Дидактические игры в образовательном процессе
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр.
Детская игра | Дидактическая игра |
1) отсутствие принуждения, руководства со стороны взрослых | 1) предлагается и организуется учителем |
2) возникает спонтанно | 2) заранее планируется учителем |
3) цель игры — сама деятельность и получение удовольствия от нее | 3) цель игры — учебная (усвоение знаний, умений и т. д.) |
4) результат заранее не предполагается, игра заканчивается, когда наскучит детям | 4) результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут |
5) неограниченность во времени | 5) для игры на уроке отводится определенное время |
6) игра, как правило, не подчиняется четко фиксированным правилам | 6) обязательное соблюдение правил, составленных заранее |
7) игровая деятельность — основная, другие виды (познание, общение) являются сопутствующими | 7) учебно-познавательная деятельность доминирует во взаимосвязи с игровой |
8) неограниченность средств игры, дети используют в игре все | 8) средства игры продумываются и готовятся заранее |
При использовании дидактической игры в учебном процессе неизбежно встает вопрос, к какой категории педагогической науки ее можно отнести. По этому поводу у исследователей также еще не выработано единого мнения. В. С. Селиванов, основываясь на теоретических положениях К. Д. Ушинского, относит игровую деятельность к средствам педагогического процесса, наряду с другими видами деятельности — учением, трудом, общением. Г. К. Селевко характеризует дидактическую игру как метод обучения, способ передачи опыта старших поколений младшим. В. А. Ситаров называет игру методом и формой обучения.
Действительно, игра может выступать в процессе обучения и как метод, и как средство, и как форма. В частности, она может использоваться в качестве основного способа взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой в процессе обучения, как это предполагается, например, методикой интенсивного обучения иностранному языку, где весь процесс обучения происходит в ролевой игре. В данном случае игра выступает в качестве основного метода обучения.
…Игру можно рассматривать как метод обучения в том случае, если она является способом организации познавательной деятельности школьника, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, а также способом взаимодействия школьников с природной и общественной средой (Б. Т. Лихачев). Дидактическая игра органично вписывается в общую систему дидактических методов. Она может включать в себя целый ряд других методов обучения, выступающих в ее структуре в качестве методических приемов: объяснение, дискуссию, рассказ и др.
...Дидактическая игра превращается в метод обучения при следующих условиях:
• наполнение технологии игры определенным содержанием;
• придание содержанию игры дидактического смысла;
• наличие мотивации учащихся;
• установление дидактических связей с другими методами.
Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в результаты. Эта способность заключена в переносе основных видов деятельности личности в условные игровые ситуации где происходит накопление, актуализация и коррекция знаний, умений и навыков, опыта личности. Как средство игра используется многими учителями при традиционной организации обучения с целью создания мотивации познавательной деятельности. Например, опрос в младших классах может проводиться от лица Незнайки, которому ученики объясняют все изученный материал.
И, наконец, игра может использоваться в качестве формы обучения, заменяя собой традиционный урок. Например, урок- сказка может включать в себя целый ряд разнообразных игр (инсценировку, соревнование, отгадывание кроссворда и т. п.), наряду с традиционными методами и приемами обучения (рассказ, объяснение, практическая работа и т. д.).
Игра представляет собой систему, в которой все ее компоненты взаимосвязаны. Эффективность ее применения зависит от опоры педагога на закономерности и принципы игры, которые являются ее логическим основанием…
Анализ специальной литературы позволяет выделить следующие наиболее общие закономерности дидактической игры:
1. Воспитывающий характер дидактической игры. Всякий акт деятельности преподавания независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также независимо от изучаемого содержания, оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние.
2. Целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого объекта. Без взаимодействия обучения в дидактической игре не бывает. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным, но оно есть. Даже если ученик сам подбирает литературу для решения учебной задачи, знакомится с ней дома, то и в этом сказывается взаимодействие, потому что учебную задачу поставил учитель в соответствии со своим замыслом, потому что рекомендованные книги заменяют и представляют учителя. Если нет целенаправленного взаимодействия, может идти речь о самообразовании, стихийном познании в процессе игры или общения, но не об обучении.
3. Активная деятельность учащихся при усвоении ими новых общих способов деятельности в дидактической игре. Чем больше и разностороннее обеспечивается интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности — репродуктивном, продуктивном или творческом.
4. Соответствие целей ученика целям учителя, который должен учитывать способы усвоения изучаемого содержания учащимися.
5. Закономерность свободной коммуникации. При участии в игре все учащиеся руководствуются едиными и понятными им правилами игры.
6. Закономерность единства цели выражает стремление всех игроков к достижению наилучшего конечного результата.
7. Закономерность постоянного действия (движения) выражается в необходимости, последовательности и очередности игровых действий.
8. Закономерность материального равенства проявляется в том, что все игроки в исходный момент игры имеют эквивалентные материальные возможности в предметах и средствах игры.
9. Закономерность цикличности означает непременный возврат игроков и предметов игры к исходному состоянию после фиксации педагогом полученного результата в момент достижения цели.
10. Закономерность ограничения свободы действий проявляется в том, что во всех интеллектуальных играх за нарушение правил, условий учитель обязан применять строгие санкции к любому игроку, вплоть до прекращения игры и аннулирования результатов.
Из перечисленных закономерностей вытекают принципы дидактической игры, выполнение которых детерминирует ее эффективность.
Теоретики игры называют следующие принципы:
1) активности играющих школьников. Это основной принцип игровой деятельности, предусматривающий активное проявление интеллектуальных и физических возможностей школьника как при подготовке к игре, так и в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;
2) эмоциональности дидактической игры, которая проявляется в сильном воздействии игры на учащихся, что, в свою очередь, является одной из основных причин их самостоятельных побуждений к участию в игре или наблюдению за ее ходом;
3) индивидуальной направленности игры. Этот принцип отражает сугубо личное отношение школьника к игре, в которой, наряду с интеллектуальными, развиваются те или иные его качества, имеющие вполне определенную ценность для учащегося;
4) коллективности, который отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах в условиях ролевого взаимодействия, где каждый школьник представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, в основе которой лежит коллективная деятельность интеллектуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;
5) целеустремленности, который подчеркивает, что личные цели отдельного играющего должны совпадать с общими целями команды;
6) результативности, отражающий осознание итогов дидактической игры как конкретных достижений школьника в усвоении новых способов учебной деятельности;
7) развития игровой динамики, реализующийся через правила поддержания игровой атмосферы, который обозначает, что педагогу необходимо найти средства, которые заставили бы участников в вымышленных (игровых) условиях переживать реальные чувства (радость, сомнение, сопереживание, гордость и др.), то есть это — поддержание реальных чувств игроков;
8) взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, который обеспечивает двуплановость игры. Совершение реальных учебных действий в игровых условиях приводит к переносу основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
9) перехода от простейших игр к сложным игровым формам, который выражается в постепенном углублении содержания игровых заданий и правил, в переходе от подражательных игр к ролевым и деловым, от локальных игр к играм-комплексам.
ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Целесообразность использования дидактической игры зависит от того, какие задачи ставит учитель, организуя процесс обучения. Конечно, игра обладает чрезвычайной привлекательностью для учащихся, но ее возможности все же ограничены. Традиционные формы и методы обучения превосходят по своей эффективности игру на таких этапах обучения, как сообщение учащимся систематических знаний, контроль усвоения знаний. Тем не менее, и на этих этапах дидактическая игра может использоваться как вспомогательное средство, «выполняющее мотивационную функцию в процессуальном (психологическом) плане и иллюстративную в содержательном (предметном) плане. Основные же педагогические возможности дидактической игры связаны с формированием у учащихся опыта деятельности и ценностных отношений, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения.
Чтобы представить себе все возможности дидактической игры, весь ее потенциал, есть смысл подробнее рассмотреть функции, которые она реализует в учебном процессе.
Образовательная функция обозначает получение учеником новых знаний по изучаемому предмету, информации более широкого плана об окружающем мире, о нормах отношений между людьми. Во все времена с помощью игры дети постигали опыт старших поколений, культуру своего народа. Дидактическая игра позволяет учащимся глубже понять изучаемые явления. Если игра не содержит новой информации для учащихся, построена только на том, что они уже давно знают, то она им неинтересна, так как не требует мобилизации интеллектуальных сил, не создает экстремальных условий, в которых знания становятся личным достоянием учащихся. В игре, особенно у взрослых, формируются умения сознательно использовать свои знания, свой опыт для решения поставленных задач…
Воспитательная — одна из важнейших функций игры. В игре ребенок учится различать добро и зло, правду и ложь. В ней он приобретает высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для него нормой, его актуальным (по терминологии J1. С. Выготского) уровнем. В игре ребенок как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. В этом действии он не ощущает себя объектом воздействия воспитателей, он сам стремится к преодолению трудностей, сам ставит задачи и решает их. Важный аспект дидактической игры — это формирование отношений к явлениям окружающего мира, к фактам истории, к другим людям, к себе и взятым на себя обязательствам. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Развивающая функция обусловлена тем, что в основе игровой деятельности лежит, по мнению психологов, интрогенное поведение, то есть поведение, обусловленное внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью (Д. И. Узнадзе). Психологической опорой игровой деятельности является переживание чувства собственного свободного выбора, поэтому игра и доставляет удовольствие, а само обучение становится ненасильственным, а значит, и более привлекательным для учеников. Кроме того, игра требует проявления воли, настойчивости, концентрации внимания в преодолении трудностей, заложенных в содержании и правилах игры. По мнению Ш. А. Амонашвили, в процессе игры ребенок, школьник как бы преодолевает свои индивидуальные пределы, в этом и есть развитие.
Н. В. Галкина указывает, что в игре происходит активизация рефлексии, в результате чего учащийся делает собственную деятельность объектом своего воздействия, совершенствуя или заново выстраивая ее. В этой ситуации достижение цели развития соприкасается с процессом саморазвития и в конечном счете включается в него. Автор выделяет следующие основные моменты игры, способствующие возникновению рефлексивного анализа:
а) в игре можно создать психолого-педагогические условия свободы, проблемности задания, тем самым заставляя ученика самостоятельно осваивать учебный материал;
б) игра обеспечивает «разыгрывание» разнообразных ролей, смену позиций игроков и в то же время — отстраненную позицию участника по отношению к деятельности партнеров по игре и по отношению к своей собственной деятельности;
в) при игровом обучении становится возможной организация коллективного обсуждения вариантов решения проблемного задания, предложенных отдельными игровыми группами, при этом участники анализируют не только свою точку зрения, но и позиции партнеров.
Функция эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника называется многими исследователями ведущей функцией дидактической игры. В психологическом значении стимул — это «побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами и т. д.». Стимул, в свою очередь, может превращаться в мотив. Смысл этой функции заключается в том, что дидактическая игра в качестве эмоционально-ценностного стимула поддерживает и закрепляет смыслообразующий мотив полимотивированной деятельности учения, то есть не только «обязан», но и «хочу». Это способствует формированию общественно ценностного мотива учения.
Дидактическая игра выполняет функцию оптимизации учебного процесса, так как повышает эффективность применяемого учителем организационно-методического инструментария, обеспечивает эмоционально-ценностное «наполнение» содержания, форм и методов обучения. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника (особенно начиная с подросткового возраста) к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанном на выполнении нормативных требований.
В игре можно выделить и функцию самореализации личности, так как игра — «это полигон человеческой практики» (С. А. Шмаков). В игре ее участник реализует свои намерения, желания, осуществляет выстроенный им самим план действий, поэтому игра привлекательна для него в качестве сферы реализации себя как личности.
С педагогической точки зрения очень важной является диагностическая функция игры. Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека потому, что индивид ведет себя в игре на максимальном уровне проявлений физических сил, интеллекта, творчества. Во-первых, игра может служить средством выяснения тех объективных отношений, в которых ребенок живет, так как в игре он воспроизводит отношения окружающих его взрослых и шире — всего его социального окружения. Во-вторых, вступая в реальные отношения с другими играющими, школьник проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (стремление командовать, застенчивость, ответственность или, наоборот, небрежность при выполнении игрового задания и т. д.). Причем, в этом плане взрослые участники игры ничуть не отличаются от детей.
С помощью игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков; уровень знаний и умений; характер взаимоотношений в коллективе; интересы детей и др. Диагностичность игры важна и для самого школьника, так как позволяет ему провести самодиагностику, то есть узнать свои возможности, отношение к себе одноклассников, свое место в коллективе.
Коммуникативную функцию игры Г. К. Селевко называет освоением диалектики общения. Игры, включающие ролевую деятельность, формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации, умения и навыки межличностного взаимодействия. Дидактическая игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учит разнообразию эмоций восприятия всего существующего в жизни, в огромной гамме чувствования (С. А. Шмаков). Школьник учится в игре сенсибилизации, готовится и «созревает» для решения различных жизненных проблем. В сравнении с обычными дидактическими приемами на учебных занятиях, неигровыми формами общения в дидактической игре наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязательности. Обусловлено это тем, что игра имеет ближайшее отношение к потребностной сфере, в ней происходит исполнение желаний ребенка.
Если судить объективно, то игра привлекает к себе внимание прежде всего своей развлекательной функцией, которая «связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности <...>. Развлечение в играх — это поиск».
Также доступна педагогу реализация коррекционной функции игры, то есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Играя, дети успешно устраняют такие негативные проявления, как непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомленность, застенчивость, конфликтность, агрессивность, капризность, которые порождают несовместимость в общении детей, разрушают внутриколлективные отношения. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий.
Можно выделить и профориентационную функцию игры, которая заключается в том, что игра знакомит детей с различными приемами труда, дает представление о профессиях. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному им. Переходя постепенно от игровых форм деятельности к неигровым, учащиеся готовятся к будущей трудовой деятельности.