Развитие познавательных способностей дошкольников

ББК 88.835.1

Т-46

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.

Популярное пособие для родителей и педаго­гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

Развитие познавательных, или интеллектуальных,спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей,воспитателей, учителей.

В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо дляих подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

ОГЛАВЛЕНИЕ

от автора ............................................................................................................................... 4

I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста ...................... 5

Восприятие ............................................................................................................................ 7

Особенности восприятия детей дошкольного возраста …………………………………. . 8

Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста .................. 10

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста ........................................ 26

Память ................................................................................................................................ 34

Особенности памяти детей дошкольного возраста ……………………………………….. 36

Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошк. возр........ 38

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста . ……………………………………... 57

Внимание .............................................................................................................................. 64

Особенности внимания у детей дошкольного возраста ……………………………………. 65

Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошк. возраста ........... 67

Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста ……………………………….81

Заключение к части I ................................................................................................................ 86

Приложение ............................................................................................................................... 93

II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьн. возраста ........... 119

Восприятие ............................................................................................................................ 121

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста ........................................... 121

Упражнения для развития восприятия у детей млад­шего школьного возраста .................. 124

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда­тельности у учащ. младш. Кл. ..... 138

Диагностика восприятия у детей младшего школьно­го возраста ......................................... 147

Память .................................................................................................................................. 154

Особенности памяти детей младшего школьного возраста………………………………… 154 Задания и упражнения для развития памяти млад­ших школьников ..................................... 158

Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена .................................. 163

Диагностика памяти младших школьников .............................................................................. 172

Внимание ................................................................................................................................ 182

Особенности внимания детей младшего школьного возраста ……………………………….182 Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста ............. 185

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников ........................................... 185

Методы диагностики особенностей внимания младших школьников ................................... 200

Заключение к части П .............................................................................................................. 209

Приложение .................................................................................................................................. 211

Предыдущая книга «Развитие логического мышле­ния детей» была посвящена формированию такого важного процесса человеческого сознания, или психики, как мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге мы рассказываем о развитии таких психических процессов, как восп­риятие, внимание, память, без которых также не­возможно успешное обучение ребенка в школе. Главы книги содержат подробную информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особен­ности этих психических процессов у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, как оценить уровень сформированности познавательных способно­стей у детей и с помощью каких игр, занятий, упражнений можно их развивать.

Все задания, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает. Поэтому рекомендуем родителям, педагогам, занимающимся с детьми, придерживаться определенной последователь­ности при проведении занятий.

Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, продолжительность занятий с учащимися первого класса — 30 минут, второго—четвертого классов — 40 минут.

I. РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. ВОСПРИЯТИЕ

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений приих непосредственном дей­ствии на органы чувств. Оно является основой мыш­ления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восп­риятия человека человеком строятся отношения меж­ду людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства воспри­ятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также спе­циальные. К специальным видам относятся вос­приятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов,их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структур­ность, осмысленность.

Развитие познавательных способностей дошкольников

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие следует рассматривать как интеллек­туальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно пред­ставить следующим, образом:

а) выделение из потока информации какой-то оп­ределенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правиль­ность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит не­произвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали­зировать тот или иной предмет. В предметах до­школьники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяетихна фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в до­школьном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно

расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять струк­туру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воз­действующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта­лонами при восприятии формы являются геометри­ческие фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами —первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с про­странственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собойвторой этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узна­вать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллекту­альных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.

10 Развитие познавательных способностей дошкольников

Наши рекомендации