Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

Ашитко Елена Леонидовна

педагог-психолог, ГБУ КО Реабилитационный центр для инвалидов

«Калужский реабилитационно-образовательный комплекс», г. Калуга, Россия

В условиях изменившейся социальной политики в отношении инвалидов, перехода от сегрегации к интеграции, трансформации социально-экономических условий, профессиональное образование и трудоустройство инвалидов приобретают особую актуальность в контексте современного социального развития. Для того чтобы выпускник профессиональных учебных заведений, имеющий ограничения физического здоровья, был успешен в жизни и конкурентно способен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы профессионального ориентирования.

Эффективность профориентации, на наш взгляд, зависит от правильной системы работы, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и формы взаимодействия с родителями.

По данным статистики, в современном мире количество людей работоспособного возраста, имеющих те или иные особенности здоровья, увеличивается на 2% в год [1, с.7]. Поскольку количество инвалидов трудоспособного возраста растет, работодателям необходимо вместо политики избегания работников с ограничениями по здоровью вырабатывать новые нормы по отбору претендентов на вакансии. Специалистам-психологам следует готовиться к тому, что в любой момент перед ними могут быть поставлены задачи по профориентации данной категории лиц.

Выбор профессии является важным, ответственным и зачастую непростым шагом в жизни любого человека. Он влияет не только на уровень материальных доходов, но и во многом задает образ жизни, закладывает на перспективу удовлетворенность человека собой и своей судьбой. При наличии серьезных ограничений по здоровью и жизнедеятельности люди неоднократно сталкиваются с трудностями на разных этапах этого процесса: при выборе сферы профессиональной деятельности, при выборе подходящего образовательного учреждения, при получении образования, при трудоустройстве. В результате сам процесс профессионального самоопределения для многих инвалидов становится сложным и «травмоопасным» мероприятием, у них может сформироваться пассивная установка, неверие в возможность найти себя в профессиональной сфере. Вместе с тем работа для многих инвалидов является высокозначимой. По результатам социологического опроса, проведенного в России среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, абсолютное большинство респондентов (98%) считают, что «получение ими работы, соответствующей их желаниям и возможностям, поспособствовало бы улучшению их эмоционального состояния». В качестве наиболее важных они указали следующие факторы: повышение материального благополучия и независимости (87%), возможность самореализации (64%), активное участие в жизни общества (38%), разрешение проблем с близкими, родными (24%). Часть опрошенных (15%) уверены, что получение работы будет способствовать улучшению их физического состояния вследствие «повышения активности образа жизни» [3, c. 8].

Итак, профессиональная ориентация и психологическая поддержка лиц с ограничениями жизнедеятельности является крайне необходимой.

В нашем центре уже более 10 лет активно ведется профориентационная работа. За эти годы для обучения приходили различные по уровню развития и состоянию здоровья ребята. И, к сожалению можно констатировать тот факт, что все они, придя к нам, практически не имели представления о мире профессий. А ведь жизнь человека — духовная и физическая — ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Поэтому, выбор профессии трудный и долгий мотивационный процесс. И особенно сложно он дается подросткам с ограниченными возможностями здоровья. Выбор профессии является тяжелым и напряженным этапом не только для подростков с ОВЗ, но и для их родителей.

Проблемой профориентации детей с ОВЗ в разное время занимались такие ученые, как М.В. Аргба, А.А. Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шипицина и другие.

Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении подростка с ОВЗ она, кроме того, предусматривает адаптацию его к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма.

Профессиональная ориентация подростка с ОВЗ — это научно обоснованный выбор трудового пути, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности.

Несмотря на провозглашенные принципы доступности образования, обеспечения равных возможностей для инвалидов, реализация этих принципов сталкивается с рядом трудностей [10, с. 15].

В осуществлении профессиональной ориентации подростков с ОВЗ трудности можно разбить на две большие группы – личностные проблемы подростков с ОВЗ и проблемы собственно самой системы профессиональной ориентации.

К личностным проблемам подростков с ОВЗ относятся следующие: не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают; не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику; не имеют информации о возможностях профессиональной подготовки в регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях в регионе; не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры; социально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки; не активны, у них не сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу [6, с. 128].

Проблемами системы профессиональной ориентации детей с ОВЗ являются: на сегодняшний день у многих детей с ОВЗ выбор места обучения после окончания школы является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями; недостаточны знания о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить; не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов; не простроена или не реализуется в полной мере система тьюторства; недостаточно используются современные методы оценивания, такие как портфолио, рейтинговая система оценивания знаний; недостаточная профессиональная компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации детей с ОВЗ; недостаточная материально-техническая база с учетом специфики обучения детей с ОВЗ [4, с. 20].

Основная цель профессиональной ориентации детей с ОВЗ - создание образовательного пространства для осуществления их предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления дальнейшей трудовой деятельности.

Структура профориентационной работы с детьми с ОВЗ включает в себя следующие разделы: профинформирование; профдиагностику; профессиональное консультирование; психологическую поддержку.

Учебная программа «Профессиональная ориентация» разработана с учетом программы курса «Твоя профессиональная карьера» В.П. Бондаревой, д.п.н., профессора С.Н. Чистякова, рекомендуемая Министерством образования РФ.

В программу включен раздел посвященный неквалифицированным профессиям и диагностический блок.

Разделы профориентации реализованные в учебной программе.

1. Профинформирование – ознакомление подростков с ОВЗ с состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.

Для профинформирования используются информационно-справочные материалы, которые содержат информацию об особенностях профессий (профессиокарты, профессиограммы), учебных заведениях и условиях поступления, вакансиях рынка труда, медицинских противопоказаниях к профессиям. В процессе преподавания предмета используются разнообразные формы организации занятий и методов обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, демонстрация видеофильмов, описание профессий, конкурсы, составление и решение профессиональных кроссвордов и др. Используются разные варианты подачи материала в модульных единицах.

В модульных единицах, предназначенных для обучающихся с сохранным интеллектом, материалы модулей структурированы, а иллюстрации в основном представлены фотографиями. В модульных единицах, предназначенных для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, учебный материал изложен в адаптированном, упрощенном виде, иллюстративный материал в большей части представлен рисунками.

Различается и диагностический материал. Профессиографическая карточка, предназначенная для ребенка с ОВЗ, имеющем сохранный интеллект, кроме иллюстративной части содержит и краткий информационный текстовый материал. Кроме того, иллюстративная часть достаточно формализована и несет в большей части не эмоциональную, а смысловую нагрузку. В карточках, предназначенных для детей с ОВЗ с различной степенью умственной отсталости, ведущим способом предъявления материала является его визуализация и что крайне важно его эмоциональная насыщенность.

2. Профдиагностика – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с его психологическими, физиологическими особенностями на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики и медицинского заключения о состоянии его здоровья.

Основными медико-физиологическими аспектами прогнозирования профессиональной пригодности являются: определение индивидуально-топологических особенностей организма и прогноз противопоказаний к профессиональной деятельности на основе данных о состоянии здоровья.

В учебно-тематическом плане предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств обучающихся, во-вторых, на определение профессиональной направленности личности, в-третьих, на обеспечение их психологического развития.

Основная проблема профессиональной психологической диагностики подростков с ОВЗ – подбор адаптированных к уровню интеллектуального развития подростков диагностических методик.

Существующие стандартные тестовые батареи далеко не всегда возможно использовать при работе с подростками, имеющими интеллектуальные нарушения различной степени, ввиду того, что не все тесты имеют градацию тестовых заданий по степени сложности. Данная проблема часто вынуждает использовать проективные методики диагностики, которые сложны в интерпретации и предъявляют серьезные требования, прежде всего к квалификации и опыту самого педагога-психолога.

Важным разделом профессиональной диагностики являются профессиональные пробы. Наиболее эффективно диагностический потенциал профессиональных проб раскрывается при условии проведения предварительной психологической диагностики, так как ее результаты смогут сориентировать мастеров производственного обучения на уровень проведения проб. Учебный процесс в нашем учреждении построен как раз таким образом, что профессиональные пробы проходят после психологической диагностики. Этот крайне эффективный инструмент, активно используемый в стенах нашего учреждения практически не используется в работе школ, учреждений коррекционного и дополнительного образования.

Проводимые одновременно с изучением предмета профессиональные пробы, а также практика по изучению неквалифицированных профессий дают обучающимся возможность углубить и закрепить полученные знания и умения, положительно влияют на их профессиональное самоопределение.

3. Профессиональное консультирование – оказание помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом своих ограничений по состоянию здоровья, психологических особенностей и возможностей, а также потребностей рынка труда.

Процесс консультирования выступает как средство активизации профессионального самоопределения подростков с ОВЗ. Проводиться консультирование может в двух вариантах – как в виде групповой работы, так и в виде индивидуального консультирования.

Групповое консультирование в основном применяется в виде выездных консультационных занятий или экскурсий. При этом естественно первый вариант является более предпочтительным, так как, учитывая состояние здоровья детей с ОВЗ, их перевозка к месту экскурсии может быть затруднена.

Профессиональное консультирование так же нашло отражение в учебной программе. При этом в зависимости от состояния здоровья обучающихся может быть проведен или урок-экскурсия, или консультационная встреча с сотрудниками центра занятости на базе нашего учреждения.

Кроме того, с детьми испытывающими трудности в профессиональном самоопределении дополнительно проводятся и индивидуальные консультации.

4. Психологическая поддержка. Данный раздел профориентационной работы в большей степени относится к функциональным обязанностям педагогов-психологов и социальных педагогов. Лицам с ограничениями по состоянию здоровья часто свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения.

По сведениям Службы индивидуальной профессиональной реабилитации при Санкт-Петербургской Городской Ассоциации Общественных Объединений Родителей при последних исследованиях у детей с ОВЗ были выявлены следующие проблемы: недостаточная, поверхностная информированность ребенка с ОВЗ и его родителей о спектре доступных профессий (63%); озабоченность своим будущим и отсутствие четкой перспективы (70%); повышенная тревожность, напряженность (63%); неадекватная (завышенная, заниженная) или неустойчивая самооценка (79%); трудности в социальной адаптации (67%); избегание возможной ответственности при профвыборе (56%); проблемы в семье (конфликты, гиперопека) (53%) [7, c. 145]. Схожие данные публиковались и другими образовательными и общественными организациями.

Данный аспект профориентации реализуется в программе следующим образом. Учебная программа носит интегрированный характер и связана с такими предметами курса как «Психология общения» и «Психология познания».

Данная интеграция повышает мотивированность к познанию нового на занятиях, усиливает эмоциональную составляющую подаваемого материала, что улучшает процессы внимания, восприятия и запоминания, усиливает интерес, а так же оказывает психотерапевтический эффект путем снятия излишней напряженности.

В программе предусмотрены такие психокоррекционные мероприятия как групповой социально-психологический тренинг «Самопрезентация», психологическая профориентационная игра «Что? Где? Когда?», ролевая игра «Устройство на работу», которые создают позитивные установки на доверительное и искреннее общение, предоставляют возможность обучающимся осознать свои способности, позволяют повысить готовность обучающихся к осознанной необходимости выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы с реально имеющимися у них возможностями.

Кроме этого с ними постоянно проводится групповая и индивидуальная психокоррекционная работа в рамках психологического сопровождения педагогического процесса, которая в совокупности с занятиями по указанным выше предметам обеспечивают психологическую поддержку в процессе профориентации.

Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях должна выражаться в создании условий для их интеграции в общество путем организации реабилитационного процесса и обеспечении без барьерной среды жизнедеятельности.

При этом мы можем с уверенностью утверждать, что в нашем учреждении имеется полноценная программа профессиональной ориентации, которая соответствует современным требованиям, предъявляемым сегодня к профориентационной работе с детьми, имеющими ОВЗ и которая позволяет нам успешно решать вопросы профессионального самоопределения обучающихся в нашем центре детей, имеющими ОВЗ.

Библиографический список

1. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов [Текст]. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.

2. Добровольская, Т. А. О подходах к проф. ориентации подростков с детским церебральным параличом [Текст]. // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 1. – С. 70-73.

3. Дудников, С. В. Профессиональная ориентация и занятость инвалидов в Москве [Текст]. // Реабилитация и занятость инвалидов. – М., 2003. – С. 6-10.

4. Еремина, О. П. Особенности проф. образования лиц с нарушением слуха в системе непрерывной проф.-технической подготовки кадров (НПО – СПО – ВПО) [Текст]. // Дефектология. – 2003. - № 1. – С. 15-22.

5. Ермаков, В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушением зрения: медицина, психология, педагогика: пособие для учителя [Текст]. / ред. В. И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 173 с. - (Коррекционная педагогика).

6. Малер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. [Текст]. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с. – (Образование. Педагогические науки).

7. Малер, А. Р. Учебно-воспитательная работа с тяжело умственно отсталыми детьми старшего школьного возраста и пути их дальнейшей социально-трудовой адаптации / А. Р. Малер, Г. В. Цикото [Текст]. // Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Малер, Г. В. Цикото. – М., 2003. – С. 143-161.

8. Не делить по недостаткам, а помочь с профессией [детям-инвалидам] [Текст]. // Соц. защита. – 2003. - № 1. – С. 31-32 (Социономия).

9. Работа и проф. ориентация в жизни людей с умственными и физическими ограничениями: материалы междунар. конф. [Текст]. – Минск: Белорус. ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, 2005. - 95 с.

10. Резолюция 52/82 Генеральной ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 года. - 35 c.

Наши рекомендации