Квалификационная характеристика педагога-психолога
Специальность педагога-психолога утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 года.
Деятельность специалиста направлена на психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическую реабилитацию детей и взрослых.
Сферами деятельности специалиста являются:
· консультационная;
· диагностико-аналитическая;
· коррекционно-развивающая;
· организационно-методическая;
· социально-педагогическая;
· культурно-просветительская.
Специалист нацелен для работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях социальной и психологической реабилитации.
Специалист:
- сознает личностную и социальную значимость своей профессии; обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;
- обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества;
- владеет системой знаний о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;
- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окружающей среде;
- владеет системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеет их использовать в своей профессиональной деятельности;
- владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
- владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;
- знает концептуальные основы и принципы экологического образования, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности;
- владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать информацию для адресата;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;
- обладает организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
- уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;
- обладает культурой мышления, речи, общения;
- способен к проектной деятельности на основе системного подхода;
- психологически и методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний;
- осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;
- обладает развитой системой психологических взглядов и идей.
Педагог-психолог, соответствующий требованиям к знаниям по психологическим дисциплинам:
- знает историю и современные тенденции развития мировой психологической науки;
- владеет системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;
- владеет знаниями о закономерностях психического развития ребенка, основных возрастных образованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;
- владеет знаниями об особенностях и причинах нарушений психики, девиантного поведения, отклонений в психическом развитии;
- имеет системное представление о деятельности психолога в образовательных учреждениях; знает приемы и технику психологического консультирования, умеет использовать их в своей профессиональной деятельности; владеет умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;
- владеет знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;
- владеет способами профессиональной и личностной рефлексии, само изменения и организации творческой деятельности человека;
- владеет методами психологического просвещения субъектов образовательного пространства;
- владеет знаниями в области профессионализации и умеет создать условия для профессионального роста личности;
- знает проблемы формирования и функционирования семьи, основные проблемы семейной жизни;
- знает закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеет приемами управленческого консультирования;
- владеет приемами и методами активного социально психологического обучения, обладает развитыми коммуникативными умениями;
- владеет методами психологического исследования, умениями обработки и анализа материалов, постановки психологического диагноза, составления текстов заключений и практических рекомендаций;
- знает структуру образовательных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психологической службы в системе образования;
- знает историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии;
- умеет выделять психологическое содержание педагогических технологий;
- знаком с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.