Особенности монологического высказывания

Монологические выступления могут быть заранее подготовленными (доклад, сообщение, отчет) или импровизированными (ответы на вопросы, обсуждение проблемы).

Чтобы говорить убедительно в любой ситуации, необходимо определить цель высказывания, которая соответствует аудитории, ситуации.

Основные характеристики хорошего выступления:

- определение цели выступления (проинформировать, убедить, развлечь);

- четкое представление о теме, основной мысли и построении высказывания;

- содержательность и ясность высказывания.

Характеристика этапов монологической речи

Этап Задачи Приемы Возможные ошибки
Введение (вступление) Завоевать внимание,вызвать любопытство. Подвести к основному содержанию. Создать настроение, доброжелательную атмосферу. -Поведать интересную историю; -задать вопрос; - начать с иллюстрации или цитаты; - рассказать об удивительных фактах; - связать тему с интересами слушателей. - Не оправдываться («Я не готов», «Я не уверен»); - не затягивать выступление.
Развитие главной темы(основная часть) Поддержать интерес к теме, донести основную мысль до слушателей согласно цели -Использовать главные аргументы; - пользоваться обращениями к слушателям; - задавать риторические вопросы; - приводить яркие примеры. - Нельзя путаться в аргументах; - нельзя давать голословные утверждения; - нельзя слишком долго останавливаться на деталях и примерах.
Заключение (обобщение основных идей, подведение итогов) Закрепить интерес к теме и свои результаты -Искренний комплимент слушателям; - использование поэтического текста или цитаты; - кульминация (высшая точка) эмоционального накала; - предложение задать вопросы. Не обрывать выступление; Не говорить фраз типа «Это все, что я хотел сказать»

В основной части выступления для доказательства главной идеи (тезисов) используются аргументы –доводы, подтверждающие их правильность.

Структура аргумента

Тема (тезис)
Аргумент 1
Аргумент 2
Аргумент3

Каждый аргумент должен быть доказан, т.е. приведено доказательство/ объяснение того, почему аргумент доказывает тезис. В подтверждение доказательства могут быть приведены примеры(факты, цитаты), однако аргумент может быть доказан и без примеров. Количество аргументов не регламентируется. Если аргументов очень много, скорее всего их можно объединить. При выступлении слушателям трудно воспринять большое количество аргументов. То же относится и к примерам: для доказательства некоторых аргументов можно привести множество примеров, но не все из них будут восприняты, т.к. слушатели просто устанут. Если аргумент всего один, скорее всего, вам будет трудно убедить собеседников в своей правоте. То же относится и к примерам: не стоит перегружать ими речь, но и отсутствие примеров может показаться (и покажется!) странным – собеседник может заподозрить вас в том, что вы не готовы представлять информацию.

Для хорошего выступления требуется хорошая информация. В своей речи вы можете использовать факты и экспертные мнения. Факты – это сообщения, которые можно проверить. Экспертные мнения - это интерпретации фактов, сделанные квалифицированными и авторитетными людьми. В зависимости от темы и цели речи используйте статистические данные, цитаты, сравнения и противопоставления. Во время выступления ссылайтесь на источники информации.

Выступление будет эффективно при соблюдении определенных правил оформления, структурирования содержания.

Правило рамки

Суть правила рамки состоит в том, что начало и конец любого делового разговора должны быть четко очерчены.

В начале, как правило, сообщаются цели и намерения, перспективы и ожидания, возможные результаты, а в конце должны быть подведены итоги, сделаны выводы по поводу реализованных или нереализованных надежд и ожиданий.

Это способствует не только лучшему пониманию и восприятию информации, но и запоминанию, так как существует психологический феномен, которым блестяще пользуются многие знаменитые ораторы: люди запоминают лучше всего начало и конец, причем начало способствует возникновению симпатии или неприязни и это, в свою очередь, влияет на слушание и доверие к партнеру.

В повседневном общении правило рамки достаточно часто нарушается. Зачастую, начав разговор по поводу одного намерения, собеседники забывают о нем и завершают разговор уже совсем по другому поводу. Именно поэтому деловое общение становится для многих неудовлетворительным: неизвестно о чем договорились, к какому результату пришли, зачем начали этот разговор, а главное – надо возвращаться к этой проблеме снова и снова и вновь затрачивать время.

Соблюдайте правило рамки, тогда запомнится именно то, что необходимо, то есть самое главное: цели, намерения, результаты и выводы.

Правило цепи

Если правило рамки направлено на «внешнее» оформление общения (чтобы у делового разговора обязательно имелись начало и конец), то правило цели касается содержания общения. Информация не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных сведений, разношерстных по форме и содержанию. Ее необходимо соответствующим образом выстроить, как бы соединяя сведения в цепь по каким – либо признакам.

1. Информационная цепочка может быть представлена как рассуждение: «во – первых», «во - вторых», «в -третьих» и т.п. 2. Сведения могут быть проранжированы. То есть сначала – сказать самое главное; затем – изложить основное, следующее по значимости, далее привести менее значимую информацию. 3. Может быть выстроена и логическая цепочка, например: «если это так, то напрашивается следующий вывод», «раз мы согласны с этим, следовательно, и это тоже верно».

Использование правила цепи позволяет не только упорядочить, связать, организовать содержание, но и облегчить собеседнику или партнеру восприятие, понимание и запоминание информации.

В монологической речи важно уметь коротко и ясно формулироватьсвои мысли.

Наши рекомендации