Работа с педагогическим коллективом школы
Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.
Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель).Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.
Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Еслиученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.
К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:
• разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;
• организация досуговой работы со школьниками;
• социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;
• социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;
• привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;
• методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;
• индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;
• взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;
• взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.
Социальный педагог — организатор досуга.Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой университета культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.). Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:
• организация досуга с различными категориями школьников;
• подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;
• помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;
• привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;
• организация художественной самодеятельности;
• организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;
• организация досуга учителей;
• взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.
Социальный педагог — педагог-психолог.Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе — выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:
— школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);
— классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;
— учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;
— учительский коллектив;
— родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;
— родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:
• первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;
• взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;
• направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;
• взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;
• социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;
• психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.
При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.
Социальный педагог — социолог.Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-пси-т хологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:
— школьный коллектив;
— классный коллектив;
— отдельная группа школьников;
— учительский коллектив;
— родительский коллектив.
Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:
• изучение социально-психологических явлений;
• выявление направленности явлений и оценку их влияния на социум;
• выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;
• прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).
Следует подчеркнуть, что социальный педагог — социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.
Социальный педагог— методист.Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважени-ем у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом — методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.
Объектом профессиональной деятельности социального педагога — методиста являются:
• учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);
• по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;
• коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;
• коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;
• школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.
Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:
• помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;
• проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;
• проведение социально-педагогических лекториев для родителей;
• помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др. (по данным интернет-источника
Тема вопроса