Логическая схема исследования
В исследовательских работах, таких как курсовые, дипломные и диссертационные исследования, общая схема исследования описывается во «Введении». Схема вашего исследования должна быть представлена в такой же структуре.
Структура введения включает:
Актуальность.
Противоречия.
Проблему исследования.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Цель исследования.
Гипотезу исследования.
Задачи исследования.
Степень разработанности.
Методологические основы исследования.
Этапы эмпирического исследования.
Методы исследования.
Методики исследования.
Описание выборки исследования.
Теоретическую значимость.
Практическую значимость.
Структуру работы
Первым пунктом «Введения» является «Актуальность». Размещенная в самом начале работы, до самого исследования, она, тем не менее, не может быть сформулирована в окончательном варианте до начала теоретического исследования. Технологически актуальность формируется в процессе теоретического исследования.
В «Актуальности» следует обосновать значимость исследований данного направления и обозначить актуальность того аспекта данного направления, который вы рассматриваете в своей работе.
ПРИМЕР
Тема: Формирование коммуникативной компетентности у студентов педвуза средством решения коммуникативных педагогических задач.
(АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ) «В современных условиях все большее значение приобретает умение эффективно общаться. Способность к эффективному общению является одной из важнейших детерминант успешности педагогической деятельности.
В образовательных стандартах качество подготовленности выпускника вуза определяется через компетентности. Коммуникативная компетентность является основным фактором эффективного педагогического общения, относится к ключевым и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога. В программах подготовки учителя в психолого-педагогическом блоке рассматриваются различные теоретические аспекты общения. Практика показывает, что студенты легко выделяют педагогические задачи и с трудом - коммуникативные. Вместе с тем успешность решения педагогических задач определяется их коммуникативным решением. В ходе обучения будущие педагоги приобретают теоретические знания о педагогическом общении. Однако традиционная методика проведения занятий не позволяет формировать коммуникативные умения и личностные качества, необходимые для эффективного педагогического общения. В современной подготовке педагога не уделяется достаточного внимания практической коммуникативной подготовке.
(ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Коммуникативная компетентность педагога проявляется и формируется через решение педагогических ситуаций. Ситуативная коммуникативная педагогическая задача возникает из педагогической ситуации и отражает ее свойства: сложность, неопределенность, изменчивость, динамичность. При высокой мотивации достижения планируемого результата, дефиците отведенного времени, такие характеристики среды создают условия для информационного невроза и даже приобретенной беспомощности. Мы считаем, что обучение эффективному решению ситуативных коммуникативных педагогических задач позволит развить коммуникативную компетентность и улучшить подготовку будущего педагога к профессиональной деятельности.
(АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ) В соответствии с вышеизложенным актуальным является создание программы формирования коммуникативной компетентности педагога посредством обучения решению ситуативных коммуникативных педагогических задач с использованием аудиовизуальных технологий».
Актуальность исследования может быть связана с ограниченностью имеющихся в науке объяснительных возможностей существующих психологических теорий, недостаточностью имеющихся представлений о содержании явления, потребностью в новых методах и методиках исследования, а также с появлением общественно значимых целей (новые образовательные стандарты, новые требования к квалификации специалистов и т.п.).
Противоречие.Противоречия отражают несогласованность между имеющимися потребностями науки и практики и возможностями в удовлетворении этих потребностей.
ПРИМЕР
«Таким образом, в современном профессиональном обучении студентов педвузов имеют место следующие противоречия:
- между коммуникативной природой профессии и преобладанием научно-предметного подхода к подготовке будущих учителей;
- между необходимостью приобретения студентами коммуникативных умений и недостаточной разработанностью методов формирования коммуникативной компетентности».
Проблема исследования. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, породивший данное противоречие. В проблеме должны быть обозначены и пути ее решения.
ПРИМЕР
«Приобретению коммуникативных умений эффективного педагогического общения, формированию коммуникативной компетентности педагога способствуют методы активного социально-психологического обучения, в частности тренинг коммуникативной компетентности. в существующих тренингах коммуникативной компетентности учителя недостаточно представлен такой аспект педагогического общения как ситуативность (обусловленность изменчивостью, неоднозначностью педагогической ситуации). Указанное противоречие требует внесения корректив в существующие программы тренинга коммуникативной компетентности и поиска новых его форм. Мы видим решение данной проблемы в применении задачного подхода».
Объект исследования.Это фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. Формулирование объекта исследования показывает ваше понимание предмета психологической науки в целом. Поэтому в качестве объекта должен быть представлен именно психологический (не физиологический, философский, педагогический, социальный) объект.
ПРИМЕР
«В качестве объекта исследования выступила коммуникативная компетентность студентов».
Предмет исследования.Часть (аспект изучения) данного объекта, свойство или отношение в объекте, которое подлежит глубокому специальному изучению.
В качестве предмета психологического исследования могут выступать особенности психических явлений и состояний, особенности поведения, деятельности, общения и т.п., а также взаимосвязи и взаимные влияния психологических явлений.
ПРИМЕР
«Коммуникативная компетентность будущих педагогов и ее изменение под влиянием формирующего воздействия.»
Цель исследования. Конкретизирует тему вашего исследования, выраженную как будущий конкретный результат её изучения. Отвечает на вопрос «Для чего я делаю это исследование?». Явно обозначает то, чего вы желаете достичь.
ПРИМЕР
«Цель исследования-выявление эффективности развития коммуникативной компетентности будущих педагогов посредством обучения решению ситуативных коммуникативных педагогических задач».
ГипотезаЦелью научного исследования является проверка научной гипотезы. Научная гипотеза впрямую относится к новому знанию, которое по своему уровню влияет на содержание теорий.
Гипотеза должна содержать предположение в отношенииконкретных содержательных характеристик явления (измеряемых компонентов) и возможных взаимоотношениях (связях, различиях, особенностях и т.п.) между ними.
ПРИМЕР
«В своем исследовании мы предположили, что:
- обучение эффективному решению ситуативных коммуникативных педагогических задач должно способствовать развитию коммуникативной компетентности будущего педагога;
- под влиянием целенаправленного формирования понятийно-операциональной составляющей должна измениться и личностная составляющая коммуникативной компетентности».
Задачи исследования.
Задачи показывают движение исследователя по пути получения нового знания. Они отвечают на вопрос «Что нужно узнать сначала, чтобы, далее, появилась возможность узнать это?». Решение любой задачи предполагает получение конкретного результата, поэтому задачи формулируются по типу «проанализировать (исследовать, изучить и т.п.) и выделить (найти, составить, определить и т.п.)».
Общими задачами теоретического исследования являются:
1. Определить содержание, особенности, характеристики исследуемого предмета исследования, проведя анализ отечественной и зарубежной литературы
2. Проанализировать данный предмет исследования в контексте темы исследования и выделить его структуру (особенности функционирования, детерминанты, критерии и т.п.).
3. Построить схему эмпирического исследования.
Задачи имеют определенный осмысленный порядок, поэтому представляются нумерованным списком.
Степень разработанности. Задача этого компонента введения - показать основные направления исследований по данной проблеме. Здесь вы показываете ваше знание исследуемой проблематики. Здесь, простым перечислением с указанием авторов, определяются основные направления исследований по теме в классической и современной психологической науке.
Методологическая основа исследования.В отличии от «Степени разработанности» выявляет позицию в отношении методологии исследования данной проблематики. Тем самым, здесь недостаточно простого перечисления, а следует указать какие именно положения и принципы исследований данной тематики вы положили в основу собственного исследования.
ПРИМЕР
«Методологической основой исследования явились деятельностный подход к процессу обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн и др.), системный подход к анализу психических явлений (Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен,Б.Ф.Ломов, А.В.Карпов и др)».
Этапы эмпирического исследования.Показывают порядок необходимых операций, которые нужно произвести, чтобы решить поставленные задачи. В отличие от задач, выявляют не содержательный, а операциональный компонент, поэтому формулируются в терминах «провести....», «составить...», «выбрать...», «рассчитать...» и т.п.
ПРИМЕР
1.Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2.Составить схему исследования.
3.Сформировать выборку исследования
4.Подобрать методы и конкретные процедуры их реализации.
5.Осуществить сбор данных.
6.Осуществить количественно-качественный анализ результатов исследования (подобрать адекватный статистический критерий, вывить наличие/отсутствие достоверных различи и/или связей и т.п.)
7.Сделать выводы (1.описать полученные результаты, 2. дать их психологическую интерпретацию).
Методы исследования.Этот раздел введения дает представление о реальном предмете исследования, о типе данных (каждый метод позволяет получить определенный тип данных) через который вы планируете представить свой предмет.
Методы теоретического исследования позволяют получить данные о сущности, структуре и функции предмета исследования.
Эмпирические методы исследования (методы сбора эмпирических данных) позволяют получить данные о конкретных наблюдаемых и измеряемых проявлениях исследуемого феномена.
Методы математической статистики позволяют получить данные о существовании или отсутствии статистически значимых различиях, связях и т.п., иными словами, о характере отношений между имеющимися данными.
Соответственно, схема исследования должна включать и описывать:
2) теоретические методы;
3) эмпирические методы;
4) методы анализа данных.
ПРИМЕР
«Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования проблемы: изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование;
- методы сбора информации: анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение результатов деятельности;
- методы анализа информации: качественный анализ эффективности решения ситуативных коммуникативных педагогических задач, статистический анали»з.
Методики.Перечисляются диагностические средства, с помощью которых вы планируете получить данные для проведения эмпирического исследования.
Выборка исследования. Выборка должна быть репрезентативной относительно решаемых в данном исследовании задач. Здесь представляется количественный состав и описываются значимые для данного исследования качественные показатели выборки (как правило, значимыми характеристиками выборки бывают: пол, возраст, индивидуально-психологические особенности участников исследования и другие характеристики, способные влиять на результаты исследования).
Если общая выборка исследования разбивалась по какому-либо признаку на части, следует указать количество людей в каждой группе.
При описании выборки указывается база эмпирического исследования: учебное заведение, психологический центр, предприятие или другая организация, на базе которой проводилось исследование.
Теоретическая значимость.Этот компонент введения описывает результаты исследования, влияющие на теоретические подходы к решению данной проблемы.
ПРИМЕР
«1. Теоретически обоснована и предложена авторская структура коммуникативной компетентности педагога, которая включает в себя понятийно-операциональную и личную составляющие. Обоснован выбор ее компонентов.
2. Доказано, что при целенаправленном формировании понятийно-операциональной составляющей изменяется и личностная составляющая коммуникативной компетентности.
3. Вскрыта возможность применения задачного подхода для развития коммуникативной компетентности педагога».
Практическая значимость. В работах, содержащих эмпирическую часть, здесь указываются конкретные аспекты теоретической и практической деятельности психолога, для которых данные исследования открывают новые перспективы или позволяют значительно улучшить качество работы.
ПРИМЕР
1. «Выработаны принципы и методические рекомендации по проведению спецкурса «Эффективное педагогическое общение», позволяющие сделать процесс и результаты работы в студенческой группе более предсказуемыми и минимизировать отрицательные эффекты, обусловленные спецификой этих групп;
2. Составлено методическое обеспечение спецкурса на информационном носителе».
Структура работы. Этот компонент введения дает общее представление о соответствии работы требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Здесь указывают: количество глав, количество таблиц и диаграмм, количество наименований в списке использованной литературы и приложений.
ПРИМЕР
«Работа состоит из теоретического анализа, включающего 4 параграфа, выводов, логической схемы исследования, списка литературы (30 источников) и приложения. Основной текст работы изложен на 25 страницах. Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 3 рисунками. Работа содержит 2 приложения на 10 страницах»
В отношении списка литературы следует отметить, что в него входят только первоисточники, которые нашли реальное применение в теоретическом анализе.
В список литературы не могут включаться учебные пособия и учебники, поскольку они, чаще всего, представляют собой структурированное с особой целью изложение автором пособия чужих исследований и, поэтому, собственно первоисточниками не являются.
По этой же причине недопустимы заимствования из аналитических обзоров или выводов сделанных одним автором в отношении другого. Все основания в отношении того или иного исследования должны быть взяты из работ самого автора. Исключение составляют прямые цитаты, которые являются отражением собственной позиции автора и могут цитироваться по другому первоисточнику с его указанием (см. Правила оформления). Такой вариант цитирования, являясь допустимым, может применяться в исключительных случаях.