Педагогические, психологические и технические аспекты формирования спортивной команды. 3 страница
профессиональной деятельности больших континентов населения, значительно
снизив физические нагрузки и повысив эмоциональной напряжение, связанное,
например, с обеспечением сложных технологических процессов.
Рассматривая глобальные последствия влияния научно-технической
революции на биосферу планеты и самого человека, американский ученый
Н.Винер писал: «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для
того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя.»
Современного человека нужно изучать во всей глубине и сложности его
физических возможностей и духовного потенциала, которые наиболее точно
раскрываются в экстремальных условиях, требующих предельного напряжения
физических резервов организма и волевых качеств.
Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких
результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного
напряжения всех физиологических возможностей. Высокая степень физических и
нервно-эмоциональных нагрузок характерна и для ряда отраслей
производственной деятельности человека. Предельный уровень физических
нагрузок, сочетающихся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит
к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального
состояния организма в целом. Это проявляется, в частности, в значительных
изменениях иммунологической реактивности организма спортсмена, что в
некоторых случаях обуславливает снижение сопротивляемости инфекциям,
возникновению аллергических реакций, аутоиммунных и других заболеваний.
В основе спортивной тренировки лежат представления о механизмах
долговременной адаптации, о взаимодействии нагрузки и восстановления
организма человека как факторов, которые обуславливают адаптационные
процессы, появляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в
организме спортсмена. Важнейшее значение для сохранения здоровья спортсмена
имеют и экологические условия. Частое их изменение вызывают напряжение
физиологических механизмов адаптации человека.
Таким образом, на повестку дня поставлена фундаментальная задача -
добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и
социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда
здоровью нынешнего и грядущих поколений. При этом становиться все более
очевидным, что в решении данной задачи теория адаптации играет важнейшую
роль.
Наиболее эффективный способ коррекции процесса адаптации - это оптимизация
самой начальной стадии. Это такие пути.
1. Поддержание исходного высокого функционального состояния организма
(как физического, так и эмоционального).
2. Соблюдение ступенчатости при адаптации к новым условиям (природно-
климатическим, производственным, временным), а также при переключении
с донного вида деятельности на другой, т.е. постепенное вхождение в
новую среду и в любой труд. Соблюдение этого условия позволяет
включаться без перенапряжения физиологическим системам организма и
тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Такая
стратегия способствует сохранению ресурсов организма, уменьшению
платы за адаптацию.
3. Организация режима труда, отдыха, питания с учетом не только
возрастных и половых особенностей человека, но и природно-
климатических (сезоны года, температурный режим, содержание кислорода
в атмосфере) условий.
4. Необходимое для обеспечения долговременной адаптации человека в
экстремальных условиях поддержание не только достаточно высокого
уровня физического состояния, но и характера социально значимой
мотивации и сохранения здорового морального климата в коллективе.
Научно-техническая революция двадцатого столетия многократно увеличила
способность человека воздействовать на природную среду. К сожалению, это
воздействие нередко носит разрушительный характер, что приводит к
огромному экономическому ущербу, ухудшению благосостояния и здоровья людей.
В конечном счете, все экологические проблемы прямо или косвенно
оказывают влияние на физическое и нравственное здоровье человека.
Экологическим исследованиям принадлежит большая роль в профилактике
различных заболеваний.
Постоянными атрибутами современной жизни людей, проживающих в
промышленно развитых странах, является не только нервно-психическое
напряжение, которое они испытывают в процессе повседневной деятельности, но
и воздействие на их организм факторов физической, химической и
биологической природы, в частности таких, как загрязнение атмосферы и воды,
химизация сельского хозяйства. Диапазон компенсанторно-приспособительных
способностей и резервных возможностей человека не измеряется альтернативой
- здоровье или болезнь. Между здоровьем и болезнью располагается целый ряд
промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления,
близкие то к здоровью, то к заболеваемости и все же не являющиеся ни тем и
ни другим.
Для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень
активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом
процессе.
Становление человека происходило в условиях высокой двигательной
активности, которая была необходимым условием его существования,
биологического и социального процесса. Тончайшая сработанность всех систем
организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной
деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный,
а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяризации
людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного
образа жизни, увеличение агрессивных агентов среды обитания. В процессе
эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая
устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать
поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором,
элиминируного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации
сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их
полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на
основные системы жизнеобеспечения, и в первую очередь на сердечно-
сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки,
оказывающие мощное тренирующие воздействие на все системы жизнеобеспечения,
являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его
развития. Они способствуют формированию популяции, степень устойчивости
которых к агрессивным факторам внешней среды повышается.
С появлением на Земле человека разумного получила развитие новая форма
адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации
в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью
достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры -
физические упражнения, различной интенсивности, естественные силы природы,
гигиенические факторы- стали важными средствами повышение адаптивных
возможностей человека, совершенствование его социальной и биологической
природы.
Действие главного фактора эволюции - естественного отбора- с начала
появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов
резко сократилось, и на современном уровне развития человечества
практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути
совершенствования механизмов выживания за счет прогрессивного развития
мозга, сознательного отражения действительности, изыскания эффективных форм
адаптации к ней. Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно
пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого
социального наследования. Материализация его начинается там, где создаются
условия накопления культурных ценностей, созданных человеком, и передачи их
последующим поколениям.
Будучи изолированными от общества людей в раннем детстве, человек никак
не проявляет активности, потребности в подлинно человеческом познании
окружающего мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается специальным
педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям
общечеловеческой культуры. В связи с этим активное приобщение детей к
овладению теоретическими основами спорта, физиологическими, тактико-
техническими знаниями необходимо не только для спортивного роста, но и для
социализации человека, формирования его личности.
Разумеется, социальное исследование не меняет основ биологической
наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника
врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в
отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках
очень жесткой программы наследственности может меняться активность
отдельных участков генома под воздействием агрессивных факторов внешней
среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и
житейский опыт.
Научно-техническая революция ведет к уменьшению доли тяжелого труда,
физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению
доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины столь
неблагоприятных последствий недостаточной двигательной активности
(гипокинезии)?
Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в
работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения
интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат
регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к
снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и
миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность.
Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению,
недостатку кислорода.
Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются
функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность
сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает
мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых
движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-
химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание
кальция.
У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в
результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются
вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При
недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от
своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной
функции.
Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменения в своей
генетической программе. Между тем условия, в которых жили наши предки, и
условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к
объему выполняемых движений. Мы затрачиваем несравненно меньше физических
сил, чтобы обеспечить собственное существование. Нормальное
функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, гормональной и других
систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной
двигательной деятельности, вдруг на последнем 100-50 летнем отрезке
эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при
недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности
его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни
гипокинезии.
Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный
(нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов
(т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная и гуморальная
регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние
организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции
внутренних органов.
В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы,
деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными
функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные
процессы и резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц
и внутренних органов - на единицу выполняемой работы затрачивается меньше
энергии, быстрее идут восстановительные процессы.
Здоровье- это полное физическое и психическое благополучие. Однако
человек постоянно соприкасается с внешней средой, с различными ее
воздействиями. В связи с этим его организм реагирует на различные изменения
в окружающей среде. Если человек постоянно живет в условиях, резко
отличающихся от обычных, так называемых экстремальных, у него наблюдаются
значительные и стойкие изменения в организме. Так, для жителей крайнего
Севера, примерно вдвое падает содержание сахара в крови, увеличивается
количество продуктов промежуточного обмена жиров. Для жителей высокогорья
характерно стойкое увеличение числа эритроцитов в крови - компенсаторная
реакция на понижение кислорода в воздухе. У полярников понижен почечный
барьер для витаминов группы В и С, т.е. наблюдается хронический дефицит
витаминов в организме. Между тем во всех этих случаях человек совершенно
здоров.
Экстремальные факторы постоянно вносят поправки в гомеостаз, расширяя
границы адаптационных сдвигов. Так, организм- эта целостная система,
саморегулируется и самоконтролируется на уровне биологическом.
Вредные привычки, побочные продукты цивилизации, загрязнение окружающей
среды создают благоприятные условия для активизации дремлющей инфекции. У
людей подвижных, ведущих активный, здоровый образ жизни, этот скрытный враг
остается мирным сожителем и в самых критических ситуациях, у людей
ослабленных нерациональным режимам работы и отдыха, ведущих малоподвижный
образ жизни в таких условиях торжествует болезнь. Разумеется, повышение
общей культуры, куда, несомненно, входит и физическая культура,- это еще
далеко не использованные нами резервы здоровья. В ряду средств оздоровления
детей и подростков решающая роль принадлежит рациональному двигательному
режиму питания и закаливания.
Закаливание- это система процедур, способствующих повышению
сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней
среды.
Приобщение к активной двигательной деятельности нужно начинать в малом
возрасте. Так как высокие способности детей к овладеванию новыми движениями
постепенно утрачиваются или одновременно с процессом взросления. С
наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной
системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и
физических затрат. Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга,
но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека
способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к
использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно-
физического роста и развития тренированности.
Физиологически оправданными являются различные средства стимулирования
двигательной активности. Физические упражнения, выполняемые с
использованием тренажеров и других технических приспособлений являются
высокоэффективными средствами тренировки. Несомненную роль играет высокая
восприимчивость человеческого мозга к упражнениям с предметами.
Важнейшим адаптированным свойствам человека является его способность к
трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе адаптации к новым
формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование
человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом
- важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических
способностей, а также выживания человечества в целом.
Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и
психической природы человека - в известной мере служит положительному
изменению демографической структуры общества. Физическая культура добавляет
не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность активной
творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв
трудоспособного населения.
Уже в ближайшем будущем человек резко увеличит резервы адаптации к
факторам внешней среды за счет широкого использования различных средств
самосовершенствования. В ряду этих средств спорт будет играть все
возрастающую роль.
73. Подготовительный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, варианты структуры, типичные задачи, средства и методы. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.
Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).
Этап состоит из двух мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недельных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.
Специально подготовительный этап . На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.
74. Показатели и критерии эффективности спортивно-педагогической деятельности.Для успешного управления процессом подготовки команды тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и о вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма и уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства, для успешного воспитания спортсменов высокого уровня подготовки.
Высокий уровень подготовки спортсменов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений избирательно воздействующих как на физическую подготовленность, так и на технико-тактическое мастерство.
Тактические действия, выполняемые во время игр, являются реализацией тактических знаний, а также решений, принимаемых ними после оценки, сложившейся на поле ситуации. Поэтому можно полагать, что уровень тактического мышления обуславливает эффективность техники, позволяет использовать потенциал в наиболее целесообразных формах и условиях.
По современным представлениям спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состояниемспортсмена, а стержневым, основным путем к этому является реализация педагогического контроля.
Круглогодичная тренировка, применяемая в подготовке спортсменов, делится на соответствующие периоды, а подготовительный период на этапы. Решение задач, стоящих перед тренерами в различные периоды и этапы подготовки спортсменов, немыслимо без врачебно-педагогического контроля именно потому, что педагогические исследования в ходе учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки ставят целью выяснить, как увеличивается тренированность , предупредить перетренированность и перенапряжение.
Оценка физической, технической и тактической подготовки определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса.
Особое место в тренировочном процессе занимает контроль и оперативная оценка подготовленности спортсменов.
В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам педагогического контроля.
Целью педагогического контроля является повышение эффективности физического воспитания и тренировки, путем оптимизации на основе объективной оценки состояния двигательной функции в конкретных условиях спортивной деятельности.
Предметом контроля в спорте являются содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, технико-тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.
Эффективность контроля нагрузок в спорте зависит от того, какие показатели используются, насколько взаимосвязаны разновидности контроля нагрузок, каким должно быть состояние тренировочных и соревновательных нагрузок, при помощи, каких критериев оценивается воздействие нагрузок.
Спортивная тренировка всегда является процессом направленного, регулируемого извне изменения морфологических и функциональных возможностей организма спортсмена. Эти изменения происходят под влиянием запланированных тренировочных воздействий, физических упражнений и различных их сочетаний /тренировочных уроков, циклов и т.д./. Поскольку организм человека в этом аспекте представляется сложной динамической саморегулирующейся вероятностной системой, а о влиянии отдельных тренировочных воздействий и их сочетаний можно судить только приблизительно, то всегда возникает необходимость в контроле за ходом происходящих в организме изменений, который давал бы ответы на два основных вопроса:
1.Соответствует ли направление и характер фактических изменений планируемым?
2.Чем обусловлен тот или иной характер наступивших изменений?
Исходя из этого, под педагогическим контролем следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием тренировки, которая может, быть использована тренером в целях управления, т.е. оценки характера /направления, величины/ изменения в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и выработки на основе этой информации новых управляющих команд.
Поскольку в основе развития тренированности лежат срочные кумулятивные/накопительные/ приспособительные изменения в организме, проблема педагогического контроля в общем виде сводится к разработке системы методов срочных и куммулятивных адекватных реакций организма.
Вся информация педагогического контроля может быть разделена на срочную и периодическую. К срочной информации могут быть отнесены следующие сведения:
1.состояние здоровья занимающихся
2.степень востановленности после предыдущих занятий
3.соответствие выполняемых упражнений их моделям
4..соответствие условий урока /характер упражнений, их последовательность, условий чередования упражнения с отдыхом, величина нагрузки/ решению поставленных перед уроком педагогических задач
5.характер и длительность восстановительного периода
К периодической информации относятся сведения о том, что:
1.соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому
2.чем обусловлен тот или иной характер и направление кумулятивных изменений
На основании сложившегося опыта мы выделяем следующие организационные формы педагогического контроля:
1.самоконтроль спортсмена
2.педагогический контроль
3.научно-методический контроль
Годик М.А. в своей книге «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок» утверждает, что:
Объективной основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля. В спортивной тренировке контроля требуют:
Действия спортсмена на соревнованиях ( с последующей оценкой структуры соревновательного упражнения)
Состояние спортсмена
Нагрузка, выполняемая имНаиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий:
1.Для перспективной программы подготовки спортсменов:
а. исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обусловливающих достижение высоких результатов;
б. подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам;
в. создание программы этапного комплексного контроля (ЭКО);
г. тестирование, оценка и анализ его результатов;
д. составление этапного плана подготовки и его реализация в условиях тренировочного процесса;
е. проведение в конце этапа повторного тестирования по программе ЭКО;
ж. сопоставление динамики результатов в соревновательном упражнении и тестах и показателей нагрузки за этап с обоснованием стратегии последующей подготовки;
з. Составление плана подготовки на новый этап.
2.Для текущего плана тренировки спортсменов:
а. выбор тестов текущего контроля и создание программы текущего обследования;
б. проведение текущего обследования, сопоставление его результатов с показателями текущего контроля нагрузки;
в. составление (коррекция) текущих планов подготовки.
3.Для оперативного плана тренировки:
а. выбор тестов оперативного контроля и создание программы оперативного обследования;
б. проведение оперативного обследования и анализ его результатов;
в. составление (коррекция) оперативного плана тренировки
Контроль объема нагрузки:
1.время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность ( кол-во часов, дней, недель и т.д.)
2.кол-во тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов и т.д.)
Анализируя литературу, можно согласиться, что такой подход к организации педагогического контроля является научно обоснованным и представляет тренеру полную картину физического и технико-тактического состояния футболистов на конкретном этапе подготовки, но, к сожалению, научно-методический контроль в детском спорте может себе позволить лишь небольшое количество клубов, имеющих хорошую материальную базу.
Характеристика педагогического контроля.
Чтобы тренировка протекала в нужном направлении и давала максимальный эффект, необходимо установить систематический педагогический контроль за её влиянием на тренирующихся. Педагогический контроль в процессе тренировки является основной формой оценки их подготовленности к состязаниям. Осуществляется он тренером, который учитывает содержание, объём, интенсивность проведённых занятий и анализирует выполнение планов тренировки .
Анализу подвергаются:
-планы тренировки команды (перспективные, текущие, оперативные) и их выполнение;
-средства и методы тренировки и их использование в занятиях;
-изменение состояния здоровья и функциональных возможностей ;
-изменение уровня развития физических качеств, техники, тактики;
-изменение состояния тренированности (по этапам подготовки);
-распределение состязаний, занятий и отдыха в тренировочных и межигровых циклах;
-изменение длительности и интенсивности занятий;
-методы педагогического и врачебного контроля и пр.
Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки. Этапы изучения и обобщения опыта таковы:
Первый этап: изучение и обобщение опыта тренировки в подготовительном периоде.