Основные виды адресной социальной помощи пожилым людям в нестационарных учреждениях

Социальная помощь и поддержка в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации осуществляется по разному. Во многих регионах нашей страны действуют специальные льготы для пожилых людей: в аптеках на лекарства, по оплате коммунальных и транспортных услуг, в обеспечении дровами и другими видами топлива. Нетрудоспособным гражданам оказывается адресная материальная помощь.

Главным направлением в работе с пожилыми людьми является социальная помощь, которая призвана смягчать и преодолевать жизненные невзгоды и трудности.

Основными видами и формами адресной социальной помощи являются:

• материальная помощь (пособия, помощь в оплате за проживание и коммунальных услуг, льготные ссуды и кредиты, отчисления на оплату лечения и питания);

• натуральная помощь (обувь, одежда, товары обихода, продукты питания); проведение ремонта квартир, автомобильного транспорта, снабжение лекарствами, бесплатное питание и т.д.;

• помощь гуманитарного характера от организаций и частных лиц;

• льготы и услуги, организация обслуживания граждан на дому, организация приема в стационарные учреждения, социальные магазины для малоимущих граждан и пожилых людей, медико-аптечное обслуживание и т. д.;

• информационные, правовые, психологические и другие виды консультаций[62].

Гражданин может получить социальную помощь, если: совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума; отсутствуют средства для поддержания жизнедеятельности; неспособность к самообслуживанию и одинокий образ жизни; потеря значительной части имущества вследствие пожара, наводнения или другого стихийного бедствия и т.п.

Таким образом, мы выяснили, что для социального обслуживания пожилых людей в реалиях современности характерно преобладание социальных учреждений нестационарного типа, в том числе уходу за гражданами на дому.

Социальное обслуживание пожилых людей напрямую связано с их социализацией в обществе, их адаптацией к новым условиям жизни, где уровень жизни измеряется материальным достатком, а выживание граждан пожилого возраста зависит только от их пенсионного обеспечения. В таких условиях огромную роль играют различные формы и виды адресной социальной помощи этой категории граждан[63].

В прямой зависимости от старения и старости находится социальная недостаточность, которая характеризуется старческой немощью, стойкой неспособностью за собой ухаживать и самостоятельно передвигаться. Высота уровня социальной недостаточности во многом определяет определенную форму социального обслуживания: либо на дому, либо в рамках реабилитации в стенах специализированных стационарных учреждениях – домах-интернатах[64].

Социализация пожилых людей в условиях современных экономической и социальной ситуациях в нашей стране ставит четкую проблему реализации социальных технологий помощи и поддержания жизненных сил пожилых людей, проблему преобладающей опоры на свои ресурсы и физические и психологические силы с одной стороны, и на создание факторов и условий их дальнейшей реализации, с другой.

Из-за такого подхода к социальным технологиям в области обслуживания престарелых граждан большое значение приобретает проблема начала деятельности, то есть проблема создания условия для эффективного приобщения пожилых людей к трудовой, досуговой и общественной деятельности[65].

Таким образом, мы можем выделить основные алгоритмы, по которым работают социальные технологии обслуживания пожилых людей:

- поиск и выявление пожилых граждан, нуждающихся в социальной помощи исходя из их состояния здоровья, семейного положения, уровня физической и социальной недостаточности;

- определение видов услуг с учетом специфики личности и особенностей характера пожилого человека как взятые за основу при определении потребности в определенных формах социального обслуживания;

- оказание необходимых услуг клиенту, осуществляющихся на основе дифференцированного подхода к нуждам и проблемам пожилого человека.

Организация социального обслуживания пожилых людей на уровне региона осуществляется, в первую очередь, исходя из уровня социально-экономического развития и отношения к этому вопросу представителей высших административных структур.

Далее нам необходимо проанализировать опыт деятельности нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей на примере Ярославской области.


3. Опыт деятельности нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей на примере Ярославской области

Наши рекомендации