Тема № 6. Адаптация студента в вузе как педагогическая проблема
План:
1. Понятие об адаптации студента к условиям обучения в
вузе, ее общая характеристика.
2. Содержание и проблемы дидактической адаптации
студента.
3. Содержание и трудности социально-психологической
адаптации студента.
4. Характеристика проблем профессиональной адаптации
студента.
Вопрос № 1
С.М.Годник, один из известных исследователей проблемы
преемственности средней и высшей школы, справедливо обратил внимание на принципиальное
различие понятия «студент» в социологической и психолого-педагогической
литературе: « Для социолога студент – это представитель определенной социальной
группы, для педагога – это объект (субъект) учебно-воспитательного процесса
вуза и прежде всего конкретного курса. Поэтому вузовскому педагогу важно знать
не только общие характеристики студента, но и его особенности на каждом курсе».
Характерной особенностью жизнедеятельности студентов 1-2 курсов вузов является
процесс адаптации к вузу, представляющей собой психолого-педагогическую
проблему, требующую эффективного решения.
Под адаптацией студента следует понимать процесс
приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса, в
результате чего он становится субъектом новых видов деятельности и отношений и,
следовательно, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций.
Это приобщение студента к новым условиям вузовской среды, к новым видам деятельности.
В ее основе лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями
новой среды и готовность личности к ним на основе предшествующего опыта.
Разрешение данных противоречий путем перестройки деятельности и поведения
личности, а также регулирующего влияния объективных факторов обусловливает
динамику процесса обучения, показателями которой выступают качественные изменения
в структуре личности и моделях ее поведения в новой ситуации. Речь идет о
приспособлении студента к условиям учебного процесса и окружения «без ощущения
внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».
Чем порождена адаптивная ситуация? Во-первых, новизной
самой деятельности и условий, в которых она протекает, новизной цели обучения.
Во-вторых, новизной среды ближайшего социального окружения. В-третьих, для
сельских школьников новизной более широкой социальной среды. Адаптация
первокурсников главным образом сводится к преодолению трудностей, связанных с
новой организацией обучения, большим объемом самостоятельной работы, с
вузовской общественной деятельностью и бытовыми условиями. Чтобы выполнить
уверенно требования, предъявляемые новой средой, обретая при этом жизненную
устойчивость, личности необходимо осмыслить возможные ответы на вопросы:
- что от меня требуется и что я должен делать?
- для чего я должен это делать и как это соотносится с
моими жизненными перспективами?
- как я должен действовать, чтобы достичь цели?
Взаимосвязанная суть этих ответов есть логический,
ценностный фундамент образования новой личностной позиции.
Адаптация – не есть простое приспособление к новым
условиям, а сложный, противоречивый процесс, включающий момент активности личности
и сопровождается определенными сдвигами в ее структуре. Важнейшим педагогическим
условием эффективной адаптации личности является формирование определенных
способов поведения, позволяющих ей справляться с адаптационными трудностями и
успешно овладевать новой деятельностью.
В психолого-педагогической научной литературе
существуют различные точки зрения относительно видов адаптации студентов
(А.Г.Мороз, Н.В.Бачманова, С.М.Годник, П.А.Просецкий, Д.А.Андреева,
В.Т.Хорошко, Л.С.Шубина и др.). Анализ многочисленных исследований проблемы адаптации
студентов вузов позволил выделить три ведущих вида адаптации, а именно:
1)
социально-психологическая
адаптация;
2)
дидактическая
адаптация;
3)
профессиональная
адаптация.
Для современного студента адаптация к вузу продолжается
в основном 2 года. Полно судить о преодолении адаптационного барьера можно по
характеру деятельности студентов и ее результатам. Если к 3 курсу мы наблюдаем
активную деятельность студента, выраженную в целеустремленном, систематическом
труде при достаточно высоких показателях – налицо полное преодоление
адаптационного барьера.
Задача управления процессом адаптации студентов
младших курсов заключается в том, чтобы помочь последним адаптироваться в новых
условиях, выработать активно-положительное отношение к будущей профессии,
скорее войти в ритм учебной и учебно-профессиональной деятельности. Следовательно,
для эффективного управления процессом адаптации преподавателю необходимо
владение комплексом знаний о сущности и механизмах адаптационных процессов; факторах,
способствующих или препятствующих адаптации; особенностях проведения
учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов.
Вопрос № 2
Дидактическая адаптация представляет собой процесс
приспособления студента к новой системе обучения, его содержанию, методам и
формам.
Адаптивная дидактическая ситуация вызвана новизной
содержания и условий обучения в вузе, необходимостью освоить новые формы,
методы и приемы учебной деятельности студента, в основном носящих
самостоятельный характер. К основным дидактическим трудностям первого года
обучения, по мнению студентов, относятся: «большая учебная нагрузка»; «неумение
планировать рабочий день»; «сложность учебного материала»; «неумение конспектировать
научную литературу»; «контакт с преподавателями» и др.
В содержание работы преподавателей по содействию
скорейшей дидактической адаптации студентов первого курса входит: организация
встреч студентов с преподавателями
факультета и кафедры, студентами-активистами старших курсов; работа кураторов
студенческих групп по ознакомлению студентов с системой обучения в вузе;
включение в лекционные курсы по всем дисциплинам вводной темы по ознакомлению с
особенностями учебной работы студента; обмен опытом работы преподавателей
младших курсов по дидактической адаптации студентов; четкая организация СРС и ее контроль и др.
Вопрос № 3
Социально-психологическая адаптация студента
представляет собой процесс вхождения в новый коллектив, принятие установок,
норм и ценностей. Для первокурсников, впервые приехавших из сельской местности
в большой город, данный вид адаптации усугубляется необходимостью
приспособления к городскому образу жизни, к проживанию в общежитии и
выстраивания отношений со студентами не только своей группы, но и студентами,
проживающими совместно с ними в общежитии. Трудности социально-психологической
адаптации студентов обусловлены новизной социального окружения, потерей привычного
коллектива, родных и друзей, отсутствием дружного и сплоченного коллектива
студенческой группы. Результатами влияния этих проблем и трудностей могут
служить негативные переживания (растерянность, чувство одиночества, ощущение
ненужности, покинутости, тоска по дому) и настроения.
В качестве мер
по ускорению социально-психологической адаптации студентов младших курсов
используются мероприятия по сплочению группы; экскурсии по городу и учебному заведению;
содействие в организации быта студентов 1 курса, проживающих в общежитии;
шефство старшекурсников; установление со студенческими группами по вертикали и горизонтали; вовлечение
первокурсников в общественную жизнь факультета, университета и др.
Вопрос № 4
Профессиональная адаптация студента представляет собой
вхождение в профессию, овладение ценностями и нормами будущей профессиональной
деятельности.
Юность – пора профессионального самоанализа и
самооценки, которая осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным
«Я». Но первое – не выверено, а второе – всесторонне не оценено. Данное
неразрешенное противоречие часто ведет к внутренней неуверенности личности,
которая выражается в чувстве непонятости или комплекса неполноценности, а у
других – в форме внешней развязности и напускного равнодушия к происходящему.
К трудностям профессиональной адаптации студента
относятся: неясное представление о своем профессиональном будущем; неумение
провести правильную профессиональную самооценку; непонимание логики
профессионального становления; неумение видеть профессиональную направленность
учебного процесса.
Формами и методами управления процессом
профессиональной адаптации студентов младших курсов служат: разъяснительное знакомство студентов с целью и
содержанием основной образовательной программы, учебным планом; ознакомление
студентов с целью, содержанием и организацией учебного и воспитательного
процессов в вузе; усиление профессиональной направленности читаемых дисциплин; индивидуальная
работа по разъяснению личной значимости учения на факультете по данной
специальности; коррекция и совершенствование представлений студента о будущей
профессии; развитие нового для студентов самосознания, основанного на осознании
себя субъектом профессиональной деятельности; формирование устойчивого
положительного отношения к профессии.