Дидактические игры, условия эффективности
Сущность дидактических игр. Основная особенность – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Активное участие, тем более выигрыш зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Возможность обучать посредством интересной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для младших, и решение игровой задачи, выигрыш – для старших дошкольников.
Народные корни дидактической игры. Дидактические игры существуют много веков, их первым создателем был народ. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании игр отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. В них отчётливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребёнка, который нуждается в знании окружающего мира, общении с близкими ему людьми, в активных действиях.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребёнка очень рано - на первом году жизни. С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети, варианты игр создают педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, учёные создают новые, предлагают целые системы дидактических игр.
Дидактические игры в педагогических системах. Ф.Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Жёсткая регламентированность деятельности ребёнка, усвоение знаний в ущерб занимательности, методика проведения игр, основанная на подражании детей действия, словам садовницы – всё это вызвало критические замечания известных педагогов /К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, Е.И.Тихеева/. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр автором которой является Мария Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидакт.материалы для сенсорного воспитания.
Автор одной из первых отечественных систем дошкольного воспитания Е.И Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По её мнению, игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить активность, самостоятельность.
Обучающие задачи в предлагаемых играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребёнка. Они предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях /дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта – посуда, мебель и т.п./.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторы педагоги и психологи –Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова. В последнее время поиски учёных /З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко/ идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Предлагаемые игры называют развивающими, а не традиционно дидактическими.
Виды дидактических игр. Дидактические игры с предметами разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы /предметы обихода, орудия труда, произведения искусства и др./, объекты природы /овощи, фрукты, шишки, листья, семена/. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции /анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация/, совершенствовать речь /умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи/, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
Сюжетно-дидактические игры. Дети выполняют определённые роли - продавца, покупателя, швеи и т.д. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях /«Заболела кукла, устроим кукле комнату»/, о литературных произведениях /«Путешествие в страну сказок»/, о нормах поведения /«Что такое хорошо и что такое плохо»/.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Особенно велика роль таких игр на этапе перехода к школьному обучению – воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры. Разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению, помогают уточнять и расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству /«Лото», «Домино», игры типа «Лабиринт»/. Распространены игры по принципу разрезных картинок, складных кубиков, которые способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Популярны игры на выдержку – пазлы, где картинки разного содержания /изображения из мультиков, животных, замков/ разделены на множество частей /от 32 до 250/. Родина Англия, автор гравёр Д.Спилсбари изготовил из дерева географическую карту, разделённую по границам стран, техника – отдельные элементы друг с другом составляют компактный рисунок, чем отличаются от мозаики.
Словесные игры – процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность /среди них много народных игр, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами. Развивают речь, формируют слуховое внимание, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Интересны словесные игры, в которых дети решают игровую задачу - узнают время года и различают его признаки – «Какое время года?», называют профессии – «Кем быть?», определяют то или иное событие – «Когда это бывает?».
Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки, игры-предположения /«Что было бы, если бы...?»/ - стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь, разбираться в реальных и нереальных ситуациях /«Бывает - не бывает?»/.
Структура дидактической игры – включает несколько компонентов:
· Обучающая/дидактическая/ задача – основной элемент дидактической игры, формулируется как игровая, часто заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку».
· Игровые действия – способы проявления активности в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать наряды и предметы быта, украшенные определённым узором. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия. Есть педагогическое правило, которому должен следовать педагог/родитель/ при организации игры: её развивающий эффект зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком.
· Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания, делают игру демократической: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи/закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки/. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание/пропуск хода, фанты/ - усиливают контроль за поведением.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.
Педагогическое руководство дидактическими играми – имеет свою специфику в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими особенностями дошкольников, но воспитатель должен учитывать и общие правила:
1. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, продумывать его размещение, обеспечить место для игр.
2. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя действия вместе с ребёнком, организовывать ситуации взаимообучения детей. Вносить новые игры постепенно, по мере освоения вводить усложнённые варианты/изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий/.
3. В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребёнка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.
4. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения – объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа, затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, избегая замечаний, оценивающих реплик негативного характера. По окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интересно было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
Задания:
1.Объяснить, какие воспитательные задачи решаются с помощью дидактических игр /на примере 2-3 игр/; Определить обучающие и игровые задачи, продумать методику использования, варианты усложнения.
2.Составить схему «Виды и структура дидактических игр».
3.КСР – С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика.