Психодиагностика эмоциональной сферы

Методики психологического тестирования позволяют изучать разнообразные эмоциональные характеристики человека, среди которых:

1. физиологические методики выявления эмоциональных состояний («Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции» (В.Д. Балин);

2. психологические методики изучения эмоциональных состояний:

§ «Методика САН (самочувствие, активность, настроение)» В.А. Доскин;

§ «Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»» П.Н. Фетискин;

§ «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» П.Н. Фетискин;

§ «Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии», (методика основана на опроснике В. Зунга в адаптации Т.Б. Балашовой);

§ «Определение уровня депрессии» (методика В. А. Жмурова в ред. В. В. Бойко);

§ «Шкала депрессии» Э. Бека;

§ «Шкалы реактивной и личностной тревожности» (методика Ч.Д. Спилбергера –Ю.Л. Ханина);

§ «Определение уровня невротизации» (Л. И. Вассерман);

§ Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self - Conscious Affect (TOSCA ) Дж.П. Тангней);

§ «Определение состояния фрустрации» (В.В. Бойко);

§ «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко);

§ Опросник на «выгорание» MBI (К. Маслач, С. Джексон);

§ «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюссон);

§ «Самооценка эмоциональных состояний» (Г. Айзенк) и др.;

3. методики выявления доминирующих эмоциональных состояний:

§ «Четырехмодальностный эмоциональный вопросник» (Л. А. Рабинович);

§ «Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности» (Т.Г. Сырицо);

§ «Методика когнитивной самооценки базальных эмоций» (Т. Дембо) и др.;

4. методики изучения эмоциональных свойств личности:

§ Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова);

§ «Методика диагностики эмоциональности» (В.М. Русалов);

§ «Оценочная шкала стрессовых событий» (методика Т. Холмса и Р. Раге);

§ «Методика эмоциональная возбудимость – уравновешенность» (Б.Н. Смирнов);

§ «Шкала вспыльчивости» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);

§ «Шкала эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма)» (Г. Айзенк) и др.;

5. методики изучения эмоциональных типов:

§ «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) [Приложение];

§ Методика «Эмоциональная эмпатия» (В. В. Бойко);

§ «Характерологический опросник К. Леонгарда»;

§ «Определение эмоциональной направленности Б. И. Додонова»;

§ «Методика изучения застенчивости» (Н.Н. Обозов);

§ «Стэнфордский опросник застенчивости» (Ф. Зимбардо) и др.;

6. методики изучения эмоциональной экспрессии:

§ «Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ)» (Л.Е. Богина);

§ «Определение уровня алекситимии» (адаптированный вариант опросника Торонтской Алекситимической шкалы) и др.;

7. методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного поведения:

§ «Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействия стимулов окружающей среды» (В.В. Бойко);

§ «Методика рисуночной фрустрации» (С. Розенцвейг);

§ «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер) и др.;

8. методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека:

§ «Полимодальностный эмоциональный картиночный тест» (И. Иранкова);

§ «Оценка эмоционального выражения лиц по фотографии методом «выбора из списка» (С.В. Квасовец);

§ «Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ)» (Н. Холл);

§ Методика «Эмпирический анализ категоризации эмоций» (Д.В. Люсин);

§ Методика The Facial Meaning Sensitive Test (Г. Дейл);

§ «Методика определения эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией» (А.А. Крылов, С.А. Маничева);

§ «Методика экспериментально-психологического исследования эмоциональных состояний больных с локальными поражениями мозга (Д.В. Ольшанский) и др.

Для исследования эмоциональной сферы человека широко применяются проективные методики: например, тест цветовых выборов М. Люшера, методику чернильных пятен Германа Роршаха, проективные рисунки. Проективные методики основаны на феномене проекции – перенесении собственных психологических особенностей, в частности эмоциональных, на других людей или их отражение в стимулах внешней ситуации.

Заключение

В методической разработке по теме «Психология эмоций» рассматриваются характеристики эмоционально – чувственных переживаний. Кратко приведены основные теории эмоций, объясняющие их происхождение и сущность, среди которых эволюционная теория Ч. Дарвина, «ассоциативная» теория эмоций В. Вундта, «периферическая» теории У. Джемса - Г. Ланге, «таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда, биологическая теория эмоций П.К. Анохина, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно – физиологическая концепция С. Шехтера, информационная теория эмоций П. В. Симонова и модель дифференциальных эмоций К. Изарда.

Анализируются основные эмоциональные свойства и функции. Описываются базовые характеристики переживания удовлетворения и радости, эмоции ожидания и прогноза, а также фрустрационные, коммуникативные и интеллектуальные эмоции. Также разграничиваются понятия эмоции от чувства.

Обращается внимание на эмоционально – негативные состояния: стресс, тревогу, депрессию, аффект и фрустрацию.

Отдельно освещаются вопросы изучения эмоциональных переживаний: акцент сделан на психодиагностическое исследование эмоций.

Вопросы по изучаемой теме

1. Определение эмоций.

2. Основные психологические теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Свойства эмоций.

5. Эмоциональные свойства человека.

6. Базовые характеристики эмоций.

7. Сущность эмоций ожидания и прогноза.

8. Характеристика фрустрационных эмоций.

9. Определение и основные черты коммуникативных эмоций.

10. Содержание и базовые особенности интеллектуальных эмоций (аффективно – когнитивных комплексов по Е.П. Ильину).

11. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.

12. Отличия эмоций и чувств.

13. Определение «чувства». Классификация видов чувств.

14. Стресс как психическое состояние. Стадии переживания стресса.

15. Переживание тревоги. Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности.

16. Характеристика переживания депрессии.

17. Характеристика основных особенностей аффекта.

18. Эмоциональное состояние фрустрации.

Тестовые задания «Эмоции и чувства»

Выберите один вариант правильного ответа.

1. НАИБОЛЕЕ РАННИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ПРИНАДЛЕЖАТ:

а) Ч. Дарвину;

б) Г. Ланге;

в) У. Джемсу;

г) Г. Селье;

д) В. Вундту.

2. «МЫ ПЕЧАЛИМСЯ ПОТОМУ, ЧТО ПЛАЧЕМ, БОИМСЯ ПОТОМУ, ЧТО ДРОЖИМ, РАДУЕМСЯ ПОТОМУ, ЧТО СМЕЁМСЯ». КАКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ:

а) теории Л. Фестингера;

б) теории У. Кэнона – Ф. Барда;

в) теория П.К. Анохина;

г) теории П.В. Симонова;

д) теории У. Джемса - Г. Ланге.

3. ФОРМУЛА Э = F[П, (ИП - ИC), ...] ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ В ТЕОРИИ:

а) теории Л. Фестингера;

б) теории У. Кэнона – Ф. Барда;

в) теория П.К. Анохина;

г) теории П.В. Симонова;

д) теории У. Джемса - Г. Ланге.

4. ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИИЯ НА ЗНАЧИМОЕ СОБЫТИЕ:

а) коммуникативная;

б) подкрепляющая;

в) функция оценки;

г) регулирующая;

д) предвосхищающая.

5. ВАЖНАЯ РОЛЬ В МЕХАНИЗМАХ НАУЧЕНИЯ, В УСВОЕНИИ НОВЫХ НАВЫКОВ – ЭТО ФУНКЦИЯ:

а) регуляторная;

б) подкрепляющая;

в) функция оценки;

г) коммуникативная;

д) организующая.

6. ЭМОЦИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ АКТИВНОСТЬ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПРИЛИВ СИЛ И ПОДЪЕМ:

а) стеннческие эмоции;

б) астенические;

в) отрицательные;

г) мотивирующие;

д) положительные.

7. ЭМОЦИИ, ПОНИЖАЮЩИЕ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

а) стенические эмоции;

б) негативные;

в) астенические;

г) отрицательные;

д) положительные.

8. КРАТКОВРЕМЕННЫ И ОБРАТИМЫ:

а) эмоциональные реакции;

б) эмоциональные состояния;

в) чувства;

г) эмоция веселья;

д) эмоциональные свойства.

9. МОГУТ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫМИ И УСТОЙЧИВЫМИ, НО, ПРИ ЭТОМ ОБРАТИМЫ (МОГУТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ, НО, В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ПРИ НИХ МОЖЕТ И НЕ ОТМЕЧАТЬСЯ ЯВНОЙ СВЯЗИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ); ЭТО –

а) эмоциональные реакции;

б) состояние тревоги;

в) эмоциональные состояния;

г) биологический стресс;

д) эмоциональные свойства.

10. НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА:

а) чувства;

б) эмоциональные реакции;

в) мотивы и потребности;

г) эмоциональные состояния;

д) эмоциональные свойства.

11. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ КОЛЕБАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНУСА, БЫСТРУЮ СМЕНУ ЭМОЦИЙ И НАСТРОЕНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а) возбудимостью;

б) лабильностью;

в) реактивностью;

г) интенсивностью;

д) сенситивностью.

12. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ СКОРОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а) реактивностью;

б) лабильностью;

в) переключаемостью;

г) возбудимостью;

д) проводимостью.

13. ПО Е.П. ИЛЬИНУ К ФРУСТРАЦИОННОЙ ЭМОЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ:

а) смущение;

б) сомнения;

в) горе;

г) страх;

д) волнение.

14. КОММУНИКАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ ПО Е.П. ИЛЬИНУ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) удовлетворение;

б) вина;

в) радость;

г) интерес;

д) удивление.

15. К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ ПО Е.П. ИЛЬИНУ:

а) разочарование;

б) интерес;

в) ностальгию;

г) обиду;

д) презрение.

16. ЧУВСТВО - ЭТО:

а) способность индивида испытывать сильные эмоции;

б) сложное когнитивное состояние;

в) эмоциональное переживание, имеющее ярко выраженный предметный характер;

г) то же, что и эмоции;

д) тип реагирования на конфликтную стрессовую ситуацию.

17. ЧУВСТВА:

а) так же устойчивы, как и эмоции;

б) менее устойчивы, чем эмоции;

в) одинаково интенсивны как и эмоции;

г) более устойчивы, в отличие от эмоций;

д) менее интенсивны, чем эмоции.

18. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРЕКРАСНОМУ ОТРАЖАЕТСЯ:

а) в моральных чувствах;

б) интеллектуальных;

в) практических;

г) эстетических;

д) нравственных чувствах.

19. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ, УСТОЙЧИВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, УМЕРЕННОЙ ИЛИ СЛАБОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ, ПРИДАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОКРАСКУ ВСЕМ ДРУГИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ:

а) настроение;

б) удивление;

в) фрустрация;

г) тревога;

д) стресс.

20. НАИБОЛЕЕ МОЩНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:

а) стресс;

б) чувство;

в) настроение;

г) страсть;

д) аффект.

21. СИЛЬНОЕ, СТОЙКОЕ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ЗАХВАТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛИКОМ И ВЛАДЕЕТ ИМ:

а) чувство;

б) настроение;

в) аффект;

г) любовь;

д) страсть.

22. СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗНАЧИМОЙ ЦЕЛИ ВОЗНИКАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ:

а) фрустрация;

б) депривация;

в) сублимация;

г) стресс;

д) тревога.

23. ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ТОСКИ И ПЕЧАЛИ МОЖНО ОТНЕСТИ К:

а) эмоциональной реакции тревоги;

б) переживанию горя;

в) когнитивным симптомам депрессии;

г) аффективным симптомам депрессии;

д) физиологическим симптомам депрессии.

24. НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ, САМОКРИТИКА – ЭТО:

а) аффективные симптомы депрессии;

б) показатели низкой самооценки;

в) когнитивным симптомам депрессии;

г) неуверенность в себе;

д) физиологические симптомы депрессии.

25. НАРУШЕНИЯ СНА, ПЛОХОЙ АППЕТИТ, УТОМЛЕНИЕ, ВЯЛОСТЬ – ЭТО:

а) аффективные симптомы депрессии;

б) показатели переживания чувства одиночества;

в) когнитивным симптомам депрессии;

г) симптомы расстройства ЖКТ;

д) физиологические симптомы депрессии.

26. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОТВЕТ НА РАЗНООБРАЗНЫЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а) депрессия;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) тревога;

д) аффект.

27. ТРЕВОГА – ЭТО:

а) реакция на неожиданно возникшее препятствие;

б) форма стресса;

в) адаптация к фрустрации;

г) реакция на неопределенность ситуации;

д) форма внутреннего конфликта.

28. ФОБИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК:

а) страх при непосредственной угрозе жизни;

б) иррациональный неконтролируемый страх;

в) боязнь принятия рискованных решений;

г) страх в определенных ситуациях при отсутствии реальной угрозы;

д) боязнь оказаться несостоятельным при высоком уровне притязаний.

29. ЭМПАТИЯ - ЭТО:

а) предрасположенность, симпатия;

б) способность к сочувствию и сопереживанию;

в) склонность к повышенному настроению;

г) склонность испытывать чувство вины;

д) потребность в эмоциональной поддержке со стороны окружающих людей.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»

Правильные ответы к тесту «Эмоции и чувства»
1. а 11. б 21. д
2. д 12. а 22. а
3. г 13. в 23. г
4. в 14. б 24. в
5. г 15. б 25. д
6. а 16. в 26. б
7. в 17. г 27. г
8. а 18. г 28. б
9. в 19. а 29. б
10. д 20. д  

Список рекомендуемой литературы

1. Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2009. - 816 с.

2. Василюк В. Ф. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Издательство Московского университета,, 1984. - 200 с.

3. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»)

4. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофиз. исслед. - М.: Мир, 1966. – 672 с.

5. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

8. Куликов В.Н., Ковалев А.Г. Эмоции и чувства в жизни человека. -Иваново, 1997. - 236 с.

9. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

10. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.

11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

12. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

Приложение

«Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Текст опросника

1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4.Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.Больному человеку можно помочь даже словом.

7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8.Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9.Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11.Я равнодушен к критике в мой адрес.

12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13.Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14.Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16.Родители относятся к своим детям справедливо.

17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.В детстве я приводил домой кошек и собак.

23.Все люди необоснованно озлобленны.

24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27.Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32.Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста

Наши рекомендации