Как подготовить современный урок математики

Как подготовить интересный и содержательный урок математики

(для студентов педагогических колледжей)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2

Как подготовить интересный и содержательный урок математики

Методические рекомендации студентам педагогических колледжей для подготовки к практике пробных уроков математики в начальных классах

Челябинск, 2011

Как подготовить интересный и содержательный урок математики: Методические рекомендации студентам педагогических колледжей для подготовки к практике пробных уроков математики в начальных классах /Сост. Г.Г. Мальцева. – Челябинск: ЧГПК № 2, 2011. – 28 с.

Как подготовить интересный и содержательный урок математики

Методические рекомендации

Мальцева Г.Г., преподаватель МПНКМ,

кандидат педагогических наук

Введение

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Курс математики начальной школы – первый, но самый главный этап изучения важнейшей науки, без которой невозможно существование человека. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющей интеллектуального развития школьников. Изученный материал будет применяться всю жизнь. А всё, что будет изучено дальше, будет опираться на знания, полученные в начальной школе.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Для того чтобы уровень был достаточно высоким, надо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

Данные методические рекомендации могут помочь в подготовке такого урока.

Методические рекомендации предназначены студентам педагогических колледжей для подготовки к практике пробных уроков математики в начальных классах

Как подготовить современный урок математики

Современная методическая наука располагает совокупностью средств для достижения конкретных поставленных дидактических задач. Ещё на этапе планирования уроков учитель подумывает систему методов и приёмов учебно-воспитательной работы, сочетание различных форм организации деятельности школьников, методику применения средств обучения.

Поэтому для обеспечения наибольшей успешности целого класса в освоении учебного материала учителю желательно построить такой учебно-воспитательный процесс, в котором каждый ученик, независимо от его потенциала, будет вести активную познавательную деятельность. Такую возможность даёт грамотно спланированное и реализованное на уроках сочетание различных форм организации деятельности учащихся.

В основе успешности обучения младших школьников математике лежит ряд требований к организации и проведению урока.

Во-первых, для каждого урока обязательной является постановка цели.

Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности. В течение всего урока необходимо изучать реакцию учащихся на всё происходящее на уроке.

Для практики обучения очень важно, чтобы цель урока, поставленная учителем, была понята учеником. Осознанные учеником цель и учебно-познавательная задача помогают ему действовать активно и ускоряют процесс получения результата своих учебных действий.

Очевидно, что одна структура урока может обеспечить более интересную и активную деятельность учащихся, чем другая. И надо стремиться к тому, чтобы урок оптимально обеспечивал активную познавательную деятельность всех учащихся класса.

Общая цель урока (единство обучения, воспитания и развития) порождает новые по содержанию и структуре уроки математики.

Второе важное требование к уроку математики – это рациональное построение его содержания. Бесспорно, что на уроке математики главным является его математическое содержание, которое должно глубоко отражать логику данного учебного предмета и быть определяющим во всем, что делается на уроке. Именно на базе математического содержания урока у учащихся формируются три вида умений и навыков: математические, общеинтеллектуальные (приёмы умственной деятельности), умения и навыки учебной деятельности.

Важно обучать учащихся не столько математическим фактам самим по себе, сколько приобщать школьников к методам математики, развивать у них мышление. В каждом уроке важно выделить стержневую идею его математического содержания и вокруг нее сгруппировать всё остальное.

Третье требование к уроку – это оптимальный выбор средств, методов и приёмов обучения и воспитания на уроке.

Большая роль в отборе средств, методов и приёмов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебно-познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.

Выбирая средства, методы и приёмы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения поставленных целей обучения.

Специфика самого учебного предмета «математика» такова, что основным в обучении младших школьников являются наглядно-вербальные средства в различных сочетаниях. Урок математики характеризуется комплексным применением наглядных и технических средств обучения.

Для того чтобы уровень урока математики был достаточно высоким, необходимо уже в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь вам, уважаемые студенты, в подготовке такого урока.

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

* чётко определить и сформулировать для себя его тему;

* определить место темы в учебном курсе;

* определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

* и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

II. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

III. Спланировать учебный материал урока

Для этого надо:

Ø подобрать литературу по теме. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедические издания, монография (первоисточник), научно-популярные издания. Надо отобрать из доступного материала тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Ø подобрать учебные задания, целью которых является:

* узнавание нового материала;

* воспроизведение;

* применение знаний в знакомой ситуации;

* применение знаний в незнакомой ситуации;

* творческий подход к знаниям.

Ø упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

1. Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала.

2. Задания, способствующие осмыслению материала учеником.

3. Задания, способствующие закреплению материала учеником.

IV. Продумать «изюминку» урока

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

V. Стимулировать отобранный учебный материал

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

* что контролировать;

* как контролировать;

* как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

VII. Подготовить оборудование для урока

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Однако в методике начального обучения математике всё обстоит значительно сложнее, особенно со структурой урока. Это обусловлено тем, что при построении конкретного урока необходимо учитывать не только определённые этапы обучения, такие как актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль, повторение; не только специфику математического содержания, но и основную цель курса, его логику, и соответственно те методические подходы и приёмы, которые способствуют её достижению и находят отражение в школьных учебниках математики.

В связи с этим, характеризуя урок с методической точки зрения, необходимо иметь в виду не только его внешнюю, но и внутреннюю структуру. Когда в дидактике говорят о том, что структура урока может быть различной, то имеется в виду его внешняя структура, т.е. этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи. Внутренняя же структура урока определяется содержанием и последовательностью учебных заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения учащимися математического содержания и характер их деятельности.

С точки зрения внутренней структуры каждый урок – это определённая система заданий, в процессе выполнение которых ученик овладевает знаниями, умениями, навыками, продвигаясь в своём развитии. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, как организует деятельность учащихся, направленную на их выполнение, зависит достижение целей обучения, степень активности и самостоятельности учащихся.

Таким образом, в курсе математики начальных классов, целью которого является отработка определённых знаний, умений и навыков, урок сориентирован на внешнюю структуру. Её основные компоненты: изучение нового, закрепление, повторение. Большинство предлагаемых заданий относятся к тренировочным и выполняют контролирующую функцию.

Критерии оценки таких уроков в школьной практике: количество решённых примеров и задач, объём записей, выполненных учащимися в тетрадях, правильные и быстрые ответы детей на вопросы, которые задаёт учитель, разнообразие средств наглядности, дидактических игр и форм обучения.

Направленность курса математики в начальных классах на развитие ребёнка вносит существенные изменения во внутреннюю структуру урока. Так, на уроке изучения нового детям сначала предлагаются частично-поисковые или творческие задания. Они выполняют мотивационную функцию или связаны с постановкой учебной задачи. Такие задания выполняются в процессе совместной деятельности учителя и учащихся, которая заключается в обсуждении возможных способов действий, анализе, выборе их вариантов, выделении существенных признаков изучаемого понятия, осознании его взаимосвязи с ранее изученным материалом.

В развивающем курсе математики начальных классов урок сориентирован на внутреннюю структуру. Её основные компоненты: учебные задачи и те учебные задания, которые способствуют их решению. Они носят частично-поисковый характер и выполняют, прежде всего, обучающую и развивающую функцию.

Критериями оценки развивающих уроков являются логика их построения, направленная на решение учебной задачи, вариативность предлагаемых заданий и взаимосвязь между ними, которая обеспечивается различными методическими приёмами; продуктивная мыслительная деятельность учащихся, активное высказывание детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.

Готовясь к своим первым урокам, вам, конечно же, необходимо будет советоваться с учителями, работающими в классе, и ориентироваться на тот учебник математики, по которому учатся дети. Ведь именно в учебнике находят отражение логика построения курса и методические подходы к формированию у младших школьников математических понятий, свойств и способов действий.

Тем не менее, независимо от программы, учебника, особенностей класса и учителя вам необходимо ориентироваться на общий способ деятельности, который позволит вам обдумать логику предстоящего урока на основе знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе изучения методического курса.

Это общий способ деятельности, связанный с планированием урока, можно представить в виде следующей последовательности вопросов.

1. Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приёмы рассматриваются на данном уроке?

2. Что я сам о них знаю?

3. С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? (Найдите эти страницы в учебниках и изучите содержание тех заданий, которые учащиеся выполняли после знакомства с этими понятиями, свойствами, способами действий.)

4. Какова функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая)? Какие знания, умения, навыки и приёмы умственных действий формируются в процессе их выполнения?

5. Какова дидактическая цель данного урока?

6. Какие задания, предложенные в учебнике, по вашему мнению, можно исключить из урока? Какими заданиями можно его дополнить? Какие задания преобразовать?

7. Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность школьников, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение? Какие методические приёмы и формы организации деятельности учащихся, известные вам из курса педагогики, можно для этого использовать?

8. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как вы организуете их деятельность по предупреждению или исправлению ошибок?

Ориентируясь на данные вопросы, вы сможете научиться планировать содержательные, выстроенные в определённой логике уроки, и ваша деятельность, направленная на развитие младших школьников в процессе обучения математике, будет осознанной, обоснованной и творческой.

Определив внутреннюю структуру урока, необходимо продумать и такие вопросы:

- что вы запишите на доске;

- что будете писать на доске вы, а что – дети в процессе обсуждения заданий;

- какую работу на уроке вы организуете фронтально, какую - индивидуально;

- какие задания дети будут выполнять самостоятельно, а какие – с вашей помощью;

- как вы организует обсуждение самостоятельной работы;

- какие вопросы вы зададите детям, если они допустят ошибки в вычислениях;

- какие наглядные пособия используете на уроке.

Урок – это основная форма организации обучения математике и основной элемент процесса обучения.

Основные моменты работы учителя, связанные с подготовкой и проведением урока:

1. Точное определение цели урока.

Задача эта чрезвычайно ответственная, ибо цель урока определяет решение всех остальных вопросов, связанных с подготовкой и проведением урока, о его содержании, структуре, методике и организации работы на уроке. В связи с основными особенностями начального курса математики на урок, чаще всего, намечается 2-3 основные цели урока.

Наряду с рассмотрением нового материала почти на каждом уроке вводятся и некоторые элементы новизны в работу над изученным раннее материалом, ведётся работа над совершением формированием умений и навыков. Каждый урок должен быть звеном в единой цепи учебных занятий, направленных на решение общих образовательных и воспитательных задач обучения математике.

2. Одним из важнейших принципов работы учителя является обеспечение непрерывности в развитии и совершенствовании младшими школьниками универсальных учебных действий.

3. Основой при решении вопроса о содержании урока может служить учебник, предлагающий учителю определённый набор упражнений для большей части уроков. Однако творческий подход к работе должен быть проявлен учителем и при решении этого важнейшего вопроса.

4. Продумывая урок, учитель намечает формы занятий с учащимися, предусматривая необходимую смену видов деятельности школьников.

5. Особого внимания учителя заслуживает при подготовке к уроку вопрос о содержании, времени, форме проведения и проверки самостоятельной работы учащихся, которая должна быть обязательным элементом каждого урока.

6. При составлении плана урока необходимо продумать методику использования наглядных пособий, объёма выполненной работы учащимися в тетрадях, те записи, которые учитель предлагает выполнить на ходу урока на доске; кому и за что на уроке будет выставлена оценка.

7. С целью развития интереса к математике на уроках используются дидактические игры и занимательные упражнения.

8. Большое значение имеет придумывание того, какое задание должно быть предложено учащимся, в какой момент на уроке должна быть дана соответствующая инструкция.

9. Умелое сочетание на уроке индивидуальной работы с коллективной, осуществление дифференцированного подхода к учащимся – существенная сторона в проведении урока.

Наши рекомендации