Педагогические, психологические и технические аспекты формирования спортивной команды. 3 страница

профессиональной деятельности больших континентов населения, значительно

снизив физические нагрузки и повысив эмоциональной напряжение, связанное,

например, с обеспечением сложных технологических процессов.

Рассматривая глобальные последствия влияния научно-технической

революции на биосферу планеты и самого человека, американский ученый

Н.Винер писал: «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для

того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя.»

Современного человека нужно изучать во всей глубине и сложности его

физических возможностей и духовного потенциала, которые наиболее точно

раскрываются в экстремальных условиях, требующих предельного напряжения

физических резервов организма и волевых качеств.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких

результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного

напряжения всех физиологических возможностей. Высокая степень физических и

нервно-эмоциональных нагрузок характерна и для ряда отраслей

производственной деятельности человека. Предельный уровень физических

нагрузок, сочетающихся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит

к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального

состояния организма в целом. Это проявляется, в частности, в значительных

изменениях иммунологической реактивности организма спортсмена, что в

некоторых случаях обуславливает снижение сопротивляемости инфекциям,

возникновению аллергических реакций, аутоиммунных и других заболеваний.

В основе спортивной тренировки лежат представления о механизмах

долговременной адаптации, о взаимодействии нагрузки и восстановления

организма человека как факторов, которые обуславливают адаптационные

процессы, появляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в

организме спортсмена. Важнейшее значение для сохранения здоровья спортсмена

имеют и экологические условия. Частое их изменение вызывают напряжение

физиологических механизмов адаптации человека.

Таким образом, на повестку дня поставлена фундаментальная задача -

добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и

социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда

здоровью нынешнего и грядущих поколений. При этом становиться все более

очевидным, что в решении данной задачи теория адаптации играет важнейшую

роль.

Наиболее эффективный способ коррекции процесса адаптации - это оптимизация

самой начальной стадии. Это такие пути.

1. Поддержание исходного высокого функционального состояния организма

(как физического, так и эмоционального).

2. Соблюдение ступенчатости при адаптации к новым условиям (природно-

климатическим, производственным, временным), а также при переключении

с донного вида деятельности на другой, т.е. постепенное вхождение в

новую среду и в любой труд. Соблюдение этого условия позволяет

включаться без перенапряжения физиологическим системам организма и

тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Такая

стратегия способствует сохранению ресурсов организма, уменьшению

платы за адаптацию.

3. Организация режима труда, отдыха, питания с учетом не только

возрастных и половых особенностей человека, но и природно-

климатических (сезоны года, температурный режим, содержание кислорода

в атмосфере) условий.

4. Необходимое для обеспечения долговременной адаптации человека в

экстремальных условиях поддержание не только достаточно высокого

уровня физического состояния, но и характера социально значимой

мотивации и сохранения здорового морального климата в коллективе.

Научно-техническая революция двадцатого столетия многократно увеличила

способность человека воздействовать на природную среду. К сожалению, это

воздействие нередко носит разрушительный характер, что приводит к

огромному экономическому ущербу, ухудшению благосостояния и здоровья людей.

В конечном счете, все экологические проблемы прямо или косвенно

оказывают влияние на физическое и нравственное здоровье человека.

Экологическим исследованиям принадлежит большая роль в профилактике

различных заболеваний.

Постоянными атрибутами современной жизни людей, проживающих в

промышленно развитых странах, является не только нервно-психическое

напряжение, которое они испытывают в процессе повседневной деятельности, но

и воздействие на их организм факторов физической, химической и

биологической природы, в частности таких, как загрязнение атмосферы и воды,

химизация сельского хозяйства. Диапазон компенсанторно-приспособительных

способностей и резервных возможностей человека не измеряется альтернативой

- здоровье или болезнь. Между здоровьем и болезнью располагается целый ряд

промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления,

близкие то к здоровью, то к заболеваемости и все же не являющиеся ни тем и

ни другим.

Для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень

активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом

процессе.

Становление человека происходило в условиях высокой двигательной

активности, которая была необходимым условием его существования,

биологического и социального процесса. Тончайшая сработанность всех систем

организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной

деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный,

а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяризации

людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного

образа жизни, увеличение агрессивных агентов среды обитания. В процессе

эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая

устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать

поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором,

элиминируного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации

сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их

полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на

основные системы жизнеобеспечения, и в первую очередь на сердечно-

сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки,

оказывающие мощное тренирующие воздействие на все системы жизнеобеспечения,

являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его

развития. Они способствуют формированию популяции, степень устойчивости

которых к агрессивным факторам внешней среды повышается.

С появлением на Земле человека разумного получила развитие новая форма

адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации

в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью

достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры -

физические упражнения, различной интенсивности, естественные силы природы,

гигиенические факторы- стали важными средствами повышение адаптивных

возможностей человека, совершенствование его социальной и биологической

природы.

Действие главного фактора эволюции - естественного отбора- с начала

появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов

резко сократилось, и на современном уровне развития человечества

практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути

совершенствования механизмов выживания за счет прогрессивного развития

мозга, сознательного отражения действительности, изыскания эффективных форм

адаптации к ней. Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно

пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого

социального наследования. Материализация его начинается там, где создаются

условия накопления культурных ценностей, созданных человеком, и передачи их

последующим поколениям.

Будучи изолированными от общества людей в раннем детстве, человек никак

не проявляет активности, потребности в подлинно человеческом познании

окружающего мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается специальным

педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям

общечеловеческой культуры. В связи с этим активное приобщение детей к

овладению теоретическими основами спорта, физиологическими, тактико-

техническими знаниями необходимо не только для спортивного роста, но и для

социализации человека, формирования его личности.

Разумеется, социальное исследование не меняет основ биологической

наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника

врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в

отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках

очень жесткой программы наследственности может меняться активность

отдельных участков генома под воздействием агрессивных факторов внешней

среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и

житейский опыт.

Научно-техническая революция ведет к уменьшению доли тяжелого труда,

физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению

доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины столь

неблагоприятных последствий недостаточной двигательной активности

(гипокинезии)?

Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в

работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения

интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат

регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к

снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и

миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность.

Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению,

недостатку кислорода.

Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются

функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность

сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает

мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых

движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-

химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание

кальция.

У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в

результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются

вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При

недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от

своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной

функции.

Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменения в своей

генетической программе. Между тем условия, в которых жили наши предки, и

условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к

объему выполняемых движений. Мы затрачиваем несравненно меньше физических

сил, чтобы обеспечить собственное существование. Нормальное

функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, гормональной и других

систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной

двигательной деятельности, вдруг на последнем 100-50 летнем отрезке

эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при

недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности

его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни

гипокинезии.

Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный

(нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов

(т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная и гуморальная

регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние

организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции

внутренних органов.

В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы,

деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными

функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные

процессы и резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц

и внутренних органов - на единицу выполняемой работы затрачивается меньше

энергии, быстрее идут восстановительные процессы.

Здоровье- это полное физическое и психическое благополучие. Однако

человек постоянно соприкасается с внешней средой, с различными ее

воздействиями. В связи с этим его организм реагирует на различные изменения

в окружающей среде. Если человек постоянно живет в условиях, резко

отличающихся от обычных, так называемых экстремальных, у него наблюдаются

значительные и стойкие изменения в организме. Так, для жителей крайнего

Севера, примерно вдвое падает содержание сахара в крови, увеличивается

количество продуктов промежуточного обмена жиров. Для жителей высокогорья

характерно стойкое увеличение числа эритроцитов в крови - компенсаторная

реакция на понижение кислорода в воздухе. У полярников понижен почечный

барьер для витаминов группы В и С, т.е. наблюдается хронический дефицит

витаминов в организме. Между тем во всех этих случаях человек совершенно

здоров.

Экстремальные факторы постоянно вносят поправки в гомеостаз, расширяя

границы адаптационных сдвигов. Так, организм- эта целостная система,

саморегулируется и самоконтролируется на уровне биологическом.

Вредные привычки, побочные продукты цивилизации, загрязнение окружающей

среды создают благоприятные условия для активизации дремлющей инфекции. У

людей подвижных, ведущих активный, здоровый образ жизни, этот скрытный враг

остается мирным сожителем и в самых критических ситуациях, у людей

ослабленных нерациональным режимам работы и отдыха, ведущих малоподвижный

образ жизни в таких условиях торжествует болезнь. Разумеется, повышение

общей культуры, куда, несомненно, входит и физическая культура,- это еще

далеко не использованные нами резервы здоровья. В ряду средств оздоровления

детей и подростков решающая роль принадлежит рациональному двигательному

режиму питания и закаливания.

Закаливание- это система процедур, способствующих повышению

сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней

среды.

Приобщение к активной двигательной деятельности нужно начинать в малом

возрасте. Так как высокие способности детей к овладеванию новыми движениями

постепенно утрачиваются или одновременно с процессом взросления. С

наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной

системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и

физических затрат. Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга,

но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека

способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к

использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно-

физического роста и развития тренированности.

Физиологически оправданными являются различные средства стимулирования

двигательной активности. Физические упражнения, выполняемые с

использованием тренажеров и других технических приспособлений являются

высокоэффективными средствами тренировки. Несомненную роль играет высокая

восприимчивость человеческого мозга к упражнениям с предметами.

Важнейшим адаптированным свойствам человека является его способность к

трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе адаптации к новым

формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование

человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом

- важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических

способностей, а также выживания человечества в целом.

Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и

психической природы человека - в известной мере служит положительному

изменению демографической структуры общества. Физическая культура добавляет

не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность активной

творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв

трудоспособного населения.

Уже в ближайшем будущем человек резко увеличит резервы адаптации к

факторам внешней среды за счет широкого использования различных средств

самосовершенствования. В ряду этих средств спорт будет играть все

возрастающую роль.

73. Подготовительный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, варианты структуры, типичные задачи, средства и методы. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недельных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап . На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

74. Показатели и критерии эффективности спортивно-педагогической деятельности.Для успешного управления процессом подготовки команды тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и о вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма и уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства, для успешного воспитания спортсменов высокого уровня подготовки.

Высокий уровень подготовки спортсменов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений избирательно воздействующих как на физическую подготовленность, так и на технико-тактическое мастерство.

Тактические действия, выполняемые во время игр, являются реализацией тактических знаний, а также решений, принимаемых ними после оценки, сложившейся на поле ситуации. Поэтому можно полагать, что уровень тактического мышления обуславливает эффективность техники, позволяет использовать потенциал в наиболее целесообразных формах и условиях.

По современным представлениям спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состояниемспортсмена, а стержневым, основным путем к этому является реализация педагогического контроля.

Круглогодичная тренировка, применяемая в подготовке спортсменов, делится на соответствующие периоды, а подготовительный период на этапы. Решение задач, стоящих перед тренерами в различные периоды и этапы подготовки спортсменов, немыслимо без врачебно-педагогического контроля именно потому, что педагогические исследования в ходе учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки ставят целью выяснить, как увеличивается тренированность , предупредить перетренированность и перенапряжение.

Оценка физической, технической и тактической подготовки определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса.

Особое место в тренировочном процессе занимает контроль и оперативная оценка подготовленности спортсменов.

В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам педагогического контроля.

Целью педагогического контроля является повышение эффективности физического воспитания и тренировки, путем оптимизации на основе объективной оценки состояния двигательной функции в конкретных условиях спортивной деятельности.

Предметом контроля в спорте являются содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, технико-тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

Эффективность контроля нагрузок в спорте зависит от того, какие показатели используются, насколько взаимосвязаны разновидности контроля нагрузок, каким должно быть состояние тренировочных и соревновательных нагрузок, при помощи, каких критериев оценивается воздействие нагрузок.

Спортивная тренировка всегда является процессом направленного, регулируемого извне изменения морфологических и функциональных возможностей организма спортсмена. Эти изменения происходят под влиянием запланированных тренировочных воздействий, физических упражнений и различных их сочетаний /тренировочных уроков, циклов и т.д./. Поскольку организм человека в этом аспекте представляется сложной динамической саморегулирующейся вероятностной системой, а о влиянии отдельных тренировочных воздействий и их сочетаний можно судить только приблизительно, то всегда возникает необходимость в контроле за ходом происходящих в организме изменений, который давал бы ответы на два основных вопроса:

1.Соответствует ли направление и характер фактических изменений планируемым?

2.Чем обусловлен тот или иной характер наступивших изменений?

Исходя из этого, под педагогическим контролем следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием тренировки, которая может, быть использована тренером в целях управления, т.е. оценки характера /направления, величины/ изменения в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и выработки на основе этой информации новых управляющих команд.

Поскольку в основе развития тренированности лежат срочные кумулятивные/накопительные/ приспособительные изменения в организме, проблема педагогического контроля в общем виде сводится к разработке системы методов срочных и куммулятивных адекватных реакций организма.

Вся информация педагогического контроля может быть разделена на срочную и периодическую. К срочной информации могут быть отнесены следующие сведения:

1.состояние здоровья занимающихся

2.степень востановленности после предыдущих занятий

3.соответствие выполняемых упражнений их моделям

4..соответствие условий урока /характер упражнений, их последовательность, условий чередования упражнения с отдыхом, величина нагрузки/ решению поставленных перед уроком педагогических задач

5.характер и длительность восстановительного периода

К периодической информации относятся сведения о том, что:

1.соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому

2.чем обусловлен тот или иной характер и направление кумулятивных изменений

На основании сложившегося опыта мы выделяем следующие организационные формы педагогического контроля:

1.самоконтроль спортсмена

2.педагогический контроль

3.научно-методический контроль

Годик М.А. в своей книге «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок» утверждает, что:

Объективной основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля. В спортивной тренировке контроля требуют:

Действия спортсмена на соревнованиях ( с последующей оценкой структуры соревновательного упражнения)

Состояние спортсмена

Нагрузка, выполняемая имНаиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий:

1.Для перспективной программы подготовки спортсменов:

а. исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обусловливающих достижение высоких результатов;

б. подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам;

в. создание программы этапного комплексного контроля (ЭКО);

г. тестирование, оценка и анализ его результатов;

д. составление этапного плана подготовки и его реализация в условиях тренировочного процесса;

е. проведение в конце этапа повторного тестирования по программе ЭКО;

ж. сопоставление динамики результатов в соревновательном упражнении и тестах и показателей нагрузки за этап с обоснованием стратегии последующей подготовки;

з. Составление плана подготовки на новый этап.

2.Для текущего плана тренировки спортсменов:

а. выбор тестов текущего контроля и создание программы текущего обследования;

б. проведение текущего обследования, сопоставление его результатов с показателями текущего контроля нагрузки;

в. составление (коррекция) текущих планов подготовки.

3.Для оперативного плана тренировки:

а. выбор тестов оперативного контроля и создание программы оперативного обследования;

б. проведение оперативного обследования и анализ его результатов;

в. составление (коррекция) оперативного плана тренировки

Контроль объема нагрузки:

1.время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность ( кол-во часов, дней, недель и т.д.)

2.кол-во тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов и т.д.)

Анализируя литературу, можно согласиться, что такой подход к организации педагогического контроля является научно обоснованным и представляет тренеру полную картину физического и технико-тактического состояния футболистов на конкретном этапе подготовки, но, к сожалению, научно-методический контроль в детском спорте может себе позволить лишь небольшое количество клубов, имеющих хорошую материальную базу.

Характеристика педагогического контроля.

Чтобы тренировка протекала в нужном направлении и давала максимальный эффект, необходимо установить систематический педагогический контроль за её влиянием на тренирующихся. Педагогический контроль в процессе тренировки является основной формой оценки их подготовленности к состязаниям. Осуществляется он тренером, который учитывает содержание, объём, интенсивность проведённых занятий и анализирует выполнение планов тренировки .

Анализу подвергаются:

-планы тренировки команды (перспективные, текущие, оперативные) и их выполнение;

-средства и методы тренировки и их использование в занятиях;

-изменение состояния здоровья и функциональных возможностей ;

-изменение уровня развития физических качеств, техники, тактики;

-изменение состояния тренированности (по этапам подготовки);

-распределение состязаний, занятий и отдыха в тренировочных и межигровых циклах;

-изменение длительности и интенсивности занятий;

-методы педагогического и врачебного контроля и пр.

Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки. Этапы изучения и обобщения опыта таковы:

Первый этап: изучение и обобщение опыта тренировки в подготовительном периоде.

Наши рекомендации