Вопрос 3.Понятие мер пресечения, и их отличие от других мер процессуального принуждения. Виды мер пресечения, основания и процессуальный порядок их применения
Меры пресечения — это принудительные меры, применяемые органом уголовного преследования или судом к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.
Статьей 116 УПК предусмотрены следующие виды мер пресечения:
1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;
2) личное поручительство;
3) передача лица, на которое распространяется статус воен
нослужащего, под наблюдение командования воинской части;
4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу.
Меры пресечения могут быть применены при наличии предусмотренных ст. 117 УПК оснований — собранных по уголовному делу доказательств, дающих достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут:
1) скрыться от органа уголовного преследования и суда;
2) совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;
3) противодействовать исполнению приговора;
4) воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом. Воспрепятствование может выразиться в оказании незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытии или фальси
фикации материалов, имеющих значение для дела, неявке без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.
При решении вопроса о необходимости применения меры пресечения должны быть учтены обстоятельства, указанные в ст. 117 УПК:
1) характер подозрения или обвинения;
2) личность подозреваемого или обвиняемого;
3) возраст и состояние здоровья подозреваемого или обвиняемого;
4) род занятий, семейное и имущественное положение подозреваемого или обвиняемого;
5) наличие постоянного места жительства подозреваемого или обвиняемого;
6) другие обстоятельства.
При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.
В соответствии со ст. 119 УПК о применении меры пресечения орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд — определение. Постановление (определение) должно быть мотивировано, должно содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо и обоснование необходимости применения меры пресечения. На стадии предварительного расследования заключение под стражу, домашний арест и залог могут применяться прокурором, его заместителем, а также органом дознания, следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства — судом. На стадии назначения и подготовки судебного разбирательства судья не применяет меры пресечения. Согласно п. 3 ст. 277 УПК, судья вправе изменить или отменить примененную в отношении обвиняемого меру пресечения.
Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) о применении меры пресечения, разъясняет ему порядок его обжалования и вручает копию постановления (определения). Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, объявившего постановление (определение) о применении меры пресечения. Порядок обжалования может быть изложен в постановлении о применении, изменении или отмене меры пресечения, либо может быть составлен отдельный протокол разъяснения подозреваемому или обвиняемому порядка обжалования в суд указанного постановления.
Исполнение постановления (определения) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста производится органами дознания.
Согласно ст. 118 УПК, при применении меры пресечения в отношении подозреваемого обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем в отношении его применена мера пресечения, обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента фактического задержания. В случае применения меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении преступлений, указанных в ч. 4 ст. 108 УПК, обвинение должно быть предъявлено в срок не позднее двадцати суток с момента фактического задержания. Если в указанные сроки обвинение не будет предъявлено, орган уголовного преследования обязан немедленно отменить меру пресечения.
В ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела меры пресечения могут быть изменены и отменены. Такое решение принимается, когда:
1) оно вызвано обстоятельствами уголовного дела, и соответственно мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую;
2) отпадает дальнейшая необходимость в мере пресечения,и соответственно ее отменяют.
Об изменении или отмене меры пресечения орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, судья выносят постановление, а суд — определение. Изменение или отмена органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или по указанию прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.
Постановление (определение) об изменении или отмене меры пресечения должно быть мотивировано и содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости изменения или отмены меры пресечения.
Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) об изменении или отмене меры пресечения, разъясняет ему порядок обжалования постановления (определения), вручает копию постановления (определения). Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, объявившего постановление (определение) об изменении или отмене меры пресечения.
Порядок применения мер пресечения установлен в ст. 120-126 УПК.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Эта мера пресечения заключается во взятии у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянного или временного места жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде и в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.
В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки к нему может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при взятии подписки.
Личное поручительство. Применение этой меры пресечения возможно, когда заслуживающие доверия лица примут на себя письменное обязательство о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроется от органа уголовного преследования и суда, не будет препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будет заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.
Применение меры пресечения в виде личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство, ответственность поручителя. По смыслу ч. 3 ст. 121 УПК каждый поручитель в отдельности дает подписку о личном поручительстве. Однако уголовно-процессуальный закон не запрещает дачу подписки совместно всеми поручителями, если они одновременно прибыли к следователю, дознавателю.
В случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых было применено личное поручительство, на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин в порядке, предусмотренном ст. 134 УПК.
Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части. Эта мера пресечения состоит в возложении обязанности по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого или обвиняемого на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где подозреваемый или обвиняемый служит или проходит учебные или иные сборы (занятия).
Командованию воинской части вручается копия постановления (определения) о применении меры пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части письменно уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.
Командование для выполнения возложенной на него обязанности по наблюдению за подчиненным ему подозреваемым или обвиняемым вправе принимать соответствующие, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь меры, способные обеспечить надлежащее поведение этих лиц и их явку по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. В случаях совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена данная мера пресечения, командование обязано немедленно сообщить об этом органу, применившему эту меру пресечения.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр. Эта мера пресечения заключается в принятии на себя кем-либо из лиц, которым отдан несовершеннолетний под присмотр, письменного обязательства о том, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроется от органа уголовного преследования и суда, не будет препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будет заниматься преступной деятельностью.
Несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором несовершеннолетний находится. Частью 1 ст. 123 УПК не установлено, сколько лиц одновременно могут взять на себя обязательство по присмотру за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. По смыслу этой нормы в случаях, когда в семье двое родителей, усыновителей, то обязательство по присмотру должны взять на себя оба родителя, усыновителя. Однако не исключено, что такое обязательство может взять на себя один из родителей, усыновителей и нести ответственность за его невыполнение.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр возможна лишь по письменному ходатайству лиц, которым он может быть отдан под присмотр. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру. В случае невыполнения лицами, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, принятых на себя обязательств, на них может быть наложено судом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин в порядке, предусмотренном ст. 134 УПК.
Залог. Залог заключается во внесении самим подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в депозит органа предварительного расследования или суда денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда. По смыслу ст. 116, 119,124 УПК залог может быть применен как в отношении взрослых подозреваемых и обвиняемых, так и несовершеннолетних.Сумма залога определяется органом, ведущим уголовный процесс и применяющим эту меру пресечения, с учетом тяжести преступления, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя, но не менее ста базовых величин.
Залог применяется при условии полного возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением, и не применяется в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений. По смыслу ч. 1 ст. 124 УПК установленное требование о том, что залог применяется при условии полного возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением, распространяется и на случаи внесения залога другими физическими лицами.
В случае выполнения возложенных на подозреваемого или обвиняемого обязанностей суд при постановлении приговора или вынесении определения (постановления) о прекращении производства по уголовному делу решает вопрос о возращении залога залогодателю. При прекращении производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования залог возвращается по постановлению органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора или его заместителя. По смыслу закона, если мера пресечения в виде залога в ходе предварительного расследования отменяется или изменяется в соответствии с требованиями ст. 119 УПК, залог также должен быть возвращен лицам, внесшим его.
В случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда мера пресечения изменяется на более строгую, а залог обращается в доход государства по судебному решению, вынесенному в порядке, предусмотренном ст. 134 УПК. По смыслу ч. 2 и 3 ст. 124 УПК в случаях уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования в протоколе о нарушении меры пресечения в виде залога, составляемом в соответствии со ст. 134 УПК, в качестве нарушителя указывается подозреваемый или обвиняемый и излагаются их объяснения, в том числе и в тех случаях, когда залогодателем было другое физическое лицо. При разъяснении залогодателю в соответствии с ч. 2 ст. 124 УПК сущности подозрения или обвинения лица, в отношении которого применяется мера пресечения в виде залога, ему также должно быть разъяснено и то, что в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым меры пресечения залог будет обращен по судебному решению в доход государства.
Залог не может быть предметом конфискации. По смыслу ч. 4 ст. 124 УПК при применении судом конфискации имущества в качестве дополнительного наказания залог не может быть предметом конфискации.
При принятии решения о применении залога орган, ведущий уголовный процесс, выносит постановление (определение). Если постановление вынесено следователем, органом дознания, то оно должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Залогодателю, если им не является сам подозреваемый или обвиняемый, разъясняется сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Лицо, в отношении которого применяется эта мера пресечения, залогодатель и должностное лицо, применившее эту меру пресечения, удостоверяют своей подписью на постановлении (определении) факт разъяснения сущности подозрения или обвинения. Копия постановления (определения) вручается залогодателю для внесения залога.
Домашний арест. Эта мера пресечения заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем при даче санкции на ее применение. Домашний арест может сопровождаться следующими мерами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:
1) запретом выхода из жилища полностью или в определенное время;
2) запретом телефонных переговоров, отправления корреспонденции и использования средств связи, за исключением случаев, когда на подозреваемого или обвиняемого возложена обязанность отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган,осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого;
3) запретом общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя;
4) применением электронных средств контроля и возложением обязанности носить при себе эти средства и обслуживатьих работу;
5) возложением обязанности отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого;
6) установлением наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения;
7) другими подобными мерами, обеспечивающими надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.
Основания и порядок применения в качестве меры пресечения домашнего ареста, установления и продления его срока, а также отмены домашнего ареста регулируются соответствующими нормами УПК, относящимися к мере пресечения в виде заключения под стражу.
Мера пресечения в виде домашнего ареста при нарушении возложенных на подозреваемого или обвиняемого обязанностей и установленных для него правоограничений может быть изменена прокурором, его заместителем, органом дознания, следователем с санкции прокурора или его заместителя или судом на заключение под стражу.
Заключение под стражу. Мера пресечения в виде заключения под стражу является наиболее строгой мерой пресечения и применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, эта мера пресечения может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. В таких случаях подозреваемый или обвиняемый может быть взят под стражу при наличии следующих условий:
1) если он не имеет постоянного места жительства на терри
тории Республики Беларусь;
2) если не установлена его личность.
К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, эта мера пресечения может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания. Например, эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого в случае совершения преступления, предусмотренного ст. 174 УК (уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении), хотя санкцией этой статьи не предусмотрено лишение свободы.
При принятии решения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган, ведущий уголовный процесс, выносит постановление (определение), в котором должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.
Заключение под стражу на стадии предварительного расследования должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. При решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу прокурор или его заместитель обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого. При даче санкции на заключение под стражу несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого прокурор или его заместитель обязаны во всех случаях лично его допросить.
Прокурор или его заместитель допрашивают подозреваемого или обвиняемого с соблюдением требований ст. 215—219 УПК, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого также и с соблюдением требований ст. 433-436 УПК. Частью 3 ст. 126 УПК исключений в порядке допроса подозреваемых и обвиняемых при даче санкций на применение меры пресечения в виде заключения под стражу не предусмотрено. Такой же порядок допроса подозреваемых и обвиняемых в соответствии с ч. 3 ст. 125 УПК должен соблюдаться и при применении меры пресечения в виде домашнего ареста.
В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Эти правила действуют также при повторном применении указанной меры пресечения после ее отмены судом.
Суд принимает решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу по ходатайству сторон или по собственной инициативе, если вопрос о ее применении в отношении обвиняемого возник в судебном заседании.
Орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить о применении меры пресечения в виде заключения под стражу кого-либо из совершеннолетних членов семьи подозреваемого или обвиняемого или близких родственников, а о заключении под стражу гражданина иностранного государства сообщить в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления посольства или консульства этого государства. При применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, орган уголовного преследования или суд обязаны не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей. В случае применения этой меры пресечения в отношении пенсионера должен быть уведомлен орган, выплачивающий ему пенсию.
Лицо, заключенное под стражу, его защитник, законный представитель вправе обжаловать постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК.
Порядок и условия содержания лиц, заключенных под стражу, определяются законом.
Мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать двух месяцев. Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), а также время принудительного пребывания в психиатрическом (психоневрологическом) или ином лечебном учреждении лица, помещенного в эти учреждения с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению (определению) суда. В случае повторного применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого, обвиняемого по одному и тому же делу, а также по соединенному с этим или выделенному из него уголовному делу в ходе предварительного расследования срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного под стражей.
Мера пресечения в виде заключения под стражу по уголовному делу, находящемуся в производстве суда, не может превышать одного месяца.
Срок содержания обвиняемого под стражей свыше двух месяцев во время предварительного расследования может быть продлен:
1) до трех месяцев — прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в двухмесячный срок при отсутствии оснований для применения в отноше
нии обвиняемого иной меры пресечения;
2) до шести месяцев — прокурорами области, города Минска и риравненными к ним прокурорами или их заместителями;
3) до двенадцати месяцев — заместителями Генерального Прокурора Республики Беларусь;
4) до восемнадцати месяцев — Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности.
Соответствующий прокурор или его заместитель могут продлить срок содержания обвиняемого под стражей на любой срок в пределах указанных выше сроков, исходя из обстоятельств уголовного дела.
Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в отношении лиц:
1) обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преБеларусь и не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, при наличии оснований полагать, что они могутскрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что шестимесячный срок содержания обвиняемого под стражей является предельным сроком только по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких, за исключением дел по обвинению лиц, не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь.
Согласно ч. 6 ст. 127 УПК, предельным сроком содержания обвиняемого под стражей по уголовным делам во время предварительного расследования является срок восемнадцать месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей при предварительном расследовании не допускается и обвиняемый подлежит немедленному освобождению из-под стражи. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения, предусмотренная ст. 116 УПК.
При возвращении прокурором или его заместителем для производства дополнительно предварительного расследования уголовного дела, по которому двухмесячный срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор, или его заместителем в пределах одного месяца в соответствии с полномочиями, определенными ч. 3 и 4 ст. 127 УПК. В этом случае прокурор или его заместитель выносят постановление о продлении срока содержания обвиняемого под стражей. Если прокурор или его заместитель продлили срок содержания обвиняемого под стражей менее чем на месяц, то при необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей при производстве дополнительно предварительного расследования следователь, орган дознания обращаются к этим лицам с постановлением о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на оставшийся до трех месяцев срок, а дальнейшее продление указанного срока производится в порядке, установленном ч. 3-5 ст. 127 УПК.
Срок содержания обвиняемого под стражей по делу, поступившему для направления в суд, может быть продлен прокурором или его заместителем на срок до пяти суток.
Орган дознания, следователь, при необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей, выносят мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем:
1) за пять суток до истечения срока содержания под стражей;
2) за десять суток при продлении срока содержания под стражей более шести месяцев.
В случае продления срока содержания обвиняемого под стражей при возвращении прокурором или его заместителем уголовного дела следователю или органу дознания для производства дополнительно предварительного расследования прокурор или его заместитель выносит об этом постановление.
Решение прокурора о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК.
Срок содержания под стражей после окончания предварительного расследования и предъявления обвиняемому и его защитнику уголовного дела для ознакомления продлевается на время, необходимое для ознакомления с делом, если к этому моменту он истек. Этот срок продлевается в порядке, установленном ч. 3, 4 и 5 ст. 127 УПК.
В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей в восемнадцать месяцев невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, вправе не позднее десяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом.
Ходатайство Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, рассматривается судьей Верховного Суда Республики Беларусь единолично с участием прокурора. По усмотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняемый, его законный представитель, защитник.
Судья в срок не позднее пяти суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:
1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом, но не свыше шести месяцев;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора Республики Беларусь и об освобождении лица из
под стражи.
Продление срока содержания обвиняемого под стражей Верховным Судом Республики Беларусь до двадцати четырех месяцев осуществляется не во время предварительного расследования, как иногда утверждается в литературе84, а уже после окончания предварительного расследования.
Согласно ст. 255-257 УПК, уголовное дело предъявляется для ознакомления участникам уголовного процесса после принятия решения следователем, дознавателем об окончании предварительного расследования. Поскольку предварительное расследование окончено, оно предъявляется участникам уголовного процесса для ознакомления в подшитом и пронумерованном виде. Продлевается срок содержания обвиняемого под стражей Верховным Судом Республики Беларусь лишь для того, чтобы дать возможность обвиняемому, его защитнику и законному представителю ознакомиться с уголовным делом, а не для продолжения предварительного расследования.
Срок содержания обвиняемого под стражей по направленному прокурором в суд уголовному делу продлевается судом, в производстве которого находится дело. Вопрос о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей рассматривается судом в срок не более десяти суток до истечения каждого месяца срока содержания обвиняемого под стражей. Суд определением (постановлением) либо продлевает срок содержания обвиняемого под стражей, либо отменяет или изменяет меру пресечения.
Обвиняемый не может содержаться под стражей по уголовному делу, находящемуся в производстве любого суда, более шести месяцев со дня поступления уголовного дела в суд и до постановления приговора, а по делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, — более двенадцати месяцев.
Срок содержания обвиняемого под стражей со дня постановления приговора и до его вступления в законную силу не может превышать трех месяцев, а по делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, — шести месяцев.
Определение (постановление) суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в вышестоящий суд, решение которого является окончательным.
По уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, когда рассмотрение уголовного дела судом до истечения срока содержания обвиняемого под стражей, предусмотренного ч. 13 ст. 127 УПК, невозможно, а по обстоятельствам уголовного дела мера пресечения не может быть изменена, суд, рассматривающий уголовное дело, вправе не позднее десяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом.
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь не позднее пяти суток со дня получения указанного ходатайства выносит одно из следующих постановлений:
1) о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела су
дом, но не свыше шести месяцев;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства суда.
При направлении уголовного дела вышестоящим судом в суд первой инстанции для нового судебного разбирательства после отмены приговора, по которому двухмесячный срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится уголовное дело, в порядке и пределах, установленных ч. 13 ст. 127 УПК.