Работа с педагогическим коллективом школы

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

Социальный педагог — организатор внеучебной работы (класс­ный воспитатель).Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было аль­тернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею зани­маться. В этом случае классный воспитатель компенсировал не­достаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возмож­ность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаи­модействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.

Классный же воспитатель имеет возможность социально-педа­гогической работы с учениками только во внеучебное время. Еслиученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.

К основным направлениям социально-педагогической дея­тельности классного воспитателя могут быть отнесены:

• разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;

• организация досуговой работы со школьниками;

• социально-педагогическая работа во внеучебное время с раз­личными группами школьников;

• социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;

• привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешколь­ной) работе с детьми;

• методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;

• индивидуальная социально-педагогическая работа со школь­никами, их родителями во внеучебное время;

• взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристиче­скими учреждениями по организации социально-педагогиче­ской работы со школьниками;

• взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершен­нолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспи­тательной работы с отдельными школьниками.

Социальный педагог — организатор досуга.Специалист по ор­ганизации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой универси­тета культуры или квалификацией педагога дополнительного об­разования. В его обязанности входит организация досуговой дея­тельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художе­ственная самодеятельность, художественное творчество, куколь­ный театр, краеведение и др.). Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (напри­мер, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

• организация досуга с различными категориями школьников;

• подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;

• помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;

• привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;

• организация художественной самодеятельности;

• организация деятельности кружков индивидуального творче­ства школьников;

• организация досуга учителей;

• взаимодействие с различными культурными и досуговыми цен­трами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.

Социальный педагог — педагог-психолог.Данная специализа­ция социальной педагогики получает все большее распростране­ние. В ее основе — выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими труд­ности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы вы­ступают:

— школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущен­ный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);

— классный коллектив, отдельная группа школьников, имею­щие различные социальные проблемы;

— учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо уче­никами и их родителями;

— учительский коллектив;

— родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со сво­им ребенком, с учителем;

— родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:

• первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необ­ходимости отдельные школьники могут направляться на диа­гностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;

• взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьни­ками, имеющими различные отклонения;

• направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;

• взаимодействие с различными центрами по работе с детьми от­клоняющегося поведения для координации совместных воспи­тательных усилий;

• социально-педагогическая помощь учителю в работе с учени­ком, классом;

• психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.

При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным пси­хологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более кор­рекции психологических проблем.

Социальный педагог — социолог.Должности социолога на се­годняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологиче­ским уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-пси-т хологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится после­дующая социально-педагогическая работа. Она бывает направле­на либо на развитие выявленной положительной тенденции, ли­бо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социо­лога являются различные социальные группы:

— школьный коллектив;

— классный коллектив;

— отдельная группа школьников;

— учительский коллектив;

— родительский коллектив.

Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:

• изучение социально-психологических явлений;

• выявление направленности явлений и оценку их влияния на со­циум;

• выявление причин, вызывающих те или иные социально-пси­хологические явления в коллективе;

• прогнозирование развития тех или иных социально-психологи­ческих явлений в коллективе (социуме).

Следует подчеркнуть, что социальный педагог — социолог при­зван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические реко­мендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.

Социальный педагог— методист.Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятель­ности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважени-ем у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник выс­шей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом — методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, про­шедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.

Объектом профессиональной деятельности социального педа­гога — методиста являются:

• учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (ученика­ми) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);

• по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;

• коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам ме­тодики воспитательной работы (коррекции воспитательной де­ятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также коор­динации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;

• коллектив класса, школы по методике организаторской дея­тельности в процессе социально-педагогической работы;

• школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогиче­ской деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:

• помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдель­ными учениками для достижения определенных учебных целей;

• проведение методических семинаров с учителями по пробле­мам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;

• проведение социально-педагогических лекториев для родителей;

• помощь родителям в социально-педагогической работе со сво­им ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершен­ствования и др. (по данным интернет-источника

Тема вопроса

Наши рекомендации