной педагогики структура цели воспитания постоянна, она состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия, она определяет ее алгоритм. Целевой объект (объект цели воспитания) здесь ученик в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействия. Обращаясь к той или иной ролевой позиции ученика, учитель приближает свои педагогические цели к его целям, мотивирует его самовоспитание. Целевой предмет – это та сторона личности учащегося, которая должна быть преобразована в данном процессе воспитания (качества, свойства личности). Целевой предмет отвечает на вопрос: что нужно изменить в учащемся? Именно предмет цели педагог подвергает изменению, по степени изменения предмета цели судят об эффективности процесса воспитания. Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которые он совершает для изменения целевого предмета. Например, сформировать, заинтересовать и пр. Целевое действие определяется возможностью полностью завершить его за тот промежуток времени, в который протекает процесс воспитания. Таким образом, в традиционной педагогике целеполагания рассматривается как процесс присваивания ( интериоризации) внешне заданных целей.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Цели воспитания следуют из воспитательного идеала. Но хотя они и выводятся из идеальных представлений, они реальны, практичны. В их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Возможности педагогической системы задают конкретную постановку целей.

Как уже говорилось ранее, человек воспитывается обществом. В свою очередь, общество бывает разным и классифицируется по разным признакам. Соответственно и воспитание тоже будет иметь свою классификацию. Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, нравственно-этическое, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Отсюда следует, что и цели воспитания формируются по–разному. Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания: прагматической и гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Что касается гуманистической концепции целей воспитания, то в мировой педагогической теории и практике считается, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных условий, находиться в зависимости от того, каким принципам и точкам зрения придерживаются люди, находящиеся у власти. Воспитание юного поколения обязано основываться на стабильных, вечных идеях и ценностях. Следовательно, в качестве идейного основания всей системы воспитания должны быть сформированные и испытанные многолетней практикой принципы гуманизма.

Понятие гуманизм достаточно многозначен, так как на протяжении истории его содержание изменялось. Гуманизм - изначально означает человечность: то есть, любовь к людям, высокую степень психологической толерантности, снисходительности в человеческих связях, почтение к личности и ее совершенству. В итоге, термин гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в основе которых находится признание человека в качестве высшей ценности.

При таком толковании гуманизм как обусловленная система ценностных ориентаций и установок приобретает смысл социального идеала. Человек рассматривается как высшая цель социального воспитания, в ходе чего снабжается сотворение нужных обстоятельств, для абсолютного осуществления всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере существования, высокого расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современном толковании гуманизма упор делается на единое, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее умственных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Итак, с точки зрения гуманизма, завершающая цель воспитания заключается в том, чтобы каждый человек имел возможность быть полноценным субъектом деятельности, знания и общения, иными словами свободным, самодеятельным существом, ответственным за все случающееся в этом мире. Таки образом, предел гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс формирует предпосылки для самореализации личности, обнаружения всех заложенных в ней врожденных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Еще уделим внимание одной важной установки содержания воспитательного процесса, которая вытекает из принципов гуманизма. Гуманизм анализирует человеческую личность в качестве высшей ценности, отдает приоритет общечеловеческому началу, возражает идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей. Изначально термин "гуманизм" означал "человеколюбие".

Нельзя говорить о целях воспитания без идеалов воспитания. Идеал воспитания - цель педагогической деятельности; содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности. В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека. Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что с ним должно сделать воспитание. Меняются ценности, нормы, а с ними и идеалы воспитания.

Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запроектированного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т. е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм. С точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей.

Гуманистический подход вынуждает, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса необходимо рассматривать сотворение для самореализации личности. Гуманистическая ориентация организации может быть осуществлена только в случае обращения к особенностям культурно-исторического аспекта.

Наши рекомендации