Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого

«Весна» с добавлением последующих событий

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные;

- развивать творческое воображение и логичес­кое мышление;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

Оборудование: текст рассказа Г.А. Скребицкого «Весна», опорные картинки (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов А.Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», Ф.И. Тютчева «Весен­ние воды». Игры: «Скажи иначе» (подбор сино­нимов), «Телефон» (подбор родственных слов к слову вода), «Подбери признаки».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Думай, отвечай»

- Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

- Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

- Солнце весной (что делает?) — пригревает, све­тит.

- Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

- Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

- Набухают на деревьях (что?) — почки.

- Распускаются (что?) — цветы.

- Появляются на деревьях (что?) — листья.

2. Чтение рассказа Г.В. Скребиикого «Весна».

3. Объяснение значений малознакомых слов.

Пригорок — ...

Ложбинка — ...

Труха — ...

Хворост — ...

4. Вопросы к рассказу.

- Какие изменения происходят весной в природе?

- Почему «зимние квартиры» весной пустеют?

- Опишите путь ручейка.

- Как выбирались из зимних квартир в пеньке его жители?

- Почему куча хвороста зашевелилась?

- Кто появился из-под хвороста?

- Что произошло дальше? (Выслушиваются вер­сии детей.)

5. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соот­ветствующие движения.

Что сделать, чтобы вырос

Красивый цветок?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к солнцу пробьется!

Солнце цветкам помогает расти.

К солнышку тянется стебелек,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце, и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли.

(И. Лопухина)

6. Повторное чтение рассказа.

Логопед дает детям установку на то, что детям нужно составить пересказ рассказа и придумать, чем он закончился.

При возникающих у детей затруднениях при пере­сказе логопед предлагает детям составить план рас­сказа с помощью опорных сигналов (картинок). Это помогает детям логически составить связный пере­сказ (так как рассказ не имеет четкого сюжета).

7. Пересказ рассказа детьми.

Два первых пересказа составляются детьми с использованием символов, а последующие — без символов.

8. Чтение авторской версии окончания рассказа.

9. Итог занятия.

- Кто придумал самое интересное окончание рас­сказа?

Занятие 25.

Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем»

(с изменением главных действующих лиц и добавлением

последующих событий)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением пос­ледующих событий;

коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую и монологическую речь детей;

- развивать память и воображение;

- пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.

Оборудование: переработанный и адаптированный текст рассказа А.С. Баруздина «Страна, где мы живем», географическая карта России и сюжет­ные картины по данной тематике (подбирает лого­пед).

Предварительная работа: беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город». Чтение худо­жественных произведений: 3. Александровой «Родина», М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны», А. Прокофьева «Родина».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети;

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

2. Вводная беседа.

- Как называется наша страна?

- Главный город страны — как сказать иначе?

- Назовите столицу нашей Родины

- Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что наша страна богата чем? (Логопед подво­дит детей к ответу: реками, озерами, леса­
ми, нефтью; на карте можно увидеть боль­шие города и маленькие поселки.)

- Наша страна какая?

3. Чтение адаптированного рассказа С.А. Баруздина «Наша страна».

У меня есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его просто Димкой.

Лет Димке ни мало, ни много. А всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Димка всем на свете интересу­ется.

Однажды Димка спросил меня:

- А мы с тобой где?

- В квартире, — ответил я своему другу.

- А еще где?

- В доме.

- А дом где?

- На улице.

- А улица?

- В Москве.

- А Москва?

- В России, — объяснил я. — Так наша страна называ­ется. Знаешь?

- Знаю, — согласился Димка. — А какая она, наша страна?

Долго я думал, как рассказать Димке про нашу стра­ну, и наконец предложил:

- Надо самому посмотреть, тогда поймешь.

- А как?

- По всякому можно, — сказал я, — лучше всего, конечно пешком по стране пройти или на лошади про­ехать. Тогда все увидишь. Можно на машине. На поезде или на пароходе прокатиться тоже неплохо.

Ну, а если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое-что...

- Давай на самолете! — предложил Димка.

Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежали...

4. Беседа по содержанию.

1. Опишите главного героя рассказа.

2. Что очень интересовало Димку?

3. К кому он обращался за помощью?

4. На чем собирались два друга отправиться в путешествие?

5. Почему они выбрали именно самолет?

6. Что увидели наши друзья с самолета.

5. Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту.

Я и прямо, я и боком, С поворотом,

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами вместе.

6. Повторное чтение рассказа.

Дается установка на то, что ребята должны будут рассказывать не о Диме и его друге, а о себе, о своем друге и о своем городе. Для завершения рас­сказа нужно представить себя писателем и закон­чить рассказ.

7. Пересказ рассказа детьми.

Может пересказывать один ребенок, а можно организовать пересказ в форме диалога между двумя детьми (главным героем и его другом). Такая форма пересказа очень хорошо активизирует детей. В завершение логопед читает (по желанию детей) авторскую версию окончания рассказа.

8. Итог занятия.

Чье окончание рассказа вам понравилось боль­ше всего?

Занятие 26.

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно»

(из коллективного опыта)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлять рассказы из коллек­тивного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада;

коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану;

- развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед;

- развивать память, внимание;
коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара.

Оборудование: сюжетные картины, способствую­щие составлению связного рассказа по заданной теме (подбирает логопед).

Предварительная работа: экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления впечатлений об увиденном.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Назови профессии женщин»

- Певец — певица.

- Скрипач — ...

- Повар — ...

- Портной — и т.д.

2. Вводная беседа по следам проведенной экскурсии.

- Когда вы были на экскурсии?

- Где расположена кухня в детском саду?

- Кто встретил вас?

- Как были одеты повара?

- В чем особенность посуды на кухне? (В сравне­нии с посудой дома, в группе.)

- Зачем нужны машины-помощники? Назовите их.

- Что происходило на кухне во время экскурсии?

- В чем особенность профессии повара детского сада?

- Как нужно относиться к труду взрослых?

3. Объявление темы.

Логопед говорит о том, что нам нужно составить рассказ о наших поварах. Затем мы его запишем и отправим в соседний детский сад с просьбой к ребя­там рассказать что-нибудь о жизни своего детского сада.

4. Составление рассказа.

Для облегчения построения рассказа предлага­ется план (слово план при этом не называется). Примерный план

1. На кухне.

2. Что мы увидели?

3. Кто для нас готовит?

Перед рассказами целесообразно повторение плана несколькими етьми.

5. Рассказы детей.

Поочередно дети составляют короткие расска­зы-описания по заданному плану. Из них постепен­но складывается рассказ.

Пример рассказа, составленного совместно логопедом и детьми

После завтрака мы спустились на первый этаж. Там расположена кухня. Сколько разных машин - помощников кругом: электрическая плита, духовой шкаф и мясорубка. Все для того, чтобы повара могли готовить быстро и вкусно.

Особенно нас удивила посуда: большие, даже огромные кастрюли и сковорода смотрели нас. В кастрюлях что-то кипело, и оттуда доносились вкусные запахи. Повара легко и умело выполняли свою работу. Выглядели они, как ученые или насто­ящие волшебники: в белых халатах и красивых колпаках. На прощанье повара угостили нас вкусным печеньем, которое они испекли. А мы сказали боль­шое спасибо поварам за их труд.

6. Итог занятия.

- Куда вы ходили на экскурсию?

- Кто готовит пищу в детском саду?

Занятие 27.

Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

(из личного опыта)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей логическое мышление и дол­говременную память;

- развивать умение строить распространенные предложения;

- развивать умение строить высказывание, опи­раясь на готовый план;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме.

Оборудование: картина «Дом» (подбирает лого­пед); текст стихотворения С. Баруздина «Кто пос­троил этот дом?»

Предварительная работа: чтение и анализ художес­твенной литературы по данной теме, прогулка с целью сравнения и описания вида здания детско­го сада внутри и снаружи, повторение домашнего адреса, рисование своего дома. Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.

2. Вводная часть.

A) Игра «Из чего?»

- Бревенчатый дом построен из ... (бревен)

- Кирпичный — из ...

- Блочный — из ...

- Деревянный — из ...

- Глиняный — из ...

Б) Рассматривание картины и называние частей дома.

B) Игра «Подбери признак».

Дом (какой?) — новый, двухэтажный, большой, высокий, теплый, ютный и т.д.

3. Объявление темы.

У каждого есть свой уютный дом, где уютно и где нас всегда ждут. Вот о таком доме мы сегодня с вами будем рассказывать.

4. Беседа по вопросам.

- На какой улице стоит ваш дом?

- Опишите свой дом так, чтобы его могли пред­ставить себе другие люди: сколько в нем эта­жей, на каком этаже вы живете, из какого мате­
риала дом построен, какая у вас квартира?

- Что расположено рядом с вашим домом? (мага­зины, детские или спортивные площадки, парк, сквер и т.д.)

- Почему возвращение домой для каждого чело­века это радость?

- Кого вы рады всегда видеть у себя дома?

5. Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроем, Шагают на месте.
Обновили старый дом: Изображают «крышу» над головой.
Был облезлый, скучный, голый — «Красят».
Стал нарядный и веселый. «Крыша» над головой.

6. Составление рассказов.

Логопед предлагает детям продолжить рассказ и начинает его примерно так:

После работы мама заходит за мной в детский сад. Я одеваюсь, беру ее за руку, и мы идем домой. Мой дом ...

Если дети затрудняются, то целесообразно пред­ложить план. Например:

1. Дорога домой.

2. Возле дома.

3. Дом, в котором я живу.

Для закрепления плана возможно повторение его несколькими детьми.

7. Рассказы детей.

8. Итог занятия.

- Почему каждому человеку нужен свой дом?

- Что нужно делать, чтобы дома всегда было уют­но?

Занятие 28.

Наши рекомендации