Ученический коллектив: понятие, типы, структура, функции коллектива, этапы и пути развития коллектива.
Слово коллектив происходит от латинского "коллективус", что в перевод означает "объединяю", объединение, группа. Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связывающих отношений.
С точки зрения философии "сущность" коллектива состоит в том, что в нем непосредственно соединены общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются для большинства общие цели, нормы правила поведения...
Признаки кол-ва: Общая социально значимая цель. Общая совместная деятельность, ее общая организация. Отношение ответственной зависимости. Общий выборный руководящий орган. Сплоченность, взаимопонимание, защищенной каждой личности. Сочетание групповых, личных и общественных интересов.
Структура и функции коллектива
Любой воспитательный коллектив является единством относительно самостоятельных коллективов: педагогического и детского. Их функционирование - взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, пед. коллектив достигает цели по результату - сплочению учащихся.
Основные признаки детского и педагогического коллективов:
* совместная устремленность к социально-значимым целям деятельности.
* совместная деятельность всех членов коллектива.
* наличие отношений ответственной зависимости.
Ученический коллектив - сложное социальное образование. Он обладает определенной структурой. В общем виде структуру школьного воспитательного коллектива можно разделить на формальную и неформальную структуру. К формал-й относится: единый педагогический коллектив, классы, кружки, объединения, секции, клубы, факультативы. К неформальным: микрогруппы педагогов, микрогруппы учащихся.
Ученический коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. По выделению признака (основания) можно говорить о классификациях функций. Так Л.И. Новикова выделяет следующие функции: регулятивная, формирующая, корректирующая.
В. М. Кротов указывает на существование следующих функций: Организационная, идейно-воспитательная, стимулирующая
Организационная функция - коллектив сам управляет общественно-полезной деятельностью.Идейно-воспитательная функция- коллектив становится носителем определенных идей и убеждений. Функция стимулирования связана с тем, что коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов, регулирует поведение своих членов их взаимоотношения.
Структура и этапы формирования учебного коллектива
Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. То, что "срабатывает" по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым — к другой. Опытные педагоги хорошо знают это "таинственное явление": две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что "погоду" в учебной группе делают определенные ученики, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления. Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом организационном этапе группа учащихся вуза не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз учащихся, имеющих различный жизненный опыт, взгляды, различное отношение к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива.Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом.
На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.