Факторы отклоняющегося от нормы развития ребенка
Выделяют биологические, социальные и психогенные факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие ребёнка. Среди социальных факторов особое значение имеет семья и те условия развития, которые родители создают для ребёнка в первые годы жизни.
Виды психической депривации в раннем возрасте и их влияние на развитие ребёнка.
Воспитательные дефекты среды, в силу которых не удовлетворяются основные психофизиологические потребности растущего человека, вызывают нарушения психической организации детей, психическую депривацию.
Депривация – это психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей.
Установлено, что действие повреждающих факторов оказывается тем сильнее, чем меньше возраст подвергшегося этому действию ребенка. Также замечено, что мальчики оказываются более чувствительными к действию депривации, чем девочки.
Можно выделить следующие основные виды психической депривации:
1. двигательная депривация
Возникает при резком ограничении движений ребенка. Уже чрезмерное пеленание грудного младенца таит в себе опасность. Дети, чья двигательная активность в силу медицинских причин (травм, болезней) или педагогических причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности, повышением тревожности, плаксивостью, обидчивостью;
2. сенсорная депривация
Этот вид нарушений психического развития является следствием обедненной среды, т. е. среды, характеризующейся недостаточным количеством или однообразием сенсорных раздражителей: кинестетических, тактильных, визуальных, акустических. Исследовательские данные показывают, что в случаях, когда потребность ребенка в определенной стимуляции (качание, держание на руках, ласкание, успокаивание, пение и т.п.) не удовлетворяется, когда имеет место стимульный дефицит или стимульная перегрузка, происходят нарушения степени активации ребенка (бодрствования, внимания, интереса, усилий), а также физиологические нарушения, приводящие к неполноценному развитию центральной нервной системы;
3.эмоциональная (материнская) депривация.
Данный вид депривационных нарушений возникает, когда недостаточно удовлетворяется одна из самых сильных и ярко выраженных потребностей развивающегося человека — потребность в эмоциональной связи, в эмоционально-положительном общении со значимыми для него лицами, прежде всего, безусловно, с матерью или замещающим ее лицом. Материнскую депривацию испытывают брошенные дети, дети-сироты, нежеланные дети, дети, к которым мать эмоционально холодна. Тип личности, который формируется у ребенка, с момента рождения оказавшегося в условиях материнской депривации, можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе, аутизм (замкнутость на себе);
Социальная депривация
Наряду со стремлением к общению, к тесным эмоциональным связям со значимыми людьми на определенном этапе развития ребенка, когда он уже обретает самостоятельность (может сам ходить, требовать удовлетворения своих потребностей посредством слов), у него возникает и другая, противоположная по своей социальной сущности потребность — потребность в обособлении, в ощущении «самости», в личной автономии. Эта потребность сопровождает человека на протяжении всей его сознательной жизни. Отчетливо проявляется она уже в дошкольном детстве. Основой ее удовлетворения на этом этапе является возможность наблюдать модели социальных ролей (отца, матери и др.). Ограниченная в силу обстоятельств (воспитание в детском доме, в неполной семье или в семье с искаженными ролевыми функциями родителей и т. п.) возможность такого наблюдения ведет к трудностям в формировании образа собственного «я». Неудовлетворение данной потребности становится главной причиной детских неврозов, возникновения различных форм отклоняющегося поведения.
Зависимость личностного развития от качества воспитательной среды проявляется, безусловно, на всех этапах человеческой жизни. Однако есть серьезные основания говорить о том, что наибольшую важность и значимость эта среда имеет на ранних этапах развития. Исследования, в которых одни и те же люди изучаются на протяжении многих лет и даже десятилетий, свидетельствуют об удивительной устойчивости, постоянстве многих индивидуально-личностных черт, возникших на ранних этапах возрастного развития.
Учителю нужно знать о существовании и особенностях депривационных нарушений, чтобы лучше понимать причины трудностей школьников и грамотно осуществлять необходимую педагогическую помощь.
ТИПИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ АДАПТАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ
НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
В дошкольном возрасте как адаптационные нарушения можно рассматривать особенности поведения ребенка:
• выраженная психомоторная расторможенность, трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
• склонность ребенка к «космической» лжи – использование вымысла, как средства выхода из затруднительного положения или конфликта;
• инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
• импульсивность поведения, вспыльчивость, которая обуславливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
• прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
В младшем школьном возрасте наиболее распространенными являются следующие адаптационные нарушения:
• сочетание низкой познавательной активности и личной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;
• неуменьшающаяся моторная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим настроением;
• повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным впечатлениям;
• интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
• конфликтность, взрывчатость, драчливость в ответ на незначительные требования либо запреты;
• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция;
• реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; стремление обратить на себя внимание грубостью, злобными шалостями;
• выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;
• нарастающие тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
• дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
В подростковом возрасте возможны такие проявления дезадаптации как:
• инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций; неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции;
• сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;
• ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
• сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе;
• асоциальное поведение, переориентация интересов на внешкольное асоциальное окружение;
• неблагоприятные условия в семье или неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.
? 1. Приведите собственные примеры адаптационных нарушений у детей разного возраста.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ОТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым и нравственным нормам.
В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе.
Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия или поступки, нарушающие правила этики, моральных норм. С юридической точки зрения проступок – это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности, и он представляет собой противоправное действие или бездействие.
Поведение охватывает все поступки человека целиком как особый вид взаимодействия с окружающей средой. В поведении имеется внутренний план действия, в котором проявляются сознательно выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат.
В психолого-педагогической литературе выделяется пять вариантов отклоняющегося поведения:
· отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм (например, подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);
· нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость и др.) Если их не преодолеть, то это может привести к правонарушениям в будущем;
· делинквентное поведение, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее уголовной ответственности;
· криминальное поведение – противоправное поведение, влекущее уголовную ответственность,
· отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями (у людей с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей).
В классификации С.А. Беличевой отклоняющееся поведение связывается с неблагоприятными условиями социального развития:
· отклонения социально-пассивного типа – стремление ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга (уклонение от учебы и работы, побеги из дома, употребление алкоголя и наркотиков);
· отклонения корыстной направленности – стремление получить наживу (вымогательство, кражи, хищения, мошенничество);
· отклонения агрессивной ориентации – действия против личности (оскорбления, хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений)