Технология педагогического общения.
Вопросы:
I. Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности и технология их организации.
II. Технология педагогического общения: этапы решения коммуникативной задачи, стадии общения.
III. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений: условия и основные приемы.
IV. Технологии личностно-ориентированного обучения.
V. Технологии развивающего обучения.
VI. Технологии проблемного обучения.
VII. Информационно-коммуникационные технологии обучения.
VIII. Технологии проектного обучения.
I. Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов.
В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова. Дело в том, что оно меняется в зависимости от того, что в тот или иной момент является объектом оценочной деятельности воспитанников, т.е. что воспринимается ими как ценность или неценность. Надо заметить, что не только дети, но и взрослые зачастую принимают за ценность то, что таковой на самом деле не является, и, наоборот, не видят ценности в том, что действительно ею является.
Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п.
Внутренней формой функционирования ценностно-ориентационной деятельности является ненаблюдаемая оценочная деятельность. Что касается внешних организационных форм, то они бесконечно многообразны, начиная с традиционных классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом совместного творчества педагогов и воспитанников.
Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею.
К специфическим особенностям ценностно-ориентационной деятельности относится также и то, что в ней, как ни в одном другом виде деятельности воспитанников, предоставляется максимальная свобода выбора.
Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной деятельности определяются ее спецификой, и в первую очередь тем обстоятельством, что необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен учитывать факт свободы выбора. Отсюда, особенно когда речь идет о младших школьниках, ценностно-ориентационная деятельность не может быть продолжительной.
Ценностно-ориентационная деятельность пронизывает все виды деятельности и организуется педагогом с учетом потребностей школьников получить ответы на возникающие у них мировоззренческие вопросы и с прямой целью формирования адекватных отношений к основным жизненным ценностям. Основу ценностно-ориентационной деятельности, как и других, составляет общение, которое, по определению Х.И.Лийметса, является "обменом ценностями". Естественной следует рассматривать и связь ценностно-ориентационной деятельности с общественной, которая, какой бы скромный характер она ни имела, всегда оказывает на человека сильное влияние. Общественная деятельность, как и ценностно-ориентационная, не ведет к чисто внешним результатам - она изменяет внутренний облик воспитанника, формирует у него потребность активного созидания как свойство личности.
II. Общение - это не просто ряд последовательных отдельных действий (деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно - их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов взаимодействия (Б.Ф. Ломов).
Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляемый внутри определенной социальной общности (в группе, в классе, в обществе в целом). Социальность общения объясняется не только тем, что оно обслуживает коллективную деятельность, но прежде всего тем, что оно выражает или реализует общественные отношения.
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.).
В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.
В. А. Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения (Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - М., 1987. - С. 3.).
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, - это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.
Технология педагогического общения - умение передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием (Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.).
Для понимания сущности технологии педагогического общения необходимо обращение к понятию "коммуникативная задача", поскольку процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов.
Коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации (В.А. Кан-Калик).
Коммуникативная задача - результат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой является воздействие на партнеров по общению (А. Н. Леонтьев).
Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия.
Коммуникативные задачи поэтому могут быть рассмотрены как средство решения учебной задачи в контексте учебной деятельности. В процессе общения с учащимися на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя различные педагогические функции. Выделены четыре функциональных ряда коммуникативных действий учителя: стимулирующие, реагирующие (оценочные и корригирующие), контролирующие, организующие (А.К.Маркова).
Этапы решения коммуникативной задачи:
1) ориентирование в условиях общения – это процесс "подгонки" общего стиля общения к конкретным условиям общения (урока, мероприятия и т.п.). Подобная адаптация, как установлено, опирается на следующие компоненты: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе - коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач;
2) привлечение внимания – реализовывается приемами: как речевой - вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый - развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих;
3) "зондирование души объекта" (термин К. С. Станиславского) - уточняет сложившееся на предыдущих стадиях представление об условиях общения и возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории к немедленному началу продуктивного общения;
4) осуществление вербального общения - наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения);
5) организация обратной содержательной и эмоциональной связи - дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала.
Стадии педагогического общения:
1) моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап) - связан с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом;
2) организация непосредственного общения (начальный период общения) - "коммуникативная атака" - предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением;
3) управление общением в педагогическом процессе - управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия;
4) анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи - главное назначение этой стадии - диагностически-коррекционное.
III. Установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и воспитанниками не сводится к решению таких отдельных сторон этой многогранной проблемы, как педагогический такт, авторитет, личный пример педагога, методы педагогического воздействия или "прикосновения" к личности и т.п. Однако, с другой стороны, недооценка на практике хотя бы одной из этих сторон порой катастрофически сказывается на формировании истинно товарищеских, гуманных взаимоотношений.
Существенной чертой этих отношений становится то, что они сознательно используются педагогом в целях формирования активно-положительного отношения учащихся у учению, труду и общественному достоянию, к своим товарищам. Другими словами, установившиеся отношения используются с целью решения педагогических задач.
Отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности. Приступая к организации какой-либо деятельности, педагог, как показано в предыдущей главе, выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование - это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются педагогически целесообразные отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное яркой, заманчивой перспективой, пробуждающей инициативу детей, их интерес к общему делу, радость и счастье творческого усилия, требование легко может стать помехой на пути установления таких отношений.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений - это инструментовка педагогического требования, опора на общественное мнение коллектива, адекватность оценок знаний, умений, навыков, а также поведения учащихся и самой личности педагога как фактора, оказывающего непосредственное влияние на характер складывающихся отношений в той или иной деятельности (Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.).
В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия.
Эмпатия – способность человека воспринимать и чувствовать внутренний мир другого человека и сопереживать ему (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.).
Она является условием более успешного решения всех профессиональных задач и установления педагогически целесообразных взаимоотношений педагогов и учащихся. Именно чувства, которые возникают у учителя в ходе познания учащихся, начинают затем оказывать воздействие и на последующую оценку их личностно-деловых качеств.
Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое явление, как идеализация.
Идеализация - преувеличенная оценка личностных качеств ученика (Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.).
Чем больше ученик нравится учителю, тем выше он оценивает все его качества, и наоборот. Оценка учителем отдельных учащихся может не совпадать с общегрупповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на формировании отношений педагога и учеников. Учащиеся видят, что учитель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоятельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в ученическом коллективе.
IV. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия (по И. С. Якиманской).
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
V. Развивающее обучение – система методов и приемов, основывающаяся на принципе признания ученика субъектом познавательной деятельности и реализующаяся в процессе выполнения учебных заданий различной степени сложности (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.).
Развивающее обучение:
- учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Технология развивающего обучения предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие учащегося, совершенство его учебной деятельности. Если учащийся работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого учащегося это весьма посредственный результат.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:
- принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.
Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
VI. Проблемное обучение - вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, а структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности (по М.И. Махмутову).
Проблемное обучение - это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование учеников при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (по В. Оконь).
Данные определения отражают следующие основные признаки проблемного обучения:
- особым образом организованная деятельность учащихся, предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;
- специфическая организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания», «достраивания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;
- деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для учащихся ситуаций затруднения, найти выход из которых для них вполне по силам, но требует отступить от готовых решений, по-новому применить имеющиеся знания и умения).
Проблемное обучение, как все педагогические технологии, имеет свои функции и отличительные признаки. В описании основных функций, признаков и уровней проблемного обучения возьмём за основу точку зрения М.И. Махмутова, которая получила в отечественной педагогике, пожалуй, наиболее широкое распространение. В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции. К общим функциям проблемного обучения относятся следующие:
- усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;
- развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;
- формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;
- создание условий для всестороннего развития личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
- формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;
- накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практических проблем и задачи художественного отображения действительности;
- формирование мотивов, потребностей учения, т.е. создание таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных.
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций;
2) обучение учащихся в процессе решения проблем;
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – совокупность условий (речевых и неречевых), стимулирующих учащихся на совершение действия, заданного содержанием ситуации (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.).
Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.
Проблемный вопрос – вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действий, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия (А.М. Матюшкин).
В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия;
2) ёмкое содержание;
3) увлекательная форма;
4) доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
Проблемная задача - это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения (А.М. Матюшкин).
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.
VII. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения: