Сопровождение семей в социально – опасном положении как направление деятельности КОГАУСО
Работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий [Алексеева, М.О. Принципы организации работы по сопровождению семьи, оказавшейся в социально опасном положении// Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-10. - С. 6-7.].
Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Система социального сопровождения – функциональная структура, включающая социальное бюро и партнерская сеть, деятельность которой построенная на условиях взаимных договоренностей.
Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, – это граждане – члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально – опасном положении, замещающие семьи.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Получатель социальных услуг ‒ гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Поставщик социальных услуг ‒ юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи может являться составной частью индивидуальной программы предоставления социальных услуг, дополняющей ее мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа предоставления социальных услуг не оформляется [http://nschool1.ru/]
Выделяют несколько уровней социального сопровождения семей в социально – опасном положении.
Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации.
Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.
Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско – родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка).
Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать- одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).
Деятельность по сопровождению семьи в социально – опасном положении состоит в следующем алгоритме:
Этап I. Поступление информации о семье, находящейся в социально-опасном положении: заявление гражданина (его законного представителя) или направление (ходатайство) должностного лица учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задача 1. Поставить семью на учет.
Задача 2. Инициировать процесс оказания помощи.
Задача 3. Формирование карты сопровождения семьи.
Этап II. Исследование семейной ситуации.
Задача 1. Получение информации общего характера о семье.
Задача 2. Установление контакта с семьей, мотивация семьи на сотрудничество.
Задача 3. Проблемный анализ семейной ситуации (совместно с семьей).
Этап III. Составление индивидуальной программы социальной реабилитации семьи.
Задача 1. Составить индивидуальную программу социальной реабилитации семьи, находящейся в социально – опасном положении.
Этап IV. Оказание семье социально-бытовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Этапы IV-IX. Не разделены во времени, а представляют собой единый процесс социальной терапии, направленный на достижение намеченных преобразований в жизни семьи.
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям.
Этап V. Оказание семье социально-медицинских услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям
Этап VI. Оказание семье социально-экономических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям
Этап VII. Оказание семье социально-правовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям
Этап VIII. Оказание семье социально-педагогических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей; коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок в воспитании.
Этап IX. Оказание семье социально-психологических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости)
Задача 1. Формирование семейных отношений, создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми. Коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок в воспитании.
Этап X. Оценка эффективности оказанных социальных услуг семье (по результатам реализации индивидуальной программы социальной реабилитации) [ Логинова, И.А, Монастырева, Г.В. Требования к документации центра социальной помощи семье и детям по сопровождению семьи, находящейся в социально – опасном положении. – Самара, 2012. 9].
Также существуют различные технологии по сопровождению семей в социально опасном положении:
1. Технология службы социального сопровождения семьи по месту
жительства. Включает в себя сбор и анализ информации о ситуации в семье, первичный акт обследования семьи (проверка информации), выявление проблем семьи, составление индивидуального плана работы с семьѐй.
Участковая служба проводит комплексное социальное обследование, сбор информации о семье (детальный, из разных источников), выяснение ключевой проблемы, определение причин и следствий неблагополучия, составление программы работы с данной семьѐй. Развивает компетентность членов семьи и уверенность в том, что их действия могут улучшить их жизненную ситуацию. Определяют перспективы улучшения ситуации в семье.
Технология включает комплекс мероприятий по социально – медицинской, социально – правовой, социально – педагогической, социально – психологической, социокультурной, социально – бытовой реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для этого используются следующие формы:
· беседы;
· рекомендации;
· наблюдения;
· реализация намеченного плана;
· привлечение специалистов;
· способность помочь в разрешении проблемы;
· проведение работы по разрешению конфликтной ситуации в семье.
Осуществляется патронаж семьи (интенсивный, текущий и контрольный). Передается информация в «банк данных» семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проводится социальная диспансеризация (осуществляется регулярное социальное наблюдение).
2. Технология организации выездных мобильных бригад. Формируется мобильная бригада для выезда к неблагополучной семье, в состав которой входят специалисты социального Центра. Состав бригады изменяется в зависимости от выявленных проблем семьи. Выезд специалистов планируется один раз в месяц или чаще, в зависимости от потребностей для оказания необходимой консультативной помощи и экономической.
3. Технология психолого – педагогического сопровождения.
Организация психолого – педагогического сопровождения семей, обеспечивает социально – психологическую поддержку, помощь в построении детско-родительских отношений. При этом могут быть задействованы родительские клубы на базе социальных учреждений. Оказание помощи родителям в осознании ценности семьи для ребенка и ребенка в семье посредством проведения совместных досуговых мероприятий.
4. Технология оказания экстренной социально - психологической помощи по «телефону доверия».
Организация социально - психологического консультирования граждан по «телефону доверия». Организация «горячих телефонных линий» по вопросам воспитания детей, проблем семейного насилия.
1.5. Технология межведомственного взаимодействия социальных партнеров. Технология межведомственного взаимодействия социальных партнеров включает в себя заключение договоров о сотрудничестве, привлечение специалистов различных служб, использование ресурсных возможностей партнеров. [Стоякина, И.В., Ременцова, Н.Г. Программа работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Воспитание школьников. - 2014. - № 6. - С. 57-62. 16].
Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны специалистов, так и, в большей степени, со стороны клиента. В любом случае, в своей работе специалист стремится, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Она напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений, но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.) [Смирнова, А.В. Технологический процесс осуществления социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении в учреждениях социального обслуживания республики Татарстан// Гуманитарии в XXI веке. - 2013. - С. 507-509. 15].
В результате совместной работы специалистов по социальной работе, специалистов КДН и школ в семьях все же меняется ситуация, детям в семье уделяется гораздо больше внимания, разрешаются их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, слаженность работы специалистов Центра семьи и школы, позволяют закрепить эти результат.
Таким образом, деятельность социальных служб по сопровождению семей в социально опасном положении состоит из этапов и технологий и выстраивается совместно с субъектами профилактики в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения.