Обучение проектной деятельности
Таким образом, проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто много участвовал в проектировании, безусловно, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются свои личностные «приращения». Становится заметна динамика ценностей, норм, установок, овладение новыми процедурами, смена отношений с окружающими людьми. Лич-ностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию. Воплощение «Я» в проектируемом предмете имеет далеко идущие педагогические последствия. Важнейший для организаторов проектирования вопрос — что в первую очередь задействовано в осуществлении проекта: руки, сознание, самосознание, т.е. что станет ведущим человеческим началом проектной деятельности. От ответа на этот вопрос во многом зависит ее развивающий потенциал.
Спецификой подготовки участников проектной деятельности является их обучение в ходе самой деятельности. (Обучение проектированию в проекте) «Заразительность» проектирования неоднократно подтверждена практикой. Примером служит распространение преобразующего эффекта не только на совместный продукт, но и на участников, представляющих совокупный субъект проектирования. Непосредственное проживание своего участия в проекте становится формой приобретения соответствующих знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Причем чем разнообразнее в содержательном, функционально-ролевом плане опыт проектной деятельности, тем интенсивнее идет формирование проектных способностей.
Обучение проектированию может осуществляться в нескольких основных направлениях. Оно включает:
· развитие соответствующих личностных и групповых свойств субъекта проектирования в различных ситуациях, не обязательно связанных с проектированием;
· обучение взаимодействию с различными информационными потоками и носителями информации;
освоение способов нормирования деятельности в проекте;
· непосредственное формирование опыта осуществления проектной деятельности, включая все необходимые процедуры;
· обучение приемам рефлексии по поводу этого опыта;
· обучение культурной коммуникации.
1. Ниже сформулированы в общем виде критерии готовности к участию в проектной деятельности:
· наличие проектного типа мышления;
· способность работать «в команде»;
· проектная дисциплина;
· ангажированность (искреннее желание участвовать в проекте, внутренняя включенность, заинтересованность);
· социальная активность;
· открытость изменениям;
· способность к коррекции своих действий.
Наполните их конкретным содержанием применительно к учащимся и педагогам, сформулировав несколько показателей к каждому критерию.
2. Проведите самооценку готовности к участию в проектной деятельности, основываясь на данных критериях и показателях.
Рекомендуемая литература
1. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. — М., 1989.
2. Боне де Э. Латеральное мышление. — СПб., 1997.
3. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. — Краснодар, 2001. — Разд. 3.5. Проектировочная деятельность как средство развития участников образовательного процесса и становления личностно-ориентированной позиции педагога.
4. Громыко Ю. В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. — М., 1997.
5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб., 2003.
6. Колесникова И. А. Основы технологической культуры педагога. — СПб., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Пример организации диагностической процедуры по изучению общественного мнения, проведенной в рамках социально-педагогического проекта «Школа — правовое пространство»
(Волгоград, гимназия № 6)
Цели исследования: диагностика состояния правового образования и воспитания в гимназии; определение ключевых параметров правового сознания, проявляющихся на уровне отношений и отражающих значимый для учащихся уровень воспитанности в духе прав человека.
Объект исследования: учащиеся гимназии среднего и старшего школьного возраста (V—XI классов).
Предмет исследования — отношение учащихся:
· к правам ребенка в целом;
· к себе как носителям неотъемлемых прав;
· к проблеме «школа—личность»;
· к реальности осуществления прав ребенка в школе;
· к своим правам, их достаточности;
· к значимости данной проблемы для школьников.
Способы сбора первичной социологической информации: сплошное анкетирование учащихся V—XI классов. Название анкеты: «Ваши законные права».
Способы обработки полученного материала: упорядочение, классификация, анализ, представление в табличном варианте.
Метод анализа данных, ранжирование.
Способы оформления и представления выводов: отчет, организация знакомства с результатами опроса учащихся, учителей и руководителей гимназии; размещение наглядной информации на школьном стенде «Школа — правовое пространство».
Текст анкеты
Уважаемый школьник!
Организаторы проекта «Школа — правовое пространство» проводят анкетирование по проблеме правового положения учащихся нашей гимназии. Откровенно ответив на наши вопросы, ты поможешь себе, потому что от этого будет зависеть благополучие и комфорт твоего нахождения в стенах гимназии. Анонимность сведений гарантируем.
В каждом из пунктов анкеты просьба обвести кружком букву, соответствующую выбранному ответу.)
Вопросы анкеты
1. Какую роль в жизни ученика играют его законные права?
· решающую,
· очень большую,
· незначительную,
· никакую.
2. Какое качество в наибольшей степени характеризует человека, реализующего свои права?
· уверенность в себе,
· настойчивость,
· чувство собственного достоинства.
3. Чьи интересы выше:
· гимназии,
· ученика,
· равнозначно.
4. Как с Вашей точки зрения осуществляются права ученика в нашей гимназий?
· хорошо,
· удовлетворительно,
· плохо,
· не имею представления.
5. Достаточно ли прав у учащегося?
· да,
· нет,
· не думал(а) об этом.
6. Насколько важным вы считаете проведение данного опроса?
Паспортичка:
1. Пол.
2. Возраст.
Благодарим вас за то, что вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты.
Приложение 2. Примеры стратегического планирования на основе серии вопросов
1. Пример серии вопросов, предложенных в рамках заданий по проектной деятельности участникам фестиваля «Педагогика XXI века» (г. Одесса, сентябрь 2002 г.) (СНОСКА: По Интернет-материалам: Талгат Акбашев. Педагогический проект, www.conceptio.ru/articles/0391.html). Проектировались пути развития образования в XXI веке.
Задание 1. Человек XXI века
· Каким он должен быть?
· Для чего это необходимо?
· Что произойдет, если человек не станет таким?
Задание 2. Содержание образования
· Чему следует учить?
· Почему следует учить именно этому?
· Что случится, если этого не сделать?
Задание 3. Модели образования
· Как следует учить?
· Почему именно так?
· Что произойдет, если мы кардинально не изменим модели образования?
Задание 4. Учитель XXI века
· Что должен непреложно знать учитель XXI века и для чего?
· Что он должен уметь делать и для чего именно?
· Что надо немедленно изменить в деятельности учителя и почему именно это?
· Что произойдет, если таких изменений не будет?
Задание 5. Целевое проектирование
Каков идеальный результат образования XXI века как системы (для человека, общества, цивилизации)?
· Каковы признаки качества результатов образования?
· В каких направлениях нужно начинать работать немедленно, чтобы достичь этого качества?
· Каковы основные этапы качественного перехода к идеалу?
· Что нужно сделать нам вместе в 2003 г., чтобы улучшить качество образования?
· Что нужно сделать немедленно?
· О чем нам нужно договориться друг с другом уже здесь?
Задание 6. Ресурсное проектирование
· Что следует немедленно изменить в управлении образованием XXI века?
· Что это даст?
· Откуда брать для этого интеллектуальный ресурс? Как это сделать?
· Откуда взять энергию для перестройки? Как это сделать? Что для этого следует сделать немедленно?
· Что потребуется для этой работы от государственных структур? Как этого добиться?
· Что для изменения ситуации мы должны сделать сами?
· За что берусь лично я? Как я это сделаю?
· Как буду собирать единомышленников?
Комментарий. В данной системе вопросов 1 — 4-го заданий организуют обсуждение проблемы формирования стратегии образования по принципу: утверждение (тезис) — аргументация — антитезис (прогноз последствий недеяния).
Вопросы 5-го и 6-го заданий направлены на осознание стратегии преобразования себя как учителя и «встраивания» в процесс проектирования образования для нового века.
Обратите внимание, как ритмизация, единая логика вопросов по каждому блоку заданий дисциплинирует мышление, формируя определенный мыслительный стереотип.
2. Пример вопросов, которые предлагают использовать работники Оренбургского ИПК при проектировании программы и плана развития учреждения дополнительного образования (СНОСКА: Из опыта, представленного на сайте Оренбургского областного ИПК работников образования: www.orenipk.ru/proekt.html).
Цель. Какова основная цель нашей работы? Наша главная задача? Наши ценности?
Требования наших потребителей(слушателей). Кто потребители наших образовательных услуг? Что они от нас ожидают? Чего требуют от учреждения? В чем мы должны быть сильны, чтобы отвечать их ожиданиям? Какие методы мы используем для определения образовательных потребностей слушателей?
Пути к успеху в работе.Каковы наши сильные и слабые стороны, наши возможности, грозящие нам опасности и риски? Как именно мы собираемся достичь успеха в работе?
Реализация качества образования.Какие стандарты обучения мы собираемся установить? Как мы собираемся обеспечивать качество обучения? Каких затрат потребует достижение этого качества?
Кадры.Как мы будем подбирать коллектив сотрудников? Достаточны ли существующие вложения в коллектив нашего учреждения и его развитие?
Оценка процесса.Есть ли у нас реальные механизмы коррекции действий, применимые в случае неудач или ошибок? Каким образом мы узнаем, что работаем успешно (неуспешно)?
Приложение 3. Описание действий по созданию системы организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа (предпроектный этап)
1-й шаг. В ходе многоуровневого ранжирования, в котором приняли участие преподаватели педагогических колледжей, был получен рейтинговый ряд актуальных проблем, связанных с организацией УИРС (см. таблицу 1).
Таблица 1
Ранг | Содержание проблемы |
Сложность установления контактов с другими организациями и учреждениями в связи с проведением УИРС | |
Низкий уровень готовности студентов к проведению исследовательской работы | |
Отсутствие положительной мотивации у студентов и преподавателей в отношении исследовательской деятельности | |
Значительные перегрузки студентов и преподавателей | |
Отсутствие системности в организации и координации УИРС внутри колледжа на различных ступенях обучения | |
Неопределенность среды внедрения и распространения результатов УИРС | |
Слабая материально-техническая база для организации УИРС | |
Отсутствие специальных форм стимулирования участников УИРС | |
Недостаточное информационное обеспечение исследовательской деятельности | |
Недостаточный уровень компетентности педагогических кадров | |
Отсутствие четких ориентиров для отбора участников УИРС | |
Неопределенность места и функций УИРС для предметов различных циклов (образовательных и специальных дисциплин) | |
Отсутствие рекомендаций и регламентирующей документации по организации УИРС | |
Трудности в выборе направлений и проблем УИРС | |
Неразработанность форм обмена опытом УИРС |
2-й шаг. В соответствии с выделенными проблемами и противоречиями были намечены основные направления и задачи развития образовательной системы колледжа, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Среди них приоритетными на начальном этапе проекта были названы лишь те, решение которых зависело от внутренних факторов:
1. развитие исследовательского компонента в структуре профессионально-педагогической компетентности преподавателей ссуза;
2. создание нормативной документации, информационной и материально-технической базы для организации УИРС на современном уровне;
3. развитие колледжа как открытой учебно-исследовательской системы.
Решение первой задачи предполагало создание целевых программ повышения квалификации и организацию модульных годичных курсов для преподавательского состава колледжа. Для ее решения была разработана система повышения квалификации преподавательских кадров в режиме семинаров-погружений.
Для решения второй задачи была создана творческая группа по разработке внутренней документации. В итоге силами педагогов колледжа определилось содержание пакета учебно-методической документации, способной обеспечить нормативные предпосылки для системной организации УИРС. Сюда вошли следующие документы и материалы:
· положение об организации УИРС в колледже;
· положение о базовом образовательном учреждении колледжа;
· система исследовательских заданий в соответствии с учебным планом;
· критерии оценки результатов УИРС по каждому из видов и форм деятельности;
· адаптированные к условиям конкретного ОУ программа учебного курса и методическое пособие «Введение в исследовательскую деятельность»;
пакет методических материалов для проведения различных видов учебно-исследовательских работ (анкетирования, тестирования, диагностики и др.);
· положение о ВКР (выпускной квалификационной работе);
· положение о СНО (студенческое научное общество);
· памятка для студентов о написании различных видов творческих работ (реферат, тезисы, статья, эссе и др.);
· методическая разработка для преподавателей «Требования к умениям и навыкам ведения исследовательской деятельности, формируемым на разных уровнях (лицей, I курс, II курс, III курс колледжа)».
Третья задача оказалась наиболее трудоемкой, поскольку потребовала системных изменений в жизнедеятельности колледжа в целом. Для ее решения были осуществлены дальнейшие проектные действия:
· был разработан и апробирован алгоритм работы с педагогическим коллективом по формированию системы требований к содержанию учебно-исследовательской деятельности студентов;
· выделены пути и формы установления профессиональных связей в области исследовательской деятельности с базовыми (детские дошкольные учреждения и школы) и профильными (педагогические колледжи, педагогические вузы) учебными заведениями, а также с научными учреждениями;
· уточнены и систематизированы направления и объекты исследования, которые целесообразно включать в качестве базовых в УИРС учреждений среднего профессионального образования повышенного уровня;
· определены требования к информационной и материально-технической базе УИРС;
· составлен перечень форм стимулирования УИРС для студентов и преподавателей;
разработана примерная тематика выпускных квалификационных работ, которые основанные на учебно-исследовательской деятельности студентов.
3-й шаг. Полученные выводы и разработанные материалы прошли экспертизу на уровне Совета директоров педагогических колледжей России.