Анализ практики воспитания уважительного отношения к пожилым людям

СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ ПО ТЕКСТУ

На сегодняшний день необходимость воспитания уважительного отношения к пожилым людям получает обоснование на государственном уровне. В ФГОС общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражены основные нравственные ценности, среди которых: гражданская идентичность, патриотизм, служение Отечеству и гордость за Родину, уважение к родителям, забота о старших и младших, ценности религиозного мировоззрения. Все они, так или иначе, предполагают уважительное отношение к старшему поколению.

В разделе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, посвященном воспитанию и социализации обучающихся, указаны следующие задачи, связанные с воспитанием уважительного отношения к пожилым людям: усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России; знание традиций семьи, укрепление чувства личной ответственности за Отечество; развитие патриотизма и гражданской солидарности и т.д.

Особое значение воспитание уважительного отношения к пожилым людям и организация ценностного межпоколенного взаимодействия приобретают в реализации таких задач, как:

· развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем;

· развитие доброжелательности, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

· укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Подобный государственный заказ задает вектор педагогического поиска по определению эффективных методов, средств и форм работы с молодым поколением.

Кроме того, системный подход к воспитанию уважительного отношения к пожилым людям, на наш взгляд, предполагает анализ и обобщение педагогической работы, направленной на формирование толерантного и ценностного отношения к старости, пожилым людям и прародителям. На данный момент подобный педагогический опыт находит отражение на различных ступенях образования.

I. Ступень дошкольного образования

Подтверждая идею о необходимости воспитательной работы с самых ранних лет, педагоги дошкольного образования представляют различные авторские программы, связанный с формированием ценностного отношения к старости и пожилым людям, воспитанием уважительного отношения к родителям и семейным традициям, в которых отмечается важность общения дошкольников с пожилыми людьми, в общем, и с прародителями, в частности [Галущинской, Дорохиной, Пошехоновой, Каратаева].

Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников ценностного отношения к старшему поколению семьи и семейным традициям, а также ценностного восприятия старости представлено в таблице, обозначающей основные направления деятельности педагогов, а также методы и формы воспитательной работы:

Таблица – воспитания у дошкольников ценностного отношения к старшим

Задачи педагогической деятельности Тематика, методы и формы работы
Взаимодействие с педагогами
ознакомление с народными традициями воспитания, обсуждение значимости старшего поколения в воспитании; с интерактивными методами работы с родителями и прародителями; обеспечение методическими материалами педагогическое консультирование, проведение диспутов («Кто мы: сторонние наблюдатели или помощники?»), тренингов, лекции по проблемам старшего поколения и социально-психологическим особенностям старости, педагогический совет «Особенности организации работы с семьей по проблеме отношений между ее поколениями»
Педагогизация среды
актуализация педагогического потенциала образовательной организации, привлечение внимания родителей и прародителей к проблеме взаимоотношения поколений, воспитанию ценностного отношений к старикам создание библиотеки педагогической и детской литературы, изготовление пособий «Образы поколений глазами художников», картотеки пословиц и поговорок, настольных игр, аудио- и видеотеки, оформление семейного уголка «Наша семья», изготовление семейных календарей, газет и т.д., реставрационная деятельность, моделирование родословной, создание макетов домов, организация выставок («Руками бабушек и дедушек», «Фотографии семейного альбома»)
Организация игровой и творческой деятельности дошкольников
формирование представлений о значимости умений, мудрости бабушек и дедушек; воспитание эмпатии и толерантности к старшему поколению семьи и овладение способами выражения любви, и заботы; формирование умений различать эмоциональное состояние старого человека и адекватно на него реагировать; выработка поступков, действий, направленных на оказание помощи, проявление заботы и уважения организация дидактических и сюжетно-ролевых игр, социальных упражнений, составление сказок иллюстрирующих мудрость стариков, чтение художественной литературы, анализ пословиц и поговорок, просмотр и обсуждение мультфильмов, выполнение поручений, использование вербальных и невербальных форм этикета, составление генеалогического древа, изготовление семейных коллажей, подготовка выставки рисунков, выпуск стенгазет, создание поздравительных открыток и концертных номеров для поздравления прародителей.
Повышение педагогической культуры родителей
Гармонизация межпоколенных отношений в семье, формирование у родителей понимания значимости участия прародителей в воспитании ребенка, развитие навыков конструктивного общения индивидуальные беседы о важности участия старшего поколения в воспитании ребенка, знания истории семьи и т.д.; проведение тематических родительских собраний, круглых столов («Некоторые проблемы межпоколенных отношений в семье», «Легко ли быть бабушкой?»), диспутов («Бабушки и дедушки - какие они воспитатели»), лекций («Проблемы старшего возраста») организация родительского всеобуча: лектории, анализ педагогических ситуаций, занятия семейного клуба (составление семейного архива, родословной, изготовление поделок из природного материала и т.д.); работа клуба «Школа заботливых родителей».
Работа со старшим поколением семьи
формирование ценностных ориентиров, понимания значимости традиций семьи и роли старшего поколения в развитии ребенка, создание атмосферы уважения, активизация воспитательной деятельности прародителей. индивидуальные беседы, мотивирующие на сближение с внуками, рассказ о собственной жизни и оказание посильной помощи в воспитании, проведение чаепитий и бесед с прародителями, привлечение их к участию в праздниках, в качестве гостей на встречах с интересными людьми, фотовыставках, организация клуба «молодых бабушек».

II. Ступень начального и общего образования

В настоящее время практика воспитательной работы школ по формированию уважительного отношения к пожилым людям является достаточно неразвитой.

Помимо концертных мероприятий, в школах проводятся различные выставки рисунков и сочинений, посвященные прародителям, тематические классные часы [---]. Школьники приглашают своих бабушек и дедушек на праздничные концерты, в которых последние часто играют роль пассивных зрителей, принимающих внимание и благодарность. Большинство мероприятий носит догматический, декларативный характер, тогда как для формирования ценностного отношения к пожилому возрасту необходим именно опыт позитивного взаимодействия с представителями старшего поколения.

Подобная картина подтверждается эмпирическим исследованием Т.С. Афанасьевой, проведенным среди учащихся школ и гимназий Республики Беларусь 5-11 классов (392 респондента). Результаты исследования показали, что основными источниками получения информации о жизни пожилых людей являются семья (57,86%) и СМИ (37,56%). Школу, как источник получения информации по данной теме отметили менее четверти опрошенных (22,33%) [&&&].

Основываясь на результатах анкетирования, исследователь отмечает, что снижение статуса пожилых людей и выпадение их из иерархии ценностей современного школьника вызвано в частности пробелом воспитания в образовательных учреждениях. В школе не формируется позитивный образ пожилого возраста, не находят отражения особенности жизни пожилых людей, их возможности и роли в семье и обществе, отсутствуют примеры одобряемого обществом поведения в отношении пожилых людей. Как правило, информация о пожилых людях связана с личностными особенностями преподавателей, находящихся в пенсионном возрасте, либо с ветеранами, что препятствует формированию целостного образа пожилого человека, порождает эйджистские и геронтофобные установки у подрастающего поколения.

Последовательная работа по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям находит отражение в единичных случаях педагогической практики. Так, педагог начальной школы Самарского общеобразовательного учреждения «СОШ № 70» Кандалова О.И. совместно со своими воспитанниками регулярно проводит совместные праздничные мероприятия, привлекая к подготовке бабушек и дедушек младших школьников. Под руководством педагога младшие школьники посещают Центр социального обслуживания населения пожилых людей, проводится исследовательская работа, связанная с родословными и биографией прародителей ребят [&&].

В образовательном процессе межпоколенное общение всё чаще протекает в форме участия молодежи и пожилых людей в проектах различной социально-культурной направленности. В частности О.А. Жиличкиной, педагогом МАОУ «Лицей № 142» г. Челябинска, совместно с пожилыми людьми и инвалидами отделения дневного пребывания МУ «Комплексного центра социального обслуживания населения по Советскому району города Челябинска» был организован проект «Диалог поколений», включающий в себя организацию досуговой деятельности, обучение пожилых людей компьютерной грамотности, а также творческие мастерские.

Значительную методическую ценность в воспитании уважительного отношения к старшему поколению представляет авторская программа духовно-нравственного воспитания школьников «Почитание старших» для VII-IX классов, разработанная В.М. Долговой [&&]. Педагогом представлена обширная система мероприятий и воспитательных дел, направленных на реализацию основных воспитательных целей и задач программы:

На основе анализа программ воспитательной работы образовательных учреждений можно заключить, что тематика третьего возраста в образовательном процессе представлена фрагментарно. Воспитательная деятельность, связанная с межпоколенным взаимодействием и воспитанием уважительного отношения к пожилым людям, как правило, сводится к празднованию традиционных дат (Международный женский день, День победы, День пожилого человека), а также оказанию адресной помощи ветеранам и педагогам, вышедшим на пенсию.

Помимо воспитательной деятельности образовательного учреждения значительную роль в становлении нравственного облика подрастающих поколений играет широкое взаимодействие школы с представителями социально-психологических центров, учреждений культуры и досуга. В связи с этим интерес для нашего исследования также представляют разработки воспитательных и развивающих программ для школьников, предложенных психологами и представителями различных социальных организаций.

В качестве одного из путей развития толерантного отношения к пожилым людям М.И. Постникова рассматривает повышение психологической грамотности подростков. Констатируя данные диагностического исследования, М.И. Постникова приходит к выводу о том, что проблема межпоколенных отношений в аспекте «подросток — пожилой» действительно существует. В качестве одного из решений исследователь предлагает реализацию программы по оптимизации отношений между подростками и пожилыми людьми и формированию толерантного отношения к последним.

В качестве основных задач М.И. Постниковой были отмечены:

· повышение информационной компетентности в области особенностей пожилого возраста;

· развитие сопереживания проблемам пожилых людей;

· формирование толерантного отношения к проблемам старения и к возрас­тным изменениям;

· развитие навыков рефлексии и осознания подростком себя как взрослею­щего субъекта, развитие умений плани­рования своей жизни.

Разработанная автором программа проводилась в течение 2 месяцев и представляла собой 12 занятий по 40-45 минут (с проведением нескольких тренинговых блоков по 3 часа). В работе применялись ролевые игры; групповая дискуссия; упражнения, направленные на развитие возрастной толерантности; релаксационные упражнения; викторины.

Эффективность проделанной работы (подтвержденная результатами методик «Приписывание качеств», «Шкала социальной дистанции» и др.) свидетельствует о значимой роли повышения психологической грамотности подростков в гармонизации межпоколенного общения. Как отмечает автор: «Рефлексия и прогнозирование, т. е. переосмысление своего опыта и опыта, полученного от представителей старшего поколения, планирование своего будущего, размышления об изменениях, которые предстоят каждому чело­веку в процессе жизненного пути, также способствуют более глубокому пониманию проблем пожилых людей и умению принять их позицию, что влияет на формирование толерантного отношения к ним».[}}}}]

При этом автор подчеркивает, что стимулирование только одной из сторон межпоколенных отношений (в частности, поведенческой, выра­жающейся в увеличении количества контактов подростков с пожилыми людьми) не является достаточным для повышения толерантности к представителям старшего поколения: для подобных изменений необходимо комплексное влияние на все компоненты межпоколенных отношений (не только поведенческую составляющую, но и знаниевую, и эмоциональную).

На основе исследования проблем возрастной дискриминации А.В. Микляевой создана программа по профилактике эйджизма и его негативных последствий. Социально-педагогическая работа в рамках данной программы направлена на создание условий для анализа содержания возрастных стереотипов, причин их формирования, последствий для субъектов и объектов стереотипизации; рефлексии собственной возрастной идентичности [&&].

Занятия предполагают рассмотрение дискриминирующих поведенческих практик, поиск альтернативных им стратегий поведения, обращение людей к их собственному опыту возрастной дискриминации, как имевшему место в прошлом, так и предполагаемому в будущем, а также формирование возрастно-толерантных установок, связанных с актуальной жизненной ситуацией подростка. Программа рассчитана на профилактику возрастной дискриминации в отношении всех возрастных групп (подростков, молодежи, пожилых людей). Автор предлагает разнообразные методы и формы работы: проективные техники, тренинговые задания в кругу, обсуждение пословиц по теме старость и молодость, обсуждение ситуаций, ролевые игры и др.

Результаты многолетней социально-педагогической работы со старшими школьниками представлены в исследовании Р.М. Вебер, посвященном особенностям совместной деятельности подростков и пожилых людей в социальной работе. На основе работы социально-педагогического центра «Забота», совместно с центром занятости автором была разработана программа поддержки подростков и пожилых людей. Совместно с организациями ветеранов на базе социального центра был создан банк данных пожилых людей нуждающихся в помощи, а также произведено закрепление пожилых людей за подростками (на основе оплаты центром занятости). Такая форма работы позволила обеспечить подростков символическим заработком, а также новым важным опытом общения со старшим поколением. В то время как одинокие старики смогли удовлетворить потребность в общении и бытовой помощи.

В ходе данной программы была создана организация помощников социальных работников, которые проходят двухгодичную допрофессиональную подготовку в области социального образования, с последующим осуществлением социально-педагогической деятельности на базе социальных центров. Помимо шефства и адресной помощи на дому подростки помогали организовывать разные мероприятия в центре «Забота»: день семейного отдыха, конкурс на самый вкусный пирог, продажу самодельной продукции и т.д.

Еще одна социально-педагогическая разработка представлена В.Ф. Иванниковым. Раскрывая основные направления деятельности Ставропольского Центра социального обслуживания населения, автор описывает программу позитивных межпоколенческих коммуникаций — курс экспериментального обучения для молодежи, направленный на содействие солидарности между молодыми и пожилыми людьми.

Учебная программа предусматривает разнообразные методы обучения: дебаты, дискуссии, викторины, ролевые игры, направленные на развитие положительного отношения молодежи к старшему поколению и старению.

III. Ступень среднего профессионального и высшего образования

Получение профессионального образования различного уровня представляет условия для более глубокого осмысления студентами феномена межпоколенных отношений, обсуждения социально-психологических проблем пожилых людей, способов формирования положительного образа третьего возраста в обществе и профилактики возрастной дискриминации, а также для организации ценностного межпоколенного взаимодействия, социального проектирования и активного межпоколенного добровольчества.

В этом отношении интерес представляет эмпирическое исследование Т.А. Петровой, посвященное вопросам развития у молодежи толерантности к старости. На основе данных общей и социальной геронтологии, социальной психологии старости и старения автором была разработана социально-психологическая программа «Мы вместе», в которой приняли участие студенты машиностроительного колледжа (15-17 лет) [67-68].

Основными целями программы являлись: повышение геронтологической грамотности молодежи; формирование толерантного отношения к собственному старению как естественному процессу; формирование благоприятного образа старости в сознании молодежи.

Программа «Мы вместе» включала обучающую авторскую программу «Основы психологических знаний о пожилых и старых людях»; практические интерактивные занятия; совместную творческую деятельность молодежи и пожилых людей; социально-значимую деятельность и социальное проектирование.

В рамках программы были организованы тематические круглые столы: «Проблемы толерантности к пожилым людям», «2 поколения: 2 параллели», диспуты «Создание образа старости в современном обществе», «Эвтаназия: «убийство или помощь?», «Можно ли стареть красиво?». Участниками эксперимента были организованы тематические мероприятия, с участием пожилых людей: «День пожилого человека»; «А на душе уже весна»; «Дети мира и войны». Было поставлено 2 спектакля: «О музыке и об Одессе…» и «Жизнь С. Ковалевской», объединившие в работе оба поколения.

Социально-значимая деятельность,направленная на оказание помощи пожилым и старым людям, реализовывалась в форме добровольчества. Участники эксперимента оказывали адресную помощь и взяли шефство над ветеранами. В рамках проектной деятельности студентами были проведены фотовыставки, акции, привлекающие внимание общественности к актуальным социально-психологическим проблемам старости, а так же позволяющие увидеть в старости благоприятные моменты и позитивные черты.

Указанная добровольческая, творческая и проектная деятельность, согласно мнению автора, способствовала развитию уважения, толерантности, культуры взаимодействия со старшим поколением. Результаты диагностики, проведенной по итогам программы, позволили сделать вывод о положительных изменениях молодежи по отношению к пожилым людям.

Анализируя экспериментальную работу, Т.А. Петрова делает вывод о том, что корректировке возрастных стереотипов и формированию положительного отношения к старости способствуют «точная позитивная информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, личный контакт с представителями старшего поколения (интерактивные занятия, совместная творческая деятельность, волонтерская деятельность), социальное проектирование» [161-163]. Автор также обосновывает наличие связи толерантного отношения к старости с готовностью к собственным возрастным изменениям.

Отдельные мероприятия по развитию и поддержанию единства поколений описаны в работе С. М. Герцен и Ю.М. Беспаловой. В рамках воспитательной работы Тюменского государственного университета проводятся конкурс «Университетская родословная» и интеллект-шоу «Университетские династии». Ежегодный турнир для студентов и профессорско-преподавательского состава вузов, ставший традиционным в Тюмени, не только дарит чувство единения представителям разных поколений, но и создает условия для реализации интеллектуального потенциала, служит созданию межпоколенных традиций.

Широкомасштабный проект «Мост через пропасть» был реализован при участии студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в 2006 году. Целью проекта стало развитие социального партнерства между разными поколениями женщин для преодоления изоляции вдов инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также вовлечения молодых девушек из группы риска (представительниц Социально-реабилитационного центра «подросток») и студенток университета в социально-значимую деятельность. Ведущей идеей проекта выступила преемственность поколений.

В течение 12 месяцев девушки и пожилые женщины-участницы проекта были вовлечены в совместную деятельность, которая подразумевала тренинговую работу, способствующую сплочению мини-групп; проведение тематических праздников и встреч («Женская судьба в России», фольклорный вечер «Семейные традиции на Руси», празднование дня Памяти защитника Отечества, «Рождественский марафон» и др.); организацию международной конференции «Дружба без границ» по проблемам развития социального партнерства. Девушки-участницы проекта параллельно с межпоколенной деятельностью посещали занятия в школе паллиативной помощи, а также занятия в Литературном классе, направленные на подготовку написания очерков о судьбе пожилых женщин. С целью обмена опытом по оргаизации социального партнерства участники проекта также посещали занятии на курсах английского языка, организованные девушками-волонтерами (студентками университета).

В результате проектной работы был проведен конкурс очерков о жизни вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проведена конференция «Дружба без границ» а также организована поездка в г. Оребро (Швеция) с целью обмена опытом по организации социального партнерства межу разными поколениями. На базе университета был создан актив волонтеров, оказывающих поддержку незащищенным слоям населения.

Попытка воспитательной деятельности в рамках научно-исследовательской деятельности студентов была предпринята на базе НовГУ А.Г. Кукушкиной в 2011 году. В рамках практических занятий Этнопедагогической научной ассоциации студентов при кафедре педагогики участниками (представителями различных курсов Психолого-педагогического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого) обсуждались различные проблемы, связанные с межпоколенными отношениями, возрастными стереотипами и особенностями жизни пожилых людей.

Целью занятий было развитие у студентов ценностного отношения к пожилым людям с опорой на наследие традиционной культуры. В ходе встреч происходило рассмотрение социально-психологических проблем пожилых людей, анализ специфики современных межпоколенных отношений, ознакомление участников с образцами народной педагогики и традиционной русской культуры, а также сравнение современной ситуации с многовековым опытом общения поколений. Будущие педагоги анализировали воспитательный потенциал народного наследия и возможности его адаптации в современном образовательном процессе.

Анализ данных итоговой диагностики позволил выявить положительную динамику отношения студентов к старшему поколению. Респонденты отмечали произошедшие положительные изменения в общении со старшими, возросшее внимание к проблемам пожилых, более частые встречи с прародителями, изменение качества общения.

С учетом выдвинутых предложений, а также анализа проведенных занятий авторы исследования скорректировали содержание курса, посвященного воспитанию уважительного отношения к старшим с использованием средств народной педагогики, включив в него следующие пункты:

· информирование студентов о психологических особенностях старшего поколения и их проявлениях;

· изучение социальной политики и правовой базы, связанной с положением пожилых людей в обществе, а также практик межпоколенного взаимодействия в России и за рубежом;

· рассмотрение возрастных стереотипов и путей их коррекции;

· изучение различных произведений фольклора, норм этикета и народных традиций с позиции межпоколенных отношений;

· анализ педагогического потенциала русской традиционной культуры для современного образовательного процесса, педагогическое моделирование;

· привлечение представителей различных поколений к совместным мероприятиям, посвященных народным традициям и народной культуре.

Материал эмпирического исследования послужил основой для разработки междисциплинарного учебного курса «Организация взаимодействия детей и подростков с пожилыми людьми», представляющего возможности для воспитания уважительного отношения к пожилым людям в рамках профессиональной подготовки.

IV. Подготовка социальных работников и социальных педагогов

к работе с пожилыми людьми

Стоит отметить, что сегодня воспитание уважительного отношения к пожилому человеку находит отражение в процессе профессиональной подготовки студентов, осваивающих профессии социальной и педагогической направленности. В последнее время появляются исследования, посвященные развитию готовности социальных педагогов и социальных работников к работе с пожилыми людьми. Так, различные модели подготовки социальных педагогов к эффективному взаимодействию с пожилыми людьми описаны в исследованиях Т.С. Афанасьевой, Т.В. Бондаревой, Л.П. Цупиковой, и др.

В рамках экспериментальной работы разрабатыватьюися и успешно апробируются авторские учебные дисциплины: «Старость и старение как социальные феномены» и спец-практикум «Психосоциальный инструментарий конструктивной работы с гражданами пожилого возраста» - Бондарева, «Основы социальной работы с пожилыми людьми» - Тулякова, «Социальная работа с одинокими людьми пожилого возраста» - М.И. Касаткина.), а также организована практическая работа студентов на базе социальных служб и в рамках областных проектов, способствующих социальной адаптации пожилых людей, формированию у студентов ценностного отношения к пожилым людям и умений по организации помощи, самопомощи и взаимоподдержки.

В ходе проектов студенты выполняют практические задания, включающие мониторинг запросов пожилых людей, посещение пожилых людей на дому с целью оказания социальной помощи; организацию добровольческой взаимопомощи силами пожилых людей; организацию взаимного общения пожилых людей, их встреч с молодёжью, посещения развлекательных и спортивных мероприятий.

Наиболее целостной в отношении воспитания уважительного отношения к пожилым людям нам представляется педагогическая разработка, представленная в публикациях представителя Беларусского государственного университета - Т.С. Афанасьевой (Ц О К ПВ…). Автор подчеркивает целесообразность формирования ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих специалистов по социальной работе как профессионально-личностной компетенции. По мнению автора, как профессиональная компетенция «ценностное отношение к пожилому возрасту представляет собой устойчивую, сознательную взаимосвязь, при которой пожилой возраст и пожилой человек как его носитель приобретают для субъекта личностный смысл; рассматриваются в виде ценности для общества и человека и определяют взаимодействие на основе равноправных позиций всех его участников».

В рамках педагогического исследования Т.С. Афанасьевой была успешно апробирована модель формирования ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих специалистов социальной работы, включающая освоение теоретического курса и формирование профессиональных умений посредством выполнения практических заданий, научно-исследовательской работы и участия в воспитательных мероприятиях.

Апробация модели начиналась с насыщения когнитивного компонента отношений (формирования объективного образа старости, обогащения картины возраста позитивной информацией, создание личностных смыслов). Параллельная работа по формированию эмоционально-волевого компонента заключалась в создании положительного эмоционального фона по отношению к старению, способности к эмоциональной регуляции, эмпатии.

В публикациях, отражающих результаты и ход исследования, автором представлены разнообразные упражнения, направленные на корректировку представлений о старости, эмоционально-волевых и поведенческих проявлений: эссе «Ценность старости в...», ролевые игры («Общество для всех возрастов»), групповые дискуссии, исследовательские задания.

В качестве механизмов формирования ценностного отношения к пожилому возрасту, согласно мнению автора, могут выступать: перспективное личностное планирование («эффект бумеранга»); потребность в самореализации; эмпатия; познавательный интерес; «эффект переноса».

Обобщая описанный педагогический опыт, в рамках образовательного процесса в среднеспециальных и высших учебных заведениях можно выделить несколько основных путей воспитания у студентов уважительного отношения к пожилым людям:

· Обращение к теме межпоколенного взаимодействия и отношения к пожилым людям при отборе содержания учебных дисциплин (этика, социология, социальная и возрастная психология, конфликтология, социальная геронтология, этнопедагогика, поликультурное воспитание и др.);

· Организация взаимодействия поколений в рамках внеучебной и досуговой деятельности студентов (межпоколенное волонтерство, проведение творческих вечеров, разработка социальных проектов);

· Разработка и внедрение тематических учебных курсов.

· Организация тематических встреч в рамках работы исследовательских объединений, научных обществ (проведение круглых столов, конференций с привлечением экспертов, проведение социально-психологических тренингов по коррекции возрастных стереотипов и развитию эмпатии, семинаров по проблемам межпоколенного взаимодействия и т.д.).

Воспитание уважительного отношения к пожилым людям в образовательном процессе должно строиться на основах преемственности, единства воспитательных воздействий семьи, школы и общества, активности учащихся. В перспективе целесообразным будет внедрение системы воспитания уважительного отношения к пожилым людям, охватывающей различные ступени образовательного процесса, включая профессиональную подготовку педагогов и целенаправленную работу с пожилыми людьми.

Наши рекомендации