Лекция 8. Учебники и учебные пособия по информатике для школы
Содержание лекционного занятия:
Лекция 8. Учебники и учебные пособия по информатике для школы
Важное место в системе средств обучения играют учебники и учебные пособия для учащихся. Для обучения младших школьников издаются рабочие тетради по информатике.
В образовательном стандарте указано, что при организации изучения курса «Информатика и ИКТ» следует останавливаться на выборе тех учебников, которые вошли в Перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, которые рекомендованы (допущены) МОН РК к использованию в образовательных учреждениях на определённый учебный год. В Перечне на 2008/09 учебный год из всех 1045 рекомендованных и допущенных учебников для средней школы, только 23 по информатике и ИКТ: 9 для начальной, 7 для основной и 7 для старшей школы.
Каждый год издаётся и переиздаётся несколько десятков наименований учебников, учебных пособий и задачников по школьному курсу информатики и ИКТ. В настоящее время ими охвачены все классы с первого по одиннадцатый. Имеются и параллельные учебники, особенно по базовому курсу информатики и по информационным технологиям.
В настоящее время авторы учебной литературы стараются выпускать не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:
• учебник (обычно с компьютерным практикумом);
• задачник;
• рабочую тетрадь для учащихся;
• методическое пособие для учителя;
• компакт-диск с программно-методическим обеспечением;
• комплект плакатов (обычно на компакт-диске).
Учебники обычно имеют в своей структуре: теоретический материал для изучения; вопросы и задания для выполнения; компьютерный практикум, содержащий подробные инструкции по выполнению практических заданий на компьютере; материал для дополнительного чтения;
справочные материалы. Для начальных классов учебник иногда объединяют с рабочей тетрадью и компьютерным практикумом, что облегчает детям работу с ним.
Компьютерные практикумы обычно включают практические задания нескольких уровней сложности. Для заданий начального уровня приводятся подробные инструкции по технологии выполнения их на компьютере и даются образцы требуемых результатов. Задания более высоких уровней могут снабжаться менее подробными инструкциями. Обычно часть заданий предназначена для самостоятельного выполнения продвинутыми учащимися.
Задачник содержит вопросы и задачи, обычно охватывающие учебный материал, изучаемый в нескольких классах, например, «Занимательные задачи по информатике» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 119 с. Он предназначен для учащихся 5-6 классов. Материал в задачниках систематизируют по темам, по типам и по уровню сложности. Задачи могут снабжаться также указаниями и решениями.
Рабочие тетради содержат большое число различных задач, упражнений, тестов. Выполняемые задания записываются прямо в тетради на специальных свободных выделенных полях. Многие из рабочих тетрадей составлены по принципу тетрадей-раскрасок, с которыми дети привыкли работать ещё в детском саду. Многие задания составляются так, чтобы они имели развивающий характер, например, «Дорисуй картинку», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй зеркальное изображение предмета».
Методические пособия для учителя, как правило, содержат несколько вариантов планирования изучаемого материала на учебный год, поурочные разработки, ответы, указания по решению ко всем задачам и заданиям в используемых рабочих тетрадях, задачниках и учебниках. Отдельно выделяют перечень требований в ЗУНам учащихся, или как сейчас это модно называть, перечень ком-петентностей, по которым определяется готовность учащихся к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и иной деятельности .
На компакт-дисках обычно находятся программные средства для поддержки процесса обучения, файлы с материалами компьютерного практикума, библиотеки ме-диаобъектов, материалы для организации внеурочной работы. При необходимости приводятся ссылки на информационные ресурсы образовательных порталов в Интернет.
Для учащихся издается справочная учебная литература, материалы для подготовки к ЕНТ, бланковые тесты и т. п .
В последнее время появились электронные или, иначе называемые, компьютерные учебники. Однако во многих случаях они являются лишь электронной копией обычного бумажного учебника и в лучшем случае содержат ещё контролирующую программу. В тоже время электронный учебник представляет собой обучающую систему, которая может, в частности, содержать не только средства обучения, предназначенные для ученика, но и набор средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого ученика, систему тестов, учетный журнал, базу данных и др. Такие электронные учебники только начинают создаваться, и еще накоплено мало материала для обобщения опыта.
Вопросы для самопроверки
6. Проанализируйте Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений и выпишите номенклатуру аппаратных и программных средств.
7. Какой печатной продукцией следует комплектовать кабинет информатики?
8. Для какой цели кабинет оснащают учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием?
9. Что собой представляет виртуальная компьютерная лаборатория по предмету?
10.Что понимают под компьютерным классом?
6. Каковы санитарные нормы площади кабинета и его
объёма, приходящиеся на один компьютер?
9. Какие журналы должны быть в КВТ?
10.Что такое РМУ и РМП? Сколько их должно быть в КВТ?
11.На каком расстоянии друг от друга должны находиться компьютеры в КВТ?
23. Что такое защитное отключение и каков принцип его работы?
24. Каким образом подводят линии связи и электропитание к РМУ?
25. Какие средства пожаротушения должны быть в КВТ?
26. Сколько и каких огнетушителей должно быть в КВТ?
27. Каковы функции заведующего КВТ?
28. Перечислите вредные факторы, могущие иметь место при работе учащихся в КВТ?
29. Каково допустимое время непрерывной работы учащихся за компьютерами?
30. Какие виды инструктажа по ТБ следует проводить учителю информатики?
31. Каким образом и где фиксируется проведение инструктажей по ТБ?
32. Что входит в состав учебно-методического комплекта?
33. Какова должна быть структура учебника по информатике?
34. Приведите фамилии авторов учебников по базовому курсу информатики и ИКТ.
35. По какому учебнику вы изучали информатику в школе?
Рекомендуемая литература:
1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. –М.: Высш. Шк., 1998.
2. Лапчик М.П., Семакин И., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. –М.: Академия, 2001
3. Софронова Н.В. «Теория и методика обучения информатике», Москва «Высшая школа», 2004г.
4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии.-М., 1998.
Коротко о самом важном
1. Информатика - это научная, техническая и технологическая дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных, в том числе с помощью компьютерной техники. А.П. Ершов: «... как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации».
2. В основе информатики лежит математическая логика и кибернетика.
3. Общим для кибернетики и информатики является концепция управления.
4. В структуре информатики выделяют 4 раздела: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика.
5. Школьная информатика является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе в школе, использования в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.
6. В структуре школьной информатики выделяют 4 раздела: программное или математическое обеспечение; техническое обеспечение; учебно-методическое обеспечение; организационное обеспечение.
7. Информатика была введена как обязательный учебный предмет в школе с 1 сентября 1985 года под названием «Основы информатики и вычислительной техники», а с 2004 года называется «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
8. История отечественного образования по информатике включает этапы: первый - с начала постройки первых советских ЭВМ и до введения учебного предмета ОИВТ в 1985 году; второй - с 1985 г. по 1990 г. до начала массового поступления в школы компьютерных классов; третий - с 1991 г. и по настоящее время.
9. Академик А.П. Ершов - инициатор введения информатики в школу.
10. Цели и задачи курса информатики изложены в образовательном стандарте и группируются в три основные: образовательная, практическая и воспитательная.
11. Трехэтапная структура курса информатики: первый этап (1-6 кл.) - пропедевтический; второй (7-9 кл.) - базовый курс; третий (10-11 кл.) - профильное обучение.
12. Образовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования:
• к месту курса информатики;
• к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума;
• к уровню подготовки учащихся;
• к технологии и средствам проверки и оценки достижения требований стандарта.
13. В стандарте выделяются два аспекта - теоретическая
информатика и информационные технологии и две со-
держательные линии: линия информационных процессов и линия представления информации.
14. Стандарт по информатике содержит:
• обязательный минимум содержания основных образовательных программ для основного общего и для среднего общего образования на базовом и профильном уровнях;
• требования к уровню подготовки выпускников.
15. Базисный учебный план 2004 года определяет место
«Информатики и ИКТ:
• в 3-4 классах как учебный модуль предмета «Технология»;
• в 1-2 классах можно изучать за счёт часов «Технология» и школьного компонента;
• в 5-7 классах - за счёт регионального и школьного компонентов;
• в 8-9 классах - за счёт федерального компонента;
• в 10-11 классах - как профильное обучение на базовом или профильном уровнях.
16. Метод обучения - это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения.
17. Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Они выполняют функции процесса обучения: мотивационную, организующую, обучающую, развивающую и воспитывающую.
18. Выбор метода обучения определяется:
• дидактическими целями;
• содержанием обучения;
• уровнем развития учащихся и развития их учебных навыков;
• опытом и уровнем подготовленности учителя.
19. Методы обучения классифицируют: по характеру познавательной деятельности; по дидактическим целям; кибернетический подход по Ю. К. Бабанскому.
20. По характеру познавательной деятельности методы обучения делят на: объяснительно - иллюстративные; ре-продук-тивные; проблемный; эвристический; исследовательский.
21. По дидактическим целям методы обучения делятся на методы: приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков.
22. Проблемное обучение состоит в создании на занятиях специально организуемых проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит противоречие. Разрешение противоречий и является путем познания. Проблемное обучение приближает методы обучения к методам научного познания. В основе проблемных ситуаций лежат противоречия, которые могут быть обусловлены особенностями восприятия учебного материала, формальным его усвоением, неправомерным сужением или расширением рамок применяемых формул, законов и т.д.
Проблемное обучение стимулирует познавательную деятельность, развивает творчество, способствует «высво-бож-дению» творческих способностей, развивает интеллект, является развивающим обучением.
23. Блочно-модульное - это метод обучения, когда учеб-
ный материал и его изучение оформляется в виде само-
стоятельных законченных блоков или модулей, подлежа-
щих изучению за определенное время. Обычно применя-
ют в вузах вместе с рейтинговой системой контроля зна-
ний.
24. Программированное - это обучение по составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в компьютере. Обучение идет по схеме: материал делится на порции (дозы), составляющие последовательные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь.
25. Методы обучения информатике имеет свою специфику: широко применяются репродуктивные методы; коллективная деятельность учащихся с применением локальной компьютерной сети; метод проектов.
26. Метод проектов основан на концепции Дж. Дьюи «обучение путем делания», когда учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения практических заданий, называемых проектами. Метод проектов обычно применяют при обучении компьютерным технологиям.
27. Проектом может быть: компьютерный курс изучения определенной темы; логическая игра; макет лабораторного оборудования, смоделированного на компьютере; тематическое общение по электронной почте и др. В простейших случаях - это проектирование рисунков животных, растений, строений, симметричных узоров и т.п.
28. Условия использования метода проектов:
• широкий самостоятельный выбор проектов, индивидуальных и коллективных;
• снабжение инструкцией по работе над проектом с учётом индивидуальных способностей работы на компьютере;
• практическая значимость проекта, целостность и возможность законченности работы, а завершённый проект следует представлять в виде презентации;
• создавать условия для обсуждения хода работы, успехов и неудач, что способствует взаимообучению;
• гибкое распределение времени на выполнение проекта, как на занятиях, так и во внеурочное время.
• метод проектов ориентирован, в основном, на освоение приемов работы на компьютере и освоение информационных технологий.
29. В структуре учебного проекта выделяют элементы:
• формулировка темы и постановка проблемы;
• анализ исходной ситуации;
• перечень решаемых задач: организационных, учебных, мотивационных;
• этапы реализации проекта;
• критерии оценки реализации проекта.
30. Контроль - необходимый компонент процесса обучения, обеспечивает обратную связь, выполняет воспитательную, обучающую, развивающую и диагностическую функции. Непрерывный контроль обеспечивает замкнутую схему управления процессом обучения.
31. Виды контроля: предварительный, текущий, периодический и итоговый. Методы контроля - способы действий для получения диагностической информации об эффективности обучения. К ним относят: устный и письменный опрос, контрольная работа, проверка домашнего задания, тестирование, наблюдение за работой учащихся, защита проекта и др .
32. Итоговая аттестация в 11 кл. проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ. Тест состоит из 4 частей: три теоретические части с заданиями базового и повышенного уровней; одна практическая часть по выполнению задания на компьютере.
33. Оценка - это процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными. Оценка происходит в ходе контроля.
34. Отметка - это условная количественная мера оценки, выраженная в баллах.
35. Функции оценки: ориентация ученика об уровне его знаний и соответствия их нормативу; информирование об успехах и неудачах; выражение мнения учителя; стимулирование учебы.
36. Способы оценки: нормативный (исходя из стандарта и программы), сопоставительный (сравнивания с другими), личностный (сравнивая с прошлыми достижениями ученика). Личностный - наиболее гуманный и позволяет контролировать продвижение в индивидуальном развитии.
37. При оценивании и выставлении отметок следует со-
блюдать психолого-педагогические требования: учитывать
возможные последствия для дальнейшей учёбы, усили-
вать положительные мотивы, укреплять уверенность в
своих силах и успехах в учёбе, вербальные оценки делать
развернутыми и личностными.
38. Правила выставления оценок и отметок: оценивать
систематически и всеохватывающе, сочетать личностный и
нормативный способы оценки, гласно, контроль постепен-
но заменять взаимо- и самоконтролем, сочетать разные
методы и формы.
39. При использовании контролирующих программ следует с осторожностью пользоваться отметкой, выставляемой компьютером.
40. Основная форма обучения по информатике - это урок.
Также проводят экскурсии: на вычислительный центр, издательство, диспетчерские залы, центры управления и т.п.
41. Внеклассные формы учебной работы: кружки, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и др.
42. Урок - основная форма обучения, имеет следующие признаки: точная продолжительность; твердое расписание; четкое планирование и структура; использование разнообразных методов и средств обучения.
43. Урок обеспечивает достижение цели обучения, имеет свою логическую структуру, определяемую дидактической целью. В структуре урока выделяют компоненты: цель, содержание, методы и средства обучения, структуру учебной деятельности, элементы организации и управления.
44. Обычно уроки классифицируют по дидактическим целям: урок изучения нового материала; формирования умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; практического применения знаний; контроля и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.
45. Комбинированный урок, что позволяет гибко планировать его структуру, решать несколько дидактических задач, учитывать ограничения на длительность работы учащихся на компьютере.
46. Урок-лабораторная работа обычно имеет дидактическую цель - формирование и закрепление навыков работы на компьютере с программными средствами. При этом ученики должны снабжаться подробной инструкцией.
47. В ходе практикума учащиеся на нескольких уроках выполняют индивидуальные задания или проекты.
48. Кабинет информатики используется для проведения: демонстраций, фронтальных лабораторных работ, практикума, внеклассной работы.
49. Успех или неудача урока во многом зависят от его подготовки и планирования. Важна подготовка аппаратных и программных средств.
50. План-конспект урока есть опора и руководство к действию. Его оформляют так, чтобы им легко можно было воспользоваться на уроке.
51. Начинающему учителю следует пользоваться рекомендациями по проведению уроков.
52. После проведения урока следует провести его самоанализ в соответствии с принятой схемой и записать выводы.
53. Использование компьютеров позволяет эффективно реализовать деятельностный подход к обучению.
54. Деятельностный подход к обучению означает, что конечной целью обучения является не получение знаний, а формирование способов деятельности. Знаниям можно научиться только в процессе их использования, в применении, т.е. в процессе деятельности. Знать что-либо означает умение выполнять определенную деятельность, связанную с этим знанием. Содержанием обучения должна быть система действий, а также знания, необходимые для освоения этой системы действий.
55. К средствам обучения относятся: учебники, учебные пособия, методические материалы, классные доски и экраны, демонстрационное оборудование, демонстрационные дисплеи и электронные проекторы, компьютеры и компьютерные сети, периферийное оборудование, программное обеспечение.
56. Выбор средств обучения определяется задачами урока, содержанием учебного материала, методами обучения.
57. Имеется Перечень учебного и компьютерного оборудования для школ.
58. Средства обучения нового поколения: электронные проекторы, интерактивные доски, оборудование для организации персональной компьютерной лаборатории, учебные роботы и обрабатывающие комплексы для профессионального обучения. Они позволяют использовать компьютеры при проведении лабораторных работ по физике, химии, информатике и другим предметам, демонстрируют возможности компьютерных технологий.
59. Компьютерный класс или КУВТ - это набор из рабочих мест учащихся, рабочего места преподавателя и периферийных устройств, связанных локальной вычислительной сетью для совместного использования данных, технических средств, программ и средств обмена данными в процессе обучения.
60. Кабинет вычислительной техники и организация обучения в нём должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
61. Время непрерывной работы учащихся за компьютерами не должно превышать:
• для учащихся 1 класса (возраст 6 лет) - 10 минут;
• для учащихся 2-5 классов - 15 минут;
• для учащихся 6-7 классов - 20 минут;
• для учащихся 8-9 классов - 25 минут;
• для учащихся 10-11 классов на первом часе занятий -
30 минут, на втором - 20 минут.
62. Расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
63. Расстояние от глаз до экрана монитора должно составлять 60-70 см. Учащиеся с близорукостью или дальнозоркостью средней степени (более 3 диоптрий), должны работать за мониторами в корректирующих очках.
64. Площадь рабочего места с компьютером на базе электроннолучевой трубки должна составлять не менее 6 кв. м, а при использовании плоских жидкокристаллических и плазменных мониторов - не менее 4,5 кв. м.
65. Учитель проводит вводный и периодический инструктаж учащихся по ТБ, учащиеся должны сдать зачет по ТБ и правилам работы в кабинете. Сведения о них заносятся в специальный журнал по ТБ и в классный журнал.
66. Программное обеспечение курса информатики включает в себя: системное, обеспечения базовых информационных технологий, инструментальное, учебное, для издательской деятельности школы.
67. Следует пользоваться учебниками и пособиями из Перечня, рекомендованного Минобразом.
68. Учебно-методические комплекты включают в себя:
• учебник (обычно с компьютерным практикумом);
• задачник;
• рабочая тетрадь для учащихся;
• методическое пособие для учителя;
• компакт-диск с программно-методическим обеспечением;
• комплект плакатов (обычно на компакт-диске).