Проблема совершенствования воспитания в органах внутренних дел
История свидетельствует: воспитание ставится в число приоритетов в переломные моменты жизни государства, общества и людей.
И именно в такие периоды осуществление воспитания сопряжено с немалыми трудностями, и тем не менее любые реформы и решения обречены на провал, если они не подкрепляются усиленным вниманием к воспитанию, тесно увязанному с реалиями происходящих перемен. Общечеловеческие истины воспитания, складывавшиеся веками, не устаревают, но на каждом новом методическом отрезке времени нуждаются в новом понимании, требуют новых технологических разработок. При этом проблемы усложняются, если в предшествующий период работа по воспитанию была ослаблена. Именно такое положение имеет место в современных условиях деятельности органов внутренних дел.
Не случайно министр внутренних дел России относит воспитательную работу к одному из важнейших направлений работ с кадрами и обеспечения оперативно-служебной деятельности6. К недостаткам проведения этой работы он относит:
- недооценку места и роли воспитательной работы в системе обеспечения оперативно-служебной деятельности;
- декларативный и оторванный от жизни характер проведения;
- недостаточную ее эффективность, не выдерживающую испытаний реальной практикой,
- неспособность оказать должное воздействие на результаты оперативно-служебной деятельности,
- служебную дисциплину и законность;
- устаревшие подходы, организацию,
- принципы, формы и методы, не учитывающие реалии сегодняшнего времени;
- отсутствие ведомственной системы информационно-пропагандистского воздействия на личный состав;
- неконструктивное противопоставление материальных и нравственных начал в мотивации сотрудников;
- преобладание репрессивной практики в отношении оступившихся сотрудников, в то время как негативные проявления могли быть профилактированы при упреждающем систематическим воспитании личного состава;
- слабая связь с институтами гражданского общества;
- значительный отток кадров и размывание профессионального ядра органов внутренних дел (особенно уголовного розыска и службы участковых инспекторов);
- недостаточный уровень педагогической культуры части руководителей, занятых вопросами воспитания подчиненных, и др.
Слабости в постановке воспитания личного состава рассматриваются руководством МВД как причины многих недостатков в оперативно-служебной деятельности: участившихся случаев невнимательного реагирования сотрудников на сообщения и заявления граждан о совершении преступлений, укрытие их от учета, необоснованных прекращений или отказов в возбуждении уголовных дел, подтасовки отчетных данных о раскрытии преступлений, противоправных действий, снижения уровня доверия населения к государственным органам власти и др. Ошибочным признано сокращение численности воспитательных аппаратов, свертывание подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел.
Перед МВД поставлена задача модернизации системы воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел, для чего в ее характер, содержание и организацию вносят существенные изменения, нацеленные на:
• восстановление отношения к воспитательной работе как к важнейшему направлению повышения эффективности оперативно-служебной деятельности и решения задач, возложенных на органы внутренних дел;
• определение места воспитательной работы в обеспечении оперативно-служебной деятельности всей системы органов внутренних дел, направленной на:
— формирование у сотрудников комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств сотрудника ОВД, обусловленных потребностями этой деятельности;
— подготовку сотрудников, способных реализовать задачи правоохранительной деятельности в условиях демократического общества, готовых соблюдать конституционные права человека и гражданина и на практике осуществлять их эффективную защиту;
— обеспечение высокой антикоррупционной устойчивости сотрудников и надежного иммунитета к профессиональным деформациям личности;
• разработку научной основы развития системы воспитательной работы применительно к современным условиям;
• создание нормативно-правовой и методической базы функционирования воспитательной работы как в масштабах министерства, так и непосредственно в органах внутренних дел субъектов Федерации;
• приведение организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов в соответствие с изменившимися условиями;
• организацию подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел;
• организацию обучения руководителей всех звеньев теории и практики воспитания подчиненных, повышение их педагогической и управленческой компетентности. «Главной фигурой в системе организации воспитательной работы с личным составом был и остается руководитель, и в первую очередь начальник ОВД. Именно на него возложена персональная ответственность за организацию и состояние воспитательной работы с подчиненными».
Работа по этим направлениям уже проводится, но еще больше предстоит сделать. И здесь очень важно осознать сложность этой задачи и необходимость высокой педагогической компетентности для успешного ее решения.
«Путь к уважению профессии сотрудника... и поддержке государства может оказаться безнадежно долгим, если в сознании каждого из нас не будет понимания сложности современного периода развития общества, выработки собственной безупречной линии поведения на службе и в быту, осознания своего личного значения в деле служения гражданину, обществу и государству», — сказал министр МВД России.
Юридическая педагогика обладает теоретическими и прикладными разработками, способными содействовать реализации воспитательной работы по повышению ее качества и эффективности. И здесь следует помнить, что задача модернизации всей системы воспитательной работы требует новых теоретических и прикладных педагогических разработок для решения острейших, современных проблем.