Особенности детского певческого голоса
Возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены, но при условии систематического руководства его пев ческий голос постепенно приобретает естественную звонкость, лег кость, ровное звучание, расширяется диапазон.
Диапазон - объем голоса от нижнего звука до верхнего. В до школьном возрасте он небольшой: от 3-4 звуков в младшей группе до 7 в подготовительной.
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естествен ного звучания.Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а так же и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое зву чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резона торами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).
У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.
Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного воз раста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по сво ей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.
Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобрета ет неприятный горловой характер и переходит в крик.
Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажет ся нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.
Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоле ние инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перена пряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосо вых связок влечёт за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голо совые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавны ми движениями рук, наклоном головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», которая сужает гортань.
Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнас тикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционно го аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глот ки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении макси мально активны.
Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата.Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.
Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто дет ской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звуча ние, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, кото рое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естествен но для пения взрослых.
Исследования в области физиологии голоса при помощи специ ального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения - высота тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.
Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе.
Уста новка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольни ков при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силами может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.
При фальцете - головном регистре, свойственном младше му возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная мас са связок находится в относительном покое.) Таким образом, пере напряжения голосовых связок не получается, и детский голос обе регается от срыва.
Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний го лосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее ко личество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излиш ней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.
Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении.Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.
Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону го лоса детей дошкольного возраста.
Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слу шания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не толь ко портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполне ния, так и по содержанию.
Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступ ны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на раз личные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от та кого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Воз никают различные заболевания голосового аппарата.
При обучении детей пению педагогу необходимо:
♦ удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительно го громкого пения (прежде всего во время разучивания); не громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие;
♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа зон песен, который должен соответствовать объему голоса де тей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репер туара взрослых и школьных массовых песен -. недопустимо;
♦ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не крича ли, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
♦ добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);
♦ не предлагать детям много песен для исполнения на заняти ях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3);
♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влаж ности выше 40-60 %.