Глава vi. уголовно-исполнительное законодательство

§ 1. Понятие, содержание, формы и задачи

уголовно-исполнительного законодательства

Уголовно-исполнительное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Формы (источники) уголовно-исполнительного законодательства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации, что означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральном ведении.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает принятие иных федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказаний.

Так, в ст. 182, 183 УИК РФ предусматривается принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.

Законы, как действующие, так и подлежащие принятию, образуют отрасль законодательства, которая регулирует исполнение наказания, составляют первую группу нормативных правовых актов.

Подзаконные нормативные акты в сфере исполнения наказаний можно подразделить на две категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" <1> предоставили Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 199.

Уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина и об обращении с осужденными.

Международные договоры имеют приоритет перед уголовно-исполнительным законодательством, если в них установлены иные правила исполнения уголовных наказаний.

Данное положение касается двусторонних договоров России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами этих государств. В ч. 2 ст. 3 УИК РФ определяется, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России, то применяются правила международного договора.

Однако следует иметь в виду, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает рекомендации (декларации) международных организаций и международных договоров РФ, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Указанное положение закреплено в ч. 1 и 4 ст. 3 УИК РФ.

Основным нормативным актом уголовно-исполнительного законодательства является УИК РФ, который регулирует исполнение всех видов наказаний. В нем сформулированы цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, определена система принципов данной отрасли законодательства, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепил систему исполнения наказаний, систему контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, предусмотрел контроль органов государственной власти России и ее субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный и судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, а также общественный контроль.

Система исполнения наказаний включает порядок и условия исполнения наказаний; правовой статус осужденных и администрации учреждений и органов, исполняющих наказания: порядок применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их реализации.

Часть 1 ст. 6 УИК РФ устанавливает порядок применения норм уголовно-исполнительного права в пространстве. Уголовно-исполнительное законодательство России применяется на всей территории страны. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами РФ (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК РФ), не могут применяться на его территории как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.

Правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени определены в ч. 2 ст. 6 УИК РФ.

В соответствии с названной статьей УИК РФ исполнение наказаний и оказание помощи освобожденным лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Нормы уголовно-исполнительного закона вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующим постановлением, определяющим порядок введения его в действие.

Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.

Часть 1 ст. 1 УИК РФ в качестве целей уголовно-исполнительного законодательства определяет исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Сравнение с ч. 2 ст. 43 УК РФ, в которой определены цели наказания, и ч. 1 ст. 1 УИК РФ показывает, что они в целом совпадают. В этом проявляется единство и взаимосвязь названных отраслей законодательства, базовый характер уголовного законодательства, устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным законом.

Глобальным целеполаганием указанной отрасли права определено исправление осужденных. Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались лишь в теории исправительной педагогики.

Однако нельзя отрицать, что наказание устрашает, и, очевидно, элементы устрашения входят в механизм общей превенции и выражают кару как цель наказания.

Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденных как цель наказания реализуется путем применения к ним предусмотренных УИК РФ профилактических мер (охрана и надзор за осужденными - ч. 1 ст. 82, оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, применение мер поощрения и взыскания и т.д. - ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы.

Достижение указанной цели предполагает интенсивность и разнообразие мер, применяемых к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых преступлений. В частности, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный срок и особенно при пожизненном лишении свободы предусматриваются строгая изоляция от общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение социальных связей осужденных.

Осуществление целей уголовно-исполнительного законодательства достигается путем постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач, определенных ч. 2 ст. 1 УИК РФ. Задачи уголовно-исполнительного законодательства охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации применения наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений, возникающих в данной сфере.

Определение средств исправления осужденных закрепляется в конкретной норме закона. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового и специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации.

В гл. 2 УИК РФ, посвященной правовому статусу осужденных, определены их правовое положение, основные обязанности и права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК РФ, регламентирующих порядок и условия отбывания отдельных видов наказания, урегулирован специальный статус осужденных.

Оказание осужденным помощи в социальной адаптации преследует цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними. Данная задача реализуется путем оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (гл. 22 УИК РФ). В ней определяется правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.

§ 2. Нормы уголовно-исполнительного права

Регулирование правоотношений осуществляется с помощью норм права. Соответственно, регулирование уголовно-исполнительных правоотношений производится с помощью норм уголовно-исполнительного права.

Будучи регулятором общественных отношений, складывающихся вследствие исполнения уголовных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия этих наказаний и тем самым регулируют процесс исправительного воздействия.

Фактически нормы уголовно-исполнительного права регулируют поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Но следует заметить, что их поведение определяется не только нормами уголовно-исполнительного права. Так, управление исправительными учреждениями регулируется нормами административного права, договорные отношения - нормами гражданского права, отношения, складывающиеся при совершении осужденным нового преступления, определяются нормами уголовного и уголовно-процессуального права.

Регулирование поведения субъектов производится путем установления их прав и обязанностей.

Нормы уголовно-исполнительного права, во-первых, устанавливают ограничения в использовании общих прав граждан, во-вторых, предусматривают специфические права и обязанности осужденных.

Норма уголовно-исполнительного права - это установленное государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики и выраженное в соответствующих юридических актах общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые складываются в процессе исполнения уголовного наказания, т.е. норма уголовно-исполнительного права представляет собой правило поведения в области исполнения уголовных наказаний.

По структуре правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это условие, при наличии которого данная норма может применяться.

Диспозиция - само правило поведения, выражающееся в наделении субъектов правами и корреспондирующими с этими правами обязанностями.

Санкция - это предусмотренное нормой неблагоприятное последствие за ее нарушение.

Нормы уголовно-исполнительного права имеют некоторые особенности. В уголовно-исполнительном законодательстве практически нет норм, имеющих все три элемента в чистом виде. В тексте большинства норм уголовно-исполнительного законодательства почти невозможно найти гипотезу. Она обычно лишь подразумевается, и в общем виде ее можно представить так: "Если лицо осуждено к лишению свободы, исправительным работам, штрафу и т.д., то...".

Но она может быть выражена и в самой норме. Например, в ч. 2 ст. 120 УИК РФ гипотезой нормы, в соответствии с которой осужденный может быть переведен на облегченные условия содержания, будут слова: "При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду, по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях...".

Как правило, нормы уголовно-исполнительного права состоят из диспозиции. Иногда часть диспозиции выносится за пределы нормативных актов, например в приложение к нормативным актам.

Санкция уголовно-исполнительной нормы может носить дисциплинарный характер или реализовываться в материальной ответственности. Она может заключаться в изменении условий содержания осужденного, например в виде перевода осужденного из колонии-поселения в исправительную колонию, из исправительной колонии - в тюрьму.

В санкции определяются последствия нарушения установленных нормой правил поведения осужденного. При этом санкция нормы уголовно-исполнительного права, в отличие от нормы уголовного права, может находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяться за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ.

Хотя нормы уголовно-исполнительного права имеют указанную трехчленную структуру, однако не все они имеют и гипотезу, и диспозицию, и санкцию. Часто они располагаются в разных статьях закона. Более того, могут быть нормы, не имеющие ни одного из этих трех элементов. Это нормы, формулирующие общие положения, задачи уголовно-исполнительного законодательства, и др.

Наши рекомендации