Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов
В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев). Микроструктура — это структура отдельно тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; мезоструктура — структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура ~ структура больших тренировочных циклов.
Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:
1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техническую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).
2. Характер применяемых средств и методов тренировки.
3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических способностей (переноса тренированности) при определении содержания занятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.
4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.
отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.
В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум — два дня, а максимум 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.
В спортивной тренировке выделяют различные виды микроциклов. Основные типы микроциклов, которые могут иметь место в тренировочном процессе спортсменов, представлены на рис. 25.1.
На рисунке видно, что собственно тренировочные микроциклы в зависимости от степени сходства их содержания со спортивной специализацией спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподготовительные) и специализированные (специальноподготовительные), первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых — специальной подготовки.
Предсоревновательные (подводящие) микроциклымоделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний.
В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (0-циклы), а низкой — регулировочными (Р-циклы).
Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных — условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).
Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.
Соревновательные микроциклыстроятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. Содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.
Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями.
В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следующий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день игры — предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после игры — восстанавливающее занятие, в следующий — развивающее, а на третий -- поддерживающее. В день игры -предигровое! Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоем образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интервалом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межигровым интервалом. Он состоит из 5—7 тренировочных занятий, из которых два — восстанавливающие, одно — поддерживающее, два — развивающие и одно — предигровое (раскатка).
Восстановительные микроциклыследуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства — педагогические, психологические и медико-биологические.
Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий: 1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок; 2, Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии; 3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).
В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть несколько типов восстановительных микроциклов:
восстановительно-разгрузочные, восстановительно-компенсирующие, восстановительно -поддерживающие; восстановительно -подготовительные, восстановительно-профилактические и др.
55. Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.(Васюкевич).Мезоцикл - это относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 3х до 6-ти недель.
Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет:
1) Систематизировать тренировочный процесс в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки;
2) Обеспечить оптимальную динамику нагрузок;
3) Обеспечить целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки;
4) Обеспечить соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями;
5) Достичь необходимой преемственности в развитии различных качеств и способностей.
Факторы, обуславливающие количество и структуру соревновательных мезоциклов:1)специфика вида спорта, 2)особенности спортивного календаря 3)квалификация спортсмена 4)степень подготовленности.
Типы:
ВТЯГИВАЮЩИЕ мезоциклы – направлены на постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Основное средство – общенподготовительные упражнения. В определенном объеме используются специально-подготовительные упражнения для увеличения возможностей систем и механизмов.
БАЗОВЫЕ мезоциклы – направлены на повышение уровня функциональных возможностей основных систем организма спортсмена; развитие физических качеств; становление технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств, большей по объему и интенсивности работой, широким использованием занятий с применением больших нагрузок.
КОНТРОЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление интегральной подготовки, в процессе которой синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности спортсмена, приобретенные в процессе предыдущих мезоциклов. Характерной особенностью тренировочного процесса в это время является широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений и повышается интенсивность занятий.
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки, совершенствование технических возможностей. Тренировочная работа направлена на развитие спортивной формы и сочетается с участием в прикидках и контрольных соревнованиях. Этих мезоциклов может быть несколько в течении года продолжительность их 3-6 недель.
1- й вариант: на основе ударных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности.
2- й вариант: на основе восстановительных микроциклов, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление непосредственной подготовки и участие в соревнованиях. Это форма построения тренировки в период основных соревнований. Он включает как минимум 3 МЦ: подводящий к соревнованиям, цикл непосредственного участия в соревнованиях и восстановительный микроцикл. Количество и длительность малых циклов зависят от программы и значимости соревнований. Общая направленность соревновательных мезоциклов – стабилизация высокой спортивной формы и стремление достигнуть наивысших спортивных результатов.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕЗОЦИКЛЫподразделяются на:
1)восстановительно-подготовительные - планируют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных микроциклов. Их Основная задача — восстановление спортсменов после серии
основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько нервных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.
2)восстановительно-поддерживающие - также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перерастания кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко используя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в основном характерны для переходного периода.
56. Структура годичного цикла тренировки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов: периоды, этапы, условия, определяющие их продолжительность.Разработка стратегии подготовки и определение методической направленности тренировочного процесса по годам олимпийского цикла позволяет более качественно и осмысленно решать проблему выбора структуры того или иного годичного цикла, или, другими словами способа решения ключевых задач подготовки. Последнее находит свое воплощение в особенностях периодизации тренировочного процесса.
В основе концепции периодизации лежат закономерности развития спортивной формы. Спортивная форма – состояние оптимальной физической, технической, тактической и психической готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается при определенных условиях в относительно продолжительном цикле тренировки. В тренировочном процессе спортсмен, обладая определенной тренированностью, постепенно совершенствуется, достигая готовности по различным компонентам, т.е. приобретает спортивную форму.
Процесс развития спортивной формы протекает во времени и характеризуется последовательной сменой трех фаз: приобретение, сохранения и временной утраты. Естественно, что в зависимости от фазы спортивной формы будет и различия тренировки.
Так традиционно формируются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые включают в себя этапы, мезо-, микроциклы тренировочного занятия.
Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединение его компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.
Планы годичных циклов подготовки на разных этапах разработаны на основе календаря соревнований с делением года на месяцы и недели.
Типичными для подготовительного периода является этапы повышения уровня ОФП (начальной подготовки) и СФП, освоение программы, ее модернизация(новые элементы, соединения, комбинации в целом).
Для соревновательного периода характерны этапы совершенствования качества выполнения программы, этап стабилизации техники, надежности выполнения комбинаций, этап непосредственной подготовки к соревнованиям и этап реализации – участие в них.
Переходный период, как правило, планируется активный отдых, физическая подготовка.
Особенностью плана годичного цикла на этапе начальной подготовки является длительный подготовительный период, который отводится на основание большого количества упражнений объемного материала и программы начальных спортивных разрядов и относительно короткий соревновательный период. Небольшое количество соревнований дополняется контрольными занятиями, с тестированием результатов технической и физической подготовленности.
План-схема годичного цикла на следующих этапах подготовки построена на учете особенностей календаря официальных и учебно-контрольных соревнований. В связи с этим в течении года планируется два полугодичных цикловт(т.к. основные стары весной и осенью) с выделением в каждом подготовительного, соревновательного и относительно короткого переходного периода.
При планировании подготовки гимнастов разрядников, особенно старших разрядов, знание календаря официальных соревнований с возможностью участия в них воспитанников спорт школы имеет принципиальное значение.
Планы годичного цикла представлены на наглядной графической форме, что позволяет в проследить наиболее важные события учебно-тренировочного процесса, а именно: продолжительность периодов и этапов их чередования в течении года, календарные дата соревнований и контрольных проверок технической и физической подготовленности, медицинского контроля на централизованных сборах, а также главные задачи данного года или его частей.
Структура годичного цикла на этапе спортивного совершенствования сохраняется такой же как и на учебно-тренировочном этапе. Различия, естественно, касаются содержания подготовки и связаны с ростом сложности осваиваемых упражнений и с большей индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.
Факторы обуславливающие структуру и продолжительность макроциклов:
1) специфические особенности видов спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства;
2) необходимость подготовки спортсменов к участию в конкретных соревнованиях;
3) индивидуальные адаптационные возможности спортсмена;
4) структура подготовки спортсмена;
5) содержание предшествовавшего тренировочного процесса
57 Подготовительный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.
Подготовителый период – наиболее продолжительная структурная единица тренировочного процесса.
Основное направление тренировки в ПП – закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности; совершенствуются двигательные навыки; развиваются физические качества, осуществляются тактическая и психическая подготовка.
Подготовительный период состоит из двух этапов: общеподготовительного и специально-подготовительного, соотношение продолжительности которых зависитот типа макроцикла квалификации спортсмена.
ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные задачи:
1) повысить уровень общей физической подготовленности спортсмена;
2) расширить диапазон возможностей основных функциональных систем организма;
3) сформировать необходимые технические и психические качества, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата;
4) повысить уровень способности спортсмена переносить значительное количество больших нагрузок.
Широко используются разнообразные специально-подготовительные упражнения, в значительной степени приближенные к обще-подготовительным.
Современна подготовка спортсменов с первых дней начала подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, технические и психические предпосылки для проведения последующей специальной тренировки.
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные задачи:
1) развивать комплексные качества(скоростные возможности, специальную выносливость) на базе предпосылок, созданных не первом этапе ПП;
2) совершенствовать соревновательную технику и тактику, т.е. осуществлять непосредственное становление спортивной формы.
Это достигается увеличением доли специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также собственно-соревновательных. Кроме того, значительное место в объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению уровня возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности.
58 Соревновательный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.
Тренировка в соревновательном периоде предполагает решение следующих основных задач:
1) совершенствования соревновательной готовности или накопление боевого потенциала, где происходит адаптация технико-тактического запаса к условиям соревновательной деятельности, совершенствуются специальные качества за счет последовательного увеличения соревновательной нагрузки.
2) обеспечить интегральную подготовку (поддержание боевого потенциала).Основная задача-поддержание уровня специальной тренированности, дальнейшее совершенствование тактики боя с конкретными соперниками, некоторое снижение психической напряженности за счет участия в серии подводящих соревнований.
3) осуществить подготовку и участие в основных соревнованиях, где осуществляется моделирование соревновательной деятельности и непосредственная подготовка к главным стартам.
Пик суммарного объема нагрузки приходится на конец первого и начало второго этапа соревновательного периода, т.е. на этапы накопления и поддержания боевого потенциала.
В конце этапа накопления боевого потенциала соревновательная нагрузка достигает своего максимума по отношению ко всему годичному циклу, что связано с необходимостью совершенствования технико-тактического мастерства в соревновательных условиях.
В следующем мезоцикле, открывающем этап поддержания боевого потенциала, происходят качественное и количественное изменения структуры нагрузок. Увеличиваются объемы нагрузок в средствах специальной подготовки, а также по разделам общей и специальной физической подготовки. Однако изменение нагрузки в средствах физической подготовки, по-видимому, решает задачу не повышение уровня физической подготовленности спортсменов, а скорее имеет восстановительно-поддерживающий характер. Об этом косвенно свидетельствует дальнейшее значительное снижение соревновательной нагрузки в следующем мезоцикле этапа поддержания боевого потенциала, которое компенсировалось за счет увеличения средств специальной подготовки.
На этапе основных соревнований происходит дальнейшее снижение суммарной нагрузки и ее парциальных объемов в средствах ОФП, СФП и специальной подготовки.
Решение этих задач достигается посредством применения соревновательных и близких к ним по форме, структуре и характеру воздействия на организм специально-подготовительных упражнений.
59 Переходный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок
Тренировка ПП предполагает решение след основных задач:
1. организовать полноценных отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла;
2. поддержать на определенном уровне тренированность для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла;
Эти задачи определяют продолжительность ПП, состав средств и методов, диамику нагрузки т.п.
Продолжительность ПП регламентируют такие факторы как:
- этап многолетней подготовки;
- система планирования тренировочного процесса в течении года;
- продолжительность соревновательного периода;
- сложность и ответственность основных соревнований;
- индивидуальные особенности спортсмена.
Содержание ПП:
1- й подход – сочетание активного и пассивного отдыха
2- й подход- активный и пассивный отдых(несколько дней)-достаточно напряженная тренировка(по принципу планирования втягивающего мезоцикла обще-подготовительного этапа) и т.д.
3- й подход – применение средства активного отдыха и неспецифические нагрузки, обеспечивающие поддержание основных компонентов тренированности.
60 Построение этапа непосредственной подготовки к соревнованиям в избранном виде спорта.
В течении соревновательного периода спортсмены массовых разрядов должны участвовать в 4х соревнованиях. В их число входят как официальные соревнования различного масштаба, так и неофициальные организованные внутри школы.
Предсоревновательный период подготовки аэробистов длится обычно 4-6 недель и строится на основе повторения соревновательного микроцикла, составленного по дням и по часам непосредственного участия в соревнованиях.
61. Структура и содержание отдельного занятия в избранном виде спорта. Типы занятия. Варианты сочетания занятий в одном тренировочном дне.(Михосенко)
Построение малых и средних тренировочных циклов (микроциклов и мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта.
Целостный этап тренировочного процесса - от 3 до 6 недель, построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать тренировочный процесс, обеспечить оптимальную динамику нагрузки, обеспечить целесообразное сочетание средств, методов.
Типы мезоциклов: втягивающий (постепенное подведение к эффективной работе), базовый (направлен на повышение функциональных возможностей организма, развитие физических качеств.
Средства - разнообразие интенсивности нагрузок), контрольно-
подготовительный (направлен на осуществление интеграционной
подготовки, характеризуется широким применением соревновательных и подготовительных упражнений, которые максимально подготавливают к соревнованиям), соревновательный (устранение мелких недостатков, совершенствование технических возможностей, психологии, тактической подготовки).