Тема 20. Общая характеристика системы подтверждения соответствия

Основные понятия в области оценки соответствия. История сертификации. Виды сертификатов, применяемых во внешней торговле.

Тема 21. Сертификация как процедура подтверждения

соответствия продукции

Цели подтверждения соответствия. Принципы подтверждения соответствия. Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации. Участники сертификации. Правила и документы по проведению работ в области сертификации.

Тема 22. Порядок сертификации продукции

Схемы сертификации. Порядок проведения сертификации продукции. Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Тема 23. Сертификация услуг

Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг. Особенности сертификации отдельных видов услуг.

Тема 24. Сертификация систем менеджмента качества

Значение сертификации систем менеджмента качества. Правила и порядок сертификации систем менеджмента качества. Состояние работ по сертификации в России и за рубежом.

Тема 25. Декларирование соответствия

Сущность декларирования. Схемы декларирования. Характеристика действующей практики декларирования соответствия обязательным требованиям стандартов. Декларирование соответствия требованиям технических регламентов. Особенности декларирования соответствия в странах ЕС.

Тема 26. Аккредитация органов по сертификации

и испытательных лабораторий

Цели аккредитации. Аккредитация как фактор конкурентоспособности сертификационных услуг. Практика аккредитации за рубежом. Направления решения проблем аккредитации в России.

Тема 27. Государственный контроль и надзор (ГК и Н) за соблюдением

национальных стандартов, правил обязательной сертификации

и за сертифицированной продукцией

Объекты ГК и Н. Содержание ГК и Н. Меры воздействия на организации-нарушителей обязательных требований.

Тема 28. Состояние и перспективы развития сертификации и других

форм подтверждения соответствия

Тенденции развития систем оценки и подтверждения соответствия в мире. Решение задач, выдвинутых отечественной практикой сертификации в последнее десятилетие. Развитие систем оценки и подтверждения соответствия в свете ФЗ о техническом регулировании.

Изложение тем 10, 19, 28 должно носить проблемный характер и предусматривать мозговой штурм.

5. Лабораторно-практические занятия

Тема 1. Понятие технического регулирования и характеристика

технических регламентов (2ч.)

Цель. Разобрать с критических позиций ФЗ «О техническом регулировании»

Материальное обеспечение.

1. ФЗ «О техническом регулировании».

2. Учебник (1).

Задания и порядок их выполнения

Задание 1. Изучить терминологию и принципиальные положения ФЗ «О техническом регулировании» и законспектировать отдельные термины и статьи ФЗ, указанные преподавателем*.

По результатам изучения ст.2 ФЗ ответить на следующие вопросы:

1. Указать и записать три области технического регулирования

2. В чем состоит сущность технического барьера и как закон содействует его преодолению?

3. Указать, какая (какие) из сфер относятся к обязательной сфере технического регулирования?

4. Указать, в какой (каких) сферах субъектом регулирования выступает государство?

5. Что такое оценка соответствия? Приведите примеры:

- прямого определения соблюдения требований к объектам;

- косвенного определения требований к объектам.

6. Какие стадии жизненного цикла продукции являются объектом технического регулирования?

7. Какие формы оценки осуществляются на:

- дорыночных стадиях;

- рыночных стадиях;

- послерыночных стадиях?

8. Сопоставьте два документа - технический регламент и стандарт по:

- объекту регулирования;

- характеру требований.

9. Уяснить (с помощью преподавателя) различие в понятиях «надзор» и «контроль» за рынком.

10. Какие знаки подтверждают соответствие:

- техническому регламенту;

- национальному стандарту?

На основе изучения ст.2 и 3 ФЗ ответить на следующие вопросы:

11. Отвечает ли принципу достаточности перечень видов безопасности, представленный в ст.7?

12. Показать сходство и различие целей принятия технических регламентов (ст.6) и целей стандартизации (11 ст.).

13. Сопоставьте (ст.9 и ст.16) порядок принятия технического регламента и национального стандарта.

Тема 20. Общая характеристика системы подтверждения соответствия - student2.ru

* По мнению практических работников и научной общественности формулировка ряда статей и пунктов ФЗ «О техническом регулировании» является неточной или носит спорный характер. Поэтому целесообразно организовать выполнение задания в форме дискуссии. Целесообразно перед началом проработки темы провести коллоквиум по теме: «Техническое регулирование».

14. Какие документы в области стандартизации существуют согласно:

- ФЗ (ст.13, ст.15);

- существующей практике?

15. На основе изучения ст.46, пп.1 и 7 ФЗ указать:

- какие документы являются носителями обязательных требований в настоящее время;

на примере любого ГОСТ на товар оценить необходимость и достаточность номенклатуры обязательных требований с позиции ФЗ ст.46, п.1.

Тема 2. Системы стандартизация в Российской Федерации

(8ч.)

Цель. Ознакомиться с принципиальными положениями ФЗ «О техническом регулировании», с системой «Стандартизация в Российской Федерации», с классификацией, построением и содержанием стандартов, научиться пользоваться указателями стандартов.

Материальное обеспечение.

1. Основополагающие стандарты по системе «Стандартизация в Российской Федерации».

2. Указатели национальных стандартов.

3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации на продукцию и на другие объекты.

Задания и порядок их выполнения

Задание 1. Ознакомиться с требованиями отдельных основополагающих стандартов системы «Стандартизация в Российской Федерации»

По ГОСТ Р 1.0-2004 (радел 6) изучить стандарты разной категории (подраздел 6.1) и виды (подраздел 7.1).

По ГОСТ Р 1.5-2004 (раздел 8) изучить требования к обозначению стандартов и записать: обозначение национального (государственного) стандарта на продукцию; национального стандарта, входящего в комплекс стандартов; национального стандарта, разработанного на основе международного стандарта.

Из предложенного набора стандартов выбрать стандарты разной категории и разного вида, записав их обозначение и наименование.

Задание 2. Изучить терминологию и принципиальные положения ФЗ «О техническом регулировании» и законспектировать отдельные термины и статьи ФЗ, указанные преподавателем.

По результатам изучения ст.2 ФЗ ответить на следующие вопросы:

1. Указать и записать три области технического регулирования

2. В чем состоит сущность технического барьера и как закон содействует его преодолению?

3. Указать, какая (какие) из сфер относятся к обязательной сфере технического регулирования?

4. Указать, в какой (каких) сферах субъектом регулирования выступает государство?

5. Что такое оценка соответствия? Приведите примеры:

- прямого определения соблюдения требований к объектам;

- косвенного определения требований к объектам.

6. Какие стадии жизненного цикла продукции являются объектом технического регулирования?

7. Какие формы оценки осуществляются на:

- дорыночных стадиях;

- рыночных стадиях;

- послерыночных стадиях?

8. Сопоставьте два документа - технический регламент и стандарт по:

- объекту регулирования;

- характеру требований.

9. Уяснить (с помощью преподавателя) различие в понятиях «надзор» и «контроль» за рынком.

10. Какие знаки подтверждают соответствие:

- техническому регламенту;

- национальному стандарту?

На основе изучения ст.2 и 3 ФЗ ответить на следующие вопросы:

11. Отвечает ли принципу достаточности перечень видов безопасности, представленный в ст.7?

12. Показать сходство и различие целей принятия технических регламентов (ст.6) и целей стандартизации (11 ст.).

13. Сопоставьте (ст.9 и ст.16) порядок принятия технического регламента и национального стандарта.

14. Какие документы в области стандартизации существуют согласно:

- ФЗ (ст.13, ст.15);

- существующей практике?

15. На основе изучения ст.46, пп.1 и 7 ФЗ указать:

- какие документы являются носителями обязательных требований в настоящее время;

на примере любого ГОСТ на товар оценить необходимость и достаточность номенклатуры обязательных требований с позиции ФЗ ст.46, п.1.

Задание 3. Изучить порядок работы с указателями стандартов.

1. Изучить содержание и построение годового указателя «Национальные стандарты». Ознакомиться с предисловием и параграфом «Вниманию читателей».

2. Познакомиться с содержанием информационного ежемесячного указателя «Стандарты» (ИУС)

По результатам выполнения необходимо ответить письменно на следующие вопросы:

- каков порядок классификации стандартов по Классификатору государственных стандартов?

- в каких случаях к шифру стандартов добавляют одну, две и три звездочки?

- как в практической деятельности учитывают информацию, содержащуюся в ИУС?

Задание 4 (деловая игра). Проверить действие конкретных стандартов (записав о них сведения):

а) по заданным шифрам (двум-трем) проверить факт и сроки действия стандартов, наличие к ним изменений;

б) по заданным объектам стандартизации (например, «электросамовары», «сахар») проверить наличие действующих стандартов подвида технических условий.

Познакомиться с основополагающим стандартом межгосударственной системы стандартизации - ГОСТ 1.0-92 (см. разделы) и по результатам изучения необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как расшифровывается аббревиатура «ГОСТ»?

2. Какие существуют региональные системы стандартизации?

3. Какой орган принимает межгосударственный стандарт?

Ознакомиться с методами применения международных стандартов (МС) в отечественных стандартах (на примере трех ГОСТ Р).

Результаты оформить по следующей форме.

Наименование и обозначение (ГОСТ Р) Категория использованного МС Метод применения МС Разделы с применением МС (заполняется в случае модифицированного стандарта)

Задание 5. По предложенному набору стандартов ознакомиться с конкретными стандартами (не менее 7 шт.) и работу оформить по следующей форме.

№ п/п Категории и обозначение Наименование Вид Подвид 1 Срок введения Разделы стандарта Действует или нет Изменения со времени введения стандарта

1 По стандартам на продукцию указываются подвиды стандартов – общих технических условий (ОТУ), технических условий (ТУ), основных параметров, правил приемки, правил маркировки… (см. ГОСТ Р 1.5.-92 п.7.2.1.) По основополагающим указываются подвиды – общетехнические и организационно-методические.

Методическое указание: для лучшего закрепления знаний о стандартах при выполнении последующих тем курса рекомендуется продолжать вписывать сведения о встречающихся стандартах в данную форму.

Задание 6. Изучить содержание (не менее трех) стандартов технических условий (требований) на продукцию с целью проверки установления в них обязательных требований.

Результаты оформить по следующей форме.

Группа требований Подгруппа требований Номера пунктов в разделах стандарта Примеры формулировки требований (дать фрагмент редакции пункта стандарта)
Безопасность для жизни, здоровья, имущества Электрическая Пожарная Химическая Механическая Биологическая и пр.    
Безопасность для окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений Безопасность для воздушной среды Безопасность почвы Безопасность водоемов    
Продолжение табл.
Защита имущества      
Требования, предупреждающие действия, вводящие в заблуждение приобретателей Правила маркировки Методы идентификации    

Примечание: При оформлении Задания 6 ширина графы 4 должна быть 2/3 ширины листа.

Выполнение задания должно проходить в форме ролевой игры. Студенты должны выступить в качестве представителей организаций, защищающих интересы потребителей. Необходимо с позиции потребителей оценить необходимость и достаточность номенклатуры обязательных требований.

Тема 3. Ознакомление с общероссийскими классификаторами

технико-экономической и социальной информации и каталожными

листами как государственными информационными ресурсами

(2 ч.)

Цель. Уяснить роль и практическое применение общероссийских классификаторов (ОК) и каталожных листов (КЛ) в информационном обеспечении процессов управления народных хозяйством.

Материальное обеспечение.

1. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - ОК продукции (ОКП); ОК услуг населению (ОКУН); ОК управленческой документации (ОКУД); ОК видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ).

2. Правила ПР 50-718-99 «Правила заполнения и представления»

3. Форма каталожного листа.

Задание 1. Изучить группировку ОК и выделить из номенклатуры общероссийских классификаторов (приложение 1) по три представителя следующих групп:

- классификаторы на управленческие объекты;

- классификаторы на технические объекты;

- классификаторы на экономические объекты;

- классификаторы на социальные объекты.

Подробнее познакомиться с двумя классификаторами, выписав из них 2-3 позиции и проверив правильность значения контрольного числа.

Задание 2 (деловая игра). Указать конкретные наименования продуктов питания нижеперечисленных кодов, по которым предусмотрены льготы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст.350):

- хлеб и хлебобулочные изделия

91 1005-911009

- молоко и молокопродукты

92 1005-92 2005

- крупы

91 9604-91605

92 9051-929055

Задание 3 (деловая игра). Указать конкретные наименования учебной и научной книжной продукции нижеперечисленных кодов ОКП:

95 3000

95 4110

95 4130

95 6000

95 7310

95 9000

Операции по реализации указанной литературы подлежат обложению НДС по ставке 10%.

Задание 4. Ответить на вопросы:

1. Какие классификаторы упомянуты в КЛ?

2. В каких позициях КЛ содержится информация о качестве продукции?

Тема 4. Изучение основ метрологии

(6ч.)

Цель. Ознакомиться с принципиальными положениями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», с метрологическими характеристиками средств измерений, методикой обработки результатов измерений, с Государственной системой обеспечения единства измерений.

Материальное обеспечение.

1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»;

2. Основополагающие стандарты Государственной системы обеспечения единства измерений;

3. ГОСТ 8.561-95 ГСИ Метрологическое обеспечение банковских технологий;

4. Учебное пособие «Исследование непродовольственных товаров». М.: Экономика, 1988, с. 12-16.

5. ГОСТ Р 8.579-2001 Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте.

6. Средства измерений, паспорта на СИ и образцы материалов для испытаний.

Задание 1. По ст.1 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» изучить терминологию в области метрологии. По результатам анализа определений следует ответить на следующие вопросы:

1. Судя по определению термина «единство измерений», какие условия существуют для обеспечения единства измерений?

2. Какие существуют объекты измерений:

- в узком смысле, согласно закону

- в широком смысле, согласно ИСО 9001?

3. В чем принципиальное различие между «поверкой» и «калибровкой»?

4. Назовите объекты процедуры «поверка».

Задание 2. На основе закона «Об обеспечении единства измерений» (ст.12-19) познакомиться с метрологическим правилами, разобрав представленные ситуации (деловая игра).

1. В банке в числе СИ используется счетчик купюр. Какие виды метрологического контроля (надзора) он должен пройти?

2. База драгоценных металлов и камней решает вопрос о закупке за рубежом партии импортных весов. Каковы действия руководства базы по соблюдению метрологических правил?

3. В лаборатории вуза используется для учебных целей толщиномер для определения толщины кож. Объектом какого контроля является это СИ?

Представить по ситуациям №1-3 ответ (алгоритм действий) в виде следующей таблицы:

Сфера контроля (надзора) Вид контроля (надзора) Действия (по пунктам) приборовладельца Действия (по пунктам) метрологической службы

4. Объектом каких видов метрологического надзора (контроля) является магазин продовольственных товаров? (Ответ дается в письменной форме)

5. Сделайте заключение о соблюдении магазином метрологических правил.

5 а. В булочной расфасовали вафли в пакеты по 1 кг. При проверке инспектором отобранных образцов пакетов с вафлями среднее отклонение их массы от номинального количества оказалось равным 40г.

5б. Проверка в магазине фасованных товаров обнаружила (в числе других нарушений) отклонение по массе 2 кг-го пакета с сахарным песком в 70г.

Задание 3. Изучить метрологические характеристики средств измерений, в частности, по паспортам и эксплуатационной документации ознакомиться с нормированными метрологическими характеристиками различных средств измерений.

Работу оформить по следующей форме:

Наименование средства измерения Наименование метрологической характеристики Величина характеристики

Примечание: в графе 3 необходимо разделить метрологические характеристики на две группы:

- характеристики, определяющие область применения СИ;

- характеристики, определяющие качество измерения.

Задание 4. Познакомиться с методикой математической обработки результатов измерения какого-либо параметра материала, для чего:

а) провести измерение;

б) вычислить среднее арифметическое значение параметра, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации;

в) рассчитать необходимую численность выборки, ошибку опыта, значение генеральной средней;

г) проанализировать влияние различных факторов (объекта, субъекта, средства измерения) на результаты измерений.

Задание 5. Ознакомиться с содержанием и построением передачи информации о размере единицы и на примере государственной поверочной схемы для гирь и весов. Выяснить и записать:

а) какое средство измерения возглавляет схему?

б) какие в схеме используются эталоны?

в) какие погрешности характеризуют точность различных эталонов?

г) сопоставить погрешность рабочих эталонов 1-ого и 3-го разрядов.

Задание 6. Ознакомиться с базовыми стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений.

Выписать из сборника «Национальные (государственные) стандарты» (том 1, разд.17) по три представителя группы стандартов на следующие объекты:

а) метрологические средства измерения (эталоны, стандартные образцы, поверочные установки);

б) основы технических измерений (метрологические характеристики, классы, точности, обработка результатов измерения);

в) метрологическая деятельность (метрологическое обеспечение производства, государственные испытания средств измерения, государственный метрологический надзор за средствами измерения).

Задание 7. Определить класс точности, погрешность измерения и окончательный результат измерения по предложенным рисункам шкал приборов.

Примечание: Класс точности - обобщенная характеристика средства измерения, выраженная пределами его допускаемых погрешностей. Обозначения классов точности (как правило, арабскими цифрами) наносится на циферблаты СИ. Для СИ с равномерной шкалой, класс точности означает, что измеряемой величины не отличается от того, что показывает указатель отчетного устройства более чем на соответствующее число процентов от верхнего предела измерения. Для СИ с неравномерной шкалой обозначение арабской цифрой (заключенной в окружность) означает, что проценты исчисляются непосредственно от того значения, которое показывает указатель отчетного устройства.

Тема 5. Изучение сертификации продукции и услуг

(8ч.)

Цель. Уяснить терминологию, связанную с подтверждением соответствия, сущность понятия схемы сертификации, познакомиться с системой сертификации ГОСТ Р, изучить требования к сертификации соответствия, познакомиться с правилами и порядком проведения сертификации конкретной группы товаров.

Материальное обеспечение.

1. ФЗ «О техническом регулировании».

2. «Правила по проведению сертификации в РФ».

3. «Порядок проведения сертификации продукции в РФ».

4. «Правила сертификации работ и услуг в РФ».

5. «Справочник. Система сертификации ГОСТ Р. Органы по сертификации и испытательные центры».

6. Правила проведения сертификации конкретной группы продукции (услуг).

7. «Положение о Системе сертификации ГОСТ Р».

8. «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе».

9. Государственный стандарт подвида технических требований (условий) на конкретную группу товаров (услуг).

10. Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли. М.: Издательство Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000г.-815с.

11. Санитарно-эпидемиологическое правила СП 2.3.6.1066-01. Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

12. Образцы товаров.

Задание 1*.Изучить термины, связанные с подтверждением соответствия, по ст.2 ФЗ. В частности, следует выписать указанные термины и после изучения определений ответить на вопросы:

1. Как классифицируются формы подтверждения исходя из признаков: а) обязательность; б) субъекта, удостоверяющего соответствие?

2. Какая форма подтверждения соответствия имеется в виду, если сертификация осуществляется на соответствие требованиям: а) технических регламентов; б) стандартов; в) условий договора?

3. Из каких элементов состоит «система сертификации»?

4. Сравните объекты декларирования и сертификации.

5. В чем сходство и различие между «знаком обращения на рынке» и «знаком соответствия».

6. В чем принципиальное различие между «органом по сертификации» и «органом по аккредитации»?

Задание 2. Изучить «Порядок проведения сертификации продукции». При изучении порядка проведения сертификации продукции следует особое внимание обратить на п. 3.1 (его нужно законспектировать) «Схемы сертификации» по учебнику (1). По результатам анализа схем сертификации следует ответить на следующие вопросы:

1. Какая схема не предусматривает испытания типа?

2. Какая схема базируется только на испытании типа?

3. Какая схема предусматривает испытание каждого образца?

4. Какая схема предусматривает самую жестокую процедуру проверки?

5. Какая схема включает элементы 1, 2 и 3 схем?

6. При каких (или какой) схемах имеется возможность по результатам инспекционного контроля оперативно приостановить отгрузку продукции, не соответствующей стандартам?

 
  Тема 20. Общая характеристика системы подтверждения соответствия - student2.ru

* Перед непосредственным выполнением задания целесообразно провести в течение 10-15 минут коллоквиум, в ходе которого преподаватель должен проконтролировать усвоение студентами данной темы.

7. Какие схемы предусматривает рассмотрение декларации о соответствии?

8. В чем особенность дополнительных схем (1а, 2а, 3а, 4а)?

9. При каких схемах не предусмотрен инспекционный контроль?

Задание 3 (деловая ситуация). Выберите и обоснуйте схему сертификации следующих объектов, учитывая специфику производства (объем, периодичность выпуска, технологию):

а) партии импортных продуктов;

б) ювелирных изделий из золота;

в) игрушек на стадии освоения на стадии массового производства;

г) малочисленной партии образцов для одноразового использования;

д) стиральных машин отечественного производства;

е) скоропортящихся пищевых продуктов.

Задание 4 (деловая ситуация). Изучить правила сертификации работ и услуг, в частности схемы сертификации работ и услуг, а затем выбрать и обосновать схему сертификации следующих объектов:

а) предприятия автосервиса;

б) кафетерия магазина;

в) киоска по продаже продуктов;

г) супермаркета;

д) комбината массового питания.

Задание 5 (деловая ситуация). Используя «Справочник. Система сертификации ГОСТ Р. Органы по сертификации и испытательные центры» (далее - «Справочник»), по знаку соответствия, нанесенному изготовителем на конкретной товар, установить орган по сертификации, который выдал сертификат соответствия.

Задание 6 (деловая ситуация). Используя Справочник, определить перечень по сертификации конкретной группы продукции (услуг), действующих в конкретном городе.

Задание 7 (деловая ситуация). Оценить конкретные ксерокопии сертификатов соответствия с позиции требований к форме сертификата соответствия и к правилам заполнения бланка сертификатов.

Задание 8. На примере обязательной сертификации конкретной группы товаров разобрать ниже следующую деловую ситуацию.

В предприятие торговли поступил товар:

а) без сертификата;

б) с иностранным сертификатом;

в) с сертификатом ГОСТ Р

1. Каков алгоритм действий предприятия торговли в вариантах «а», «б», «в»?

2. При необходимости проведения сертификации, каков порядок действий заявителя в соответствии с Правилами проведения сертификации конкретного товара?

3. Каков порядок действий органа по сертификации (ОС), получившего документы от заявителя?

4. Каковы методики испытаний товара аккредитованной испытательной лабораторией (ИЛ)? (см. форму отчетности)

Наименование показателя (требования) НД, устанавливающие показатели (требования) Результаты контроля

5. Порядок действий ОС при получении от ИЛ:

- положительных результатов;

- отрицательных результатов.

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации  
Тема 1. Понятие технического регулирования и характеристика технических регламентов 1. Законспектируйте первоисточники по темам: «Техническое регулирование как форма государственного регулирования рынка», «Критический анализ ФЗ «О техническом регулировании»» (1, 7, 11) 2. Проработайте учебный материал по вопросу «Критический анализ терминологии в ФЗ «О техническом регулировании»» (1) 3. Ответьте на вопросы тестов (1-6) 4. Проанализируйте содержание конкретного технического регламента, представив результаты в виде таблицы (см. Приложение 1 к Заданию для самостоятельной работы (далее-Заданию))
Продолжение табл.
Раздел 2. Методы стандартизация  
Тема 2. Общая характеристика стандартизации 1. Проработайте учебный материал и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (7-9) 3. Сопоставьте в форме таблицы требования национального стандарта на конкретную группу продукции с требованиями технических условий (ТУ) к конкретной разновидности продукции и сделайте вывод об уровне требований к качеству продукции (см. Приложение 2 к Заданию)
Тема 3. Методы стандартизации 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (10-12) 3. По стандартам на одежду, конденсаторы определите, по какому принципу построен их параметрический ряд
Тема 4. Система стандартизации в Российской Федерации 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (13, 14) 3. Выполните задание 3 в Тематике контрольных работ
Тема 5. Международная и региональная стандартизация 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (18-20) 3. В результате изучения ниже следующих модифицированных стандартов (или выбранных Вами) покажите, как в национальном стандарте учтены особенности требований к российской продукции: а) ГОСТ Р 51885-2002 (ИСО 7001:1990) б) ГОСТ Р 52377-2004 (МЭК 60634:1998)
Тема 6. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (26-28) 3. На примере одного из стандартов из группы «Стандарты, обеспечивающие качество продукции на стадии эксплуатации» покажите, как изготовитель потенциально опасного прибора (машины) должен регламентировать указания по технике безопасности в Руководстве по эксплуатации
Продолжение табл.
Тема 7. Государственные информационные системы и информационные ресурсы как объект стандартизации 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (15-17) 3. Проверьте по указателю «Национальные стандарты Российской Федерации» ГОСТ Р 52092-2003 в части: а) действует ли стандарт в настоящее время; б) были ли к нему изменения
Тема 8. Стандартизация услуг 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5, 6) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (23-25) 3. По указателю «Национальные стандарты Российской Федерации» установите действующие национальные стандарты по услугам розничной торговли
Тема 9. Эффективность работ по стандартизации 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (29, 30)
Тема 10. Основные направления развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (31-33)
Раздел 3. Метрология  
Тема 11. Метрология как деятельность 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Ответьте на вопросы тестов (34, 35)
Тема 12. Основы технических измерений 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Выполните задание 3 Тематики контрольных работ 3. Покажите, в каком из перечисленных случаев применяются прямые изменения, а в каком - косвенные измерения: а) измерение массы на весах; б) определение твердости металла исходя из величины глубины отпечатка
Тема 13. Основы теории и методики измерений     1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Ответьте на вопросы тестов (36, 37) 3. Выполните следующие задания: а) определите порог чувствительности весов, предназначенных для взвешивания взрослого человека; продолжение табл.   б) определите погрешность измерения рычажных настольных циферблатных весов, предназначенных для взвешивания продуктов массой от 0,1 до 10 кг
Тема 14. Система воспроизведения единиц величин 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Ответьте на вопросы тестов (38-40)
Тема 15. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Ответьте на вопросы тестов (41, 42)
Тема 16. Государственный метрологический контроль 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Ответьте на вопросы тестов (43-45) 3. Используя методику работы, изложенной в Теме 4 Задание 2 лабораторно-практического занятия, установите, какие виды метрологического контроля следует использовать в отношении прибора для измерения белизны фарфоровых изделий, применяемых: а) на учебных занятиях; б) в научных исследованиях; в) при испытаниях в рамках обязательной сертификации
Тема 17. Калибровка средств измерений 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Ответьте на вопросы тестов (46, 47)
Тема 18. Метрологическое обеспечение сферы услуг 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. Ответьте на вопросы тестов (47, 48) 3. На основе своего покупательского опыта покажите, как соблюдаются метрологические правила на сельскохозяйственных рынках
Тема 19. Проблемы и задачи в области метрологии на современном этапе 1. 1. Проработайте учебный материал (1, 3) и научные публикации (8) 2. 2. Ответьте на вопросы тестов (49-51)
Раздел 4. Сертификация  
Тема 20. Общая характеристика системы подтверждения соответствия 1. 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 2. 2. Ответьте на вопросы тестов (52-54)
Продолжение табл.
Тема 21. Сертификация как процедура подтверждения соответствия продукции 1. 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 2. 2. Ответьте на вопросы тестов (55-57) 3. 3. Используя методику работы, изложенной в Теме 5 Задание 3 лабораторно-практического занятия, установите алгоритм действий изготовителя и органа по сертификации при оценке соответствия: а) продукта питания для детей; б) электроодеяла
Тема 22. Порядок сертификации продукции 4. 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 5. 2. Выполните задание 3 Тематики контрольных работ
Тема 23. Сертификация услуг 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5, 6) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (58-60) 3. Приведите примеры организаций сферы услуг, которые прошли добровольную сертификацию
Тема 24. Сертификация систем менеджмента качества 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (61-63) 3. Исходя из содержания маркировки тары приведите примеры предприятий промышленности, прошедших сертификацию системы качества на соответствие ИСО 9001
Тема 25. Декларирование соответствия 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (64-66)
Тема 26. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (67-69)
Продолжение табл.
Тема 27. Государственный контроль и надзор за соблюдением национальных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9, 10, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (70-72)
Тема 28. Состояние и перспективы развития сертификации и других форм подтверждения соответствия 1. Проработайте учебный материал (1, 2, 5) и научные публикации (7, 9. 10, 11) 2. Ответьте на вопросы тестов (73-76)

ТЕСТЫ

1. Укажите три области правового регулирования ФЗ «О техническом регулировании» (далее ФЗ).

2. Перечислите объекты технического регулирования.

3. На какие объекты не распространяется сфера применения ФЗ?

а) на государственную сеть связи РФ

б) на требования к продукции

в) правила аудиторской деятельности

г) на требования к процессам производства продукции

д) стандарты эмиссии ценных бумаг

е) на положения о бухгалтерском учете

4. Перечислите субъекты технического регулирования.

5. Укажите два вида технических регламентов (ТР).

6. Какой знак информирует приобретателя продукции о соответствии продукции требованиям ТР?

а) знак соответствия

б) знак обращения на рынке

в) клеймо

г) знак утверждения типа

7. К какой из трех областей правового регулирования ФЗ относится стандартизация?

8. Какие документы в области стандартизации используются на территории РФ?

а) стандарты Европейского союза

б) национальные стандарты

в) правила и рекомендации в области стандартизации

г) общероссийские классификаторы

д) стандарты организаций

9. В чем проявляется принцип добровольности стандартов?

10. На каком методе упорядочения объектов стандартизации построена разработка общероссийских классификаторов?

11. На каких методах стандартизации базируется унификация конструкции товаров?

12. Какой метод направлен на взаимную увязку требований к качеству готовой продукции с качеством сырья, материалов и комплектующих узлов?

13. Какие из перечисленных стандартов относятся к основополагающим, какие - к стандартам на продукцию; какие к стандартам на процессы?

а) ГОСТ 14192 Маркировка грузов

б) ГОСТ 1.0 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

в) ГОСТ 26907 Сахар. Условия длительного хранения

г) ГОСТ 26678 Параметрический ряд холодильников

14. Могут ли объектом стандарта организации быть методы испытания продукции?

15. Какой орган исполнительной власти имеет право опубликования национальных стандартов?

16. Как называется справочное издание, в котором содержатся информация о действующих в текущем году национальных стандартах?

17. Как называется справочное издание, в котором публикуются изменения к действующим национальным стандартам?

18. Как называется международный орган по стандартизации, принявший стандарт ИСО 9000-2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»?

19. Какой из перечисленных национальных стандартов является идентичным международному, а какой модифицирован по отношению к международному стандарту?

а) ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

б) ГОСТ Р 51885-2002 (ИСО 7001:1990)

20. Сопоставьте ИСО и МЭК по: а) происхождению аббревиатуры; б) истории создания; в) числу стран – членов ИСО; г) числу принятых стандартов

21. Каков смысл проекта ИСО – «Dream» (Мечта)?

22. Какие документы по стандартизации разрабатываются в рамках ЕС?

23. Укажите два специфических вида стандартов на услуги.

24. Укажите объекты стандартов на потенциально опасные услуги.

25. Приведите примеры стандартов на услуги: следующих видов: 1) основополагающих; 2) на процессы; 3) классификация предприятий.

26. Основываясь на аббревиатурах в обозначении стандарта, укажите какие системы обеспечивают качество продукции; относятся к стандартам по управлению и информации; входят в систему стандартов социальной сферы:

а) ECКД

б) CCБТ

в) УСД

г) СРПП

27. Приведите примеры стандартов, обеспечивающих качество товаров на стадии эксплуатации.

28. Какие Вы знаете три комплекса «социальных» стандартов?

29. Какие из перечисленных видов стандартов обеспечивают: 1) техническую эффективность; 2) информационную эффективность; социальную эффективность:

а) стандарты на термины

б) стандарты на методы контроля

в) стандарты на продукцию

г) стандарты на процессы

30. Назовите показатели экономической эффективности работ по стандартизации.

31.Совершенствование законодательных основ национальной системы стандартизации связано с каким Федеральным законом?

32.Перечислите приоритетные направления формирования программ национальной стандартизации.

33. Каков оптимальный уровень обновления (в %) национальных стандартов?

34. На каких действиях базируется метрология?

35. Назовите три условия обеспечения единства измерений.

36. Расшифруйте характеристики основного уравнения измерения: –Q= x [Q]

37. Назовите семь основных физических величин.

38. Как называются официально утвержденные в качестве исходного для страны первичный или специальный эталоны?

39. Чем отличаются рабочие эталоны от рабочих средств измерения?

40. Что такое поверочная схема?

41. Какой закон выполняет роль фундамента нормативной базы метрологии?

42. Какая система стандартов является нормативной базой метрологии?
43. Перечислите три вида деятельности составляющие основу государственного метрологического контроля.

44. Поверке подлежит: а) представитель средств измерений (СИ); б) каждый экземпляр СИ, выпущенный из производства или ремонта, или находящийся в эксплуатации.

45. Средства измерений, используемые в учебном процессе, подлежат калибровке или поверке?

46. В чем принципиальное различие между понятиями «калибровка» и «поверка»?

47. Весы, используемые в магазине, подлежат калибровке или поверке?

48. В чем заключаются типичные нарушения метрологических правил в сфере рыночной торговли?

49. Решение ближайших проблем в развитии метрологии связано с пересмотром какого закона?

50. Какой нормативный документ в перспективе будет регламентировать проведение государственного метрологического надзора в области производства и применения конкретной продукции:

а) национальный стандарт на продукцию

б) стандарты национальной системы стандартизации

в) специальный технический регламент

г) Закон об обеспечении единства измерений

51. Какие принципиальные изменения предполагается внести в Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»?

52. Как называется документ, удостоверяющий соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

а) сертификат соответствия

б) патент

в) спецификация

г) декларация

53. Как называются (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании») работы по установлению тождественности характеристик продукции ее существенным признакам?

а) прослеживаемость продукции

б) идентификация продукции

в) техническое регулирование

г) подтверждение соответствия

54. В чем принципиальное различие между знаком соответствия и сертификатом соответствия?

55. В чем принципиальное различие между знаком соответствия и знаком обращения на рынке?

56. Выстройте в необходимой последовательности процедуры, проводимые при сертификации услуг: 1) выбор схемы сертификации услуг; 2) оценка соответствия услуг установленных требованиям; 3) принятие решение о возможности выдачи сертификата; 4) инспекционный контроль сертифицированных услуг; 5) подача заявки на сертификацию; 6) рассмотрение и принятие решения по заявке; 7) выдача сертификата

57. «Схема сертификации» и «порядок сертификации» – это синонимы?

58. Назовите наиболее жесткую схему сертификации как процедуру проверки.

59.Федеральным законом «О техническом регулировании» предусматривается обязательная сертификация услуг?

60.Какая процедура подтверждения соответствия может обеспечить организации сферы услуг конкурентное преимущество?

61. Какие виды услуг, с Вашей точки зрения, должны подлежать обязательной сертификации?

62. Какие из перечисленных ниже утверждений можно признать правильным?

а) ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 ориентированы только на потребителя без учета интересов других сторон

б) ГОСТ Р ИСО 9001-2001 учитывают только интересы потребителей, акционеров и государства.

в) ГОСТ Р ИСО 9001-2001 учитывают интересы потребителей, акционеров, владельцев, персонала и общества

г) ни одно из вышеперечисленных утверждений

63. На соответствие каким требованиям в настоящее время проверяется система менеджмента качества при ее сертификации?

а) Федерального закона «О техническом регулировании»

б) ГОСТ Р ИСО 9000-2001

в) ГОСТ Р ИСО 9001-2001

г) ни одному из перечисленных вариантов

64. Какая страна является лидером в развитии работ по сертификации систем менеджмента качества?

65. Как называется документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов: а) декларирование соответствия; б) декларация о соответствии; в) стандарт; г) патент?

66. Возможно ли принятие декларации с участием третьей стороны?

67. В перспективе какая форма обязательного подтверждения будет преобладать сертификация или декларирование?

68. Что понимается под аккредитацией?

а) официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия

б) форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов

в) установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам

69. Почему документы, выдаваемые российскими органами по оценке соответствия, не всегда признаются за рубежом?

70. Приведите примеры международно-признанных органов по аккредитации.

71. Какой документ регламентирует порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением национальных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией применительно к конкретной группе товаров:

а) национальный стандарт

б) специальный технический регламент

в) общий технический регламент

г) Закон РФ «О защите прав потребителей»

д) ФЗ «О техническом регулировании»

72. Как часто (в плановом порядке) проводится государственный контроль и надзор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

73. Какие объекты подлежат проверке при проведении государственного контроля и надзора?

74. Почему за основу совершенствования отечественной системы оценки и подтверждения соответствия взята европейская модель?

75. Назовите восемь принципов, положенных в основу глобального подхода к проблеме совершенствования процедура оценки соответствия.

76. Как следует понимать требование «прозрачности систем оценки соответствия»?

77. Перечислите восемь направлений совершенствования отечественной практики оценки соответствия.

Приложение 1

Форма записи

Объект ТР Требования безопасности Форма оценки соответствия Орган надзора, оценивающий соблюдение требований ТР
       

Приложение 2

Форма записи

Категория НД Объект НД Требование к составу сырья Требования к качеству (значение норм) Требование к безопасности
ГОСТ Р        
ТУ        

7. Темы контрольных работ и методические указания

по их выполнению

Контрольные работы должны быть представлены в сроки, установленные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольные работы, не допускаются к сдаче экзамена.

Контрольная работа включает 15 тем. Выбор темы контрольной работы осуществляется по специальной таблице по первой букве фамилии студента:

Первая буква фамилии Тема контрольной работы Первая буква фамилии Тема контрольной работы
А, Б Р
В, Г, Д С
Е, Ж, З Т
И У, Ф, Х
К Ц, Ч
Л Ш, Щ, Э
М, Н Ю, Я
О, П    

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы.

Цель выполнения контрольной работы: закрепление теоретических знаний и умение применять полученные теоретические знания при решении конкретных практических заданий.

Требования к содержанию контрольной работы:

- творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить своё мнение по исследуемому вопросу;

- недопустимость механического переписывания материала учебника или лекций;

- подтверждение теоретических выводов практическим или статистическим материалом;

- цитирование первоисточников с ссылками на номер работы, указанный в списке используемой литературы, и страницу; наличие иллюстраций и таблиц.

Требования к оформлению контрольной работы:

- объём работы 20-24 страницы рукописного текста (ученическая тетрадь) или 10-15 страниц машинописного текста стандартного формата А4; на страницах работы необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя-рецензента;

- страницы работы нумеруются, титульный лист является первой страницей контрольной работы (номер страницы на титульном листе не проставляется); на 2-ой странице даётся план (содержание) работы; далее следуют наименования теоретических вопросов или практических заданий и ответы на них; все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы, каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, таблицы с заголовками должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылки на них;

- тексты цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской;

- в конце контрольной работы приводится список использованной литературы и иных источников информации в алфавитном порядке;

- рукописный текст должен быть написан разборчивым подчерком, без помарок; небрежность в изложении и оформлении не допускается.

Методические указания по выполнению контрольной работы:

- выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом рекомендованной литературы и других источников информации.

- ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены.

- решения практических заданий должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями (аргументами).

- Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдения требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с темой, указанной в таблице.

До начала сессии студент получает проверенную преподавателем контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «незачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену по соответствующей учебной дисциплине. Работа с оценкой «незачтено» должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.

Темы контрольных работ

Наши рекомендации