Мониторинг физического состояния человека
1)Характеристика инструментальных, аппаратурных средств и методов, используемых в мониторинге физического состояния человека.
Ответ: Измерения с помощью технических средств – инструментальные, которые делятся на автоматизированные (использование измерительного прибора) и автоматические измерения (обработка результатов, заключение). К измерительным приборам относятся, к примеру: линейка; сантиметровая лента; весы; секундомер; метроном; тонометр; спирометр; кистевой динамометр; наручные часы и нагрудный датчик фирмы «Polar»; велоэргометр. Кроме того, опросники – САН, оценка ситуативной и личностной тревожности, оценка уровня здоровья по основным системам организма. На основе использования измерительных приборов можно осуществлять проведение различных функциональных проб (проба ромберга, ортостатическая проба, проба руффье, штанге, генчи), тестов (теппинг-тест, тесты для определения ведущей руки, гарвардский степ-тест, Новакки, тест Маргариа), расчет различных индексов (Кетле, Эрисмана, жизненный индекс, вегетативный индекс Кердо), и методов (метод стандартов и антропометрических профилей, метод корреляции, метод индексов).Для обработки результатов используется АРМы специалиста по мониторингу (компьютер, программное обеспечение (Ecxel, Word, statistica v.5.5. и выше). Кроме того, для получения заключений по результатам оценки мониторинга состояния отдельных систем организма человека используются специализированные программные продукты (например, прибор и программное обеспечение «Orto Expert»; программа «Космос»).
2)Комплексный контроль в мониторинге физического состояния человека. Основные показатели, используемые в педагогическом, биомеханическом, медико-биологическом, психологическом, биохимическом контроле для оценки физического состояния человека.
Ответ:
Педагогический контроль – это совокупность параметров, средств, методов, алгоритмов и мероприятий по оценке эффективности применяемых средств и методов подготовки, тренировочных нагрузок (упражнений), технико-тактических действий, а также спортивных результатов и поведения спортсменов.
Медико-биологический контроль – это совокупность параметров, (то же, что и пед. контроле) направленных на оценку здоровья, функциональных возможностей и состояния организма человека с учетом реакции его функциональных систем на различные, в том числе экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки.
Биомеханический контроль – это совокупность параметров, средств (то же, что и пед. контроле) по оценке техники выполнения спортивных упражнений и формирования биомеханического аппарата занимающегося.
Биохимический контроль – это система параметров (то же, что и пед. контроле) по оценке адаптации организма занимающегося (под влиянием нагрузок), включая оценку общей и специальной работоспособности, направленности тренировочных занятий, переносимости нагрузок, а также соревнований и определения использования допинга.
Психологический контроль – это совокупность параметров (то же, что и пед. контроле) по оценке индивидуальных особенностей личности, его общих и специальных психомоторных способностей, психический состояний в стрессовых условиях (например, соревнований).
В видах спорта с циклическим характером двигательной деятельности в процессе комплексного контроля:
Педагогический контроль: время (скорость) прохождения дистанции и отдельных ее отрезков; темп и ритм движения; длина шага, число двигательных циклов на заданном отрезке дистанции; параметры тренировочных нагрузок. Методы: фотохронометрия, видео, педометрия, кинематография.
Биомеханический контроль: вектор усилия при опорных взаимодействиях; вектор усилия на элементах весла лодки, велосипеда и другого спортивного инвентаря; упруговязкие свойства мышц; параметры внешней среды (коэффициент трения скольжения, лобовое сопротивление воды или воздуха и т.д.); угловые и линейные перемещения, скорости, ускорения тела и его звеньев; параметры межмышечной координации. Методы: динамометрия (динамография), акселерометрия, гониометрия, спидометрия, осциллокорпография, кинематография, видеомагнитоскопия, радиотелеметрия.
Биохимический контроль: концентрация молочной кислоты, мочевины, глюкозы, глицерина в крови; кислотнощелочное равновесие (КЩР) крови; неэстрифицированные жирные кислоты (НЕЖК); пируват, креатинин, катехоламины; в моче.
Психологический контроль: время простой реакции; квазиустойчивая разность потенциалов; КЧСС; КГР; ЭКС; тремор; «чувство» времени; ритмотемповая чувствительность. Методы: хронорефлексометрия, мультиметрия, виброметрия, темпометрия.
Медико-биологический контроль: частота сердечных сокращений (ЧСС); ЭКГ; артериальное давление (АД); сократительная функция миокарда, минутный и систолический объемы крови (МОК и СОК); ЖЕЛ, ЧД, МПК, тонус мышц; биопотенциалы мышц (ЭМГ); количество быстрых и медленных волокон в мышце; масса мышечной и жировой ткани; электролитный состав биожидкостей (крови, мочи, пота, слюны). Методы: пульсометрия, электрокардиография, эхокардиография, спирометрия, миотонометрия, антропометрия.
3)Срочный и текущий контроль физического состояния занимающихся. Организация срочного и текущего контроля. Оценка состояния центральной и вегетативной нервной системы, сердечнососудистой и системы внешнего дыхания.
Ответ:
Цель текущего контроля – оценка отставленных постнагрузочных изменений функционального состояния ведущих органов и систем организма человека.
Рекомендуется его проводить:
- ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);
- 3 раза в неделю (первый – на следующий день после дня отдыха, второй – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки, и третий – на следующий день после умеренной тренировки);
- один раз в неделю после дня отдыха.
При проведении текущего контроля перед каждой тренировкой оценивают функциональное состояние:
- ЦНС; - ВНС; - ССС; - ОДА.
Цель срочного контроля– оценка срочных изменений функционального состояния ведущих систем организма в процессе тренировки и ближайшие 2 часа после нее.
Непосредственно во время тренировки изучаются показатели внешнего утомления и динамики ЧСС.
Показатели текущего и срочного состояния ЦНС:
- результаты тестов о сбалансированности нервных процессов (САН);
- показатели височного артериального давления (изменяется при эмоциональных реакциях и стрессах), его норма 50-70 мм.рт.ст.;
- показатели кожной температуры и степени ее асимметрии в различных точках тела.
Показатели текущего и срочного состояния ВНС:
- показатели клинической характеристики функционального состояния ВНС;
- кожно-вегетативные рефлексы (местный демографизм при помощи рукоятки неврологического молоточка, где в норме после нажатия и проведения по коже остается красный след);
- индексы (вегетативный индекс Кердо);
- результаты ортостатической пробы.
Показатели текущего и срочного состояния НМА:
- тонус напряжения и расслабления мышцы.
Показатели текущего и срочного состояния анализаторов:
- оценка зрительного и вестибулярного анализаторов.
Показатели текущего и срочного состояния ССС:
- ЧСС;
- АД;
- показатель двойного произведения (ЧСС*АДс/100);
- проба Руффье - ИР=(Р0+Р1+Р2-200)/10 - (за 30 сек выполнить 30 приседаний, после чего в течении первых 10 сек в положении сидя измеряется ЧСС (Р1) и в конце первой минуты ЧСС (Р2);
- ЭКГ.
Принципы самоконтроля:
- оценка САН;
- ежедневная оценка переносимости тренировочных нагрузок;
- ежедневное проведение сразу после сна 1 минуты ортопробы (и пробы Руффье);
- оценка внешнего вида;
- анализ функций систем мочевыделения и пищеварения.
4)Этапный контроль физического состояния занимающихся. Организация этапного контроля. Оценка состояния центральной и вегетативной нервной системы, функционального состояния кардиореспираторной системы, общей физической работоспособности и физической подготовленности занимающихся.
Ответ:
Принципы организации этапного контроля(цель этапа оценка кумулятивных изменений в организме человека):
Проводится он 4 раза в год:
-по окончании втягивающего этапа подготовительного периода;
- 2-е и 3-е обследование – в середине и в конце подготовительного периода;
- 4-е в конце предсоревновательного периода.
Регистрируют:
- общую физическую работоспособность;
- энергетические потенции организма;
- специальную работоспособность.
Кроме того, при выполнении человеком преимущественно циклической работы (ЦР) максимальной мощности:
- ЦНС;
- нервно-мышечный аппарат (НМА).
При выполнении циклической работы большой и субмаксимальной мощности:
- КРС; ЦНС; НМА.
При выполнении (ЦР) умеренной мощности:
- КРС;
-эндокринная система;
- ЦНС.
При выполнении ациклических упражнений различных видов:
- ЦНС; НМА;
- сенсорные системы.
Этапный неврологический контроль (исследование показателей ЦНС):
-оценка уравновешенности, силы и подвижности нервных процессов;
- исследование рефлексов;
- исследование черепных нервов;
- исследование координации движений;
- исследование основных видов чувствительности;
- исследование НМА;
- исследование анализаторов.
Критерии функциональных возможностей НМА:
- тонус напряжения и расслабления мышц;
- латентное время напряжения и расслабления мышц;
- максим. частота мышечных сокращений;
- электровозбудимость мышцы.
Критерии оценки зрительного анализатора:
- острота зрения;
- границы поля зрения.
Критерии оценки КРС:
- ЭКГ; Эхокардиография; Телерентгенография и др.
Критерии оценки системы внешнего дыхания:
- ЖЕЛ; МВЛ (максимальная вентиляция легких);
- результаты функциональных проб (Розенталя – оценка выносливости дыхательной мускулатуры; динамическая спирометрия – оценка соответствия кровотока вентиляции легких «проводится измерение ЖЕЛ в покое и после дозированной нагрузки, н: бег 2-3 мин с частотой 180 шагов/мин»);
Оценка физической работоспособности:
- Проба PWC170;
- Гарвардский степ-тест;
- Тест Новакки;
Принципы исследования энергетических возможностей организма:
Лабораторные тесты:
- тест ступенчато возрастающей нагрузки (оценка максимума аэробной и анаэробной способности спортсменов), здесь нагрузка выполняемая на велоэргометре от исходного (450) увеличивается каждые 2-3 мин на 450 кгм/мин (т.е. 450, 900, 1350) до отказа.
- тест повторной нагрузки максимальной мощности (10 сек работы, при интервалах отдыха 30 сек).
Полевые тесты:
-бег 300-400 м; плавание 50-100м; тест Купера, «челночный бег» в баскетболе, повторный бег 6*54 м в хоккее.
Принципы оценки:
- стабильность;
- результативность;
- достаточный уровень специальной подготовленности и волевых качеств.