Психодиагностика эмоциональной сферы личности
Использование опросников. Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость). В лаборатории А. Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики (опросники) изучения эмоциональности: три - для выявления модальности ведущих («базаль-ных») эмоций и одна - для выявления средств выражения эмоций (экспрессивности). Полученные в разных исследованиях результаты дали в отношении валидности первых трех методик неоднозначные результаты. В работе А. Е. Ольшанниковой (1978) найдены корреляции между эмоциональностью, определенной по методикам Л. А. Рабинович и Т. Дембо, а методика И. Иранковой не дала результатов, совпадающих с полученными при использовании этих методик.
Методики, разработанные под руководством А. Е. Ольшанниковой, отличаются по четырем основным признакам:
- принципу получения оценки (самооценка или внешняя оценка);
- степени глобальности-дробности способа организации оценки;
- непосредственности-опосредованности, косвенности методики в отношении исследуемых качественных эмоциональных характеристик;
- осознанности или неосознанности исследуемых качеств.
В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название FAST {FacialAffectScoringTechnique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей-лба, глаз-век и нижней части лица. Представлены также варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. Испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.
Использование цветового теста. В зависимости от эмоционального состояния человека происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза. . А. Шварц была показана связь положительных эмоций с увеличением чувствительности глаза к красно-желтой части цветового спектра и отрицательных эмоций с повышением чувствительности к сине-зеленой части. Другие исследователи (М. Э. Бразман и др., Э. Т. Дорофеева) выявили более сложные зависимости. По их данным, каждому эмоциональному состоянию соответствует определенное изменение чувствительности глаза к трем основным цветам спектра: красному, зеленому и синему.
Предмет, цели и задачи психодиагностики интеллектуально-познавательной сферы личности.
Для исследования познавательной сферы личности использованы следующие методики:Изучение устойчивости внимания (тест "Таблицы Шульте"), Исследование кратковременной памяти (методике Джекобсона), Методика на определение избирательности внимания (методика Мюнтерберга(найти 25 слов)., Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона),"Заучивание слов" (методика А.Р. Лурии),"Пиктограмма"
Основные компоненты человеческой деятельности: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Методики изучения познавательных процессов личности: избирательности и устойчивости внимания, кратковременной памяти и заучивания слов.
Тесты структуры интеллекта.
Тест структура интеллекта Векслера применяется для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта. Можно измерить уровень развития частных интеллектуальных возможностей ( общий объем знаний, направленность и широта интересов, оперирование словарным запасом, сообразительность, способность к логическому обобщению, пространственному воображению и т.д.)
От 3 до 75 лет
Состоит из 12 субтестов:
1. вербальная шкала: 1. осведомленность(30 заданий), 2. сходство (19 заданий), 3. арифметика (24 задания), 4. словарный запас(30 заданий), 5. понимание (18 заданий), 6. повторение цифр
2. невербальная шкала : 1. завершение картинок (30), 2. кодирование, 3. упорядочение картинок (14), 4. композиция из кубиков, 5. сборка объекта, 6. лабиринты.