Виды лекций. Инновационные виды лекций
Лекция. Лекция выполняет следующие функции: информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую, развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), ориентирующую (в проблеме, в литературе), разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки), убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Можно выделить следующие виды лекций.
- По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
- По научному уровню: академические и популярные.
- По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
- По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.
Инновационные виды лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция – визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Лекция вдвоем (два преподавателя ведут лекцию). Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-пресс-конференция. Лекция-беседа (диалог с аудиторией).
Критерии оценки и требования к проведению лекционного занятия.
- Соответствие содержания лекции заявленной теме (отражение дидактических единиц учебной дисциплины, логичность, доказательность, аргументированность, информативность, научная актуальность)
- Соответствие структуры лекции рекомендуемой
- Уровень активизации студентов на занятии. Наличие «обратной связи» между преподавателем и студентами
- Уровень изложения материала лекции
- Мотивация к самостоятельному изучению студентами данной темы
- Ораторский аспект изложения материала лекции
- Наличие рабочей программы дисциплины, календарно-тематического плана, раздаточного материала у студентов
- Использование технических средств обучения
- Результативность лекции
- Процент посещаемости лекции студентами группы
Требования к проведению лекционного занятия
× Подготовка учебно-методического материала: рабочая учебная программа дисциплину; комплект контрольных заданий для проведения коллоквиумов, текущей, аттестации, тестирования и т.п.; комплект экзаменационных билетов или перечень контрольных вопросов
× для зачета; необходимые демонстрационные материалы, технические и мультимедийные средства представления материала.
× Обновление имеющиеся учебно-методических материалов с учетом современных достижений соответствующей отрасли знаний, до начала семестра.
× Соблюдение трудовой дисциплины в работе преподавателя – необходимое требование обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
× В случае возникновения объективной необходимости переноса занятий на другое время или в другую аудиторию, преподаватель обязан
× заблаговременно согласовать это изменение с заведующим кафедрой или его заместителем по учебной работе и отделом планирования учебного процесса университета.
× Не допускается отмена лекции.
× Преподаватель, проводящий лекционные занятия, обязан вести учет посещаемости студентов - по журналам групп.
× В случае неявки студентов на лекцию преподаватель обязан незамедлительно информировать отдел планирования учебного процесса
× УМУ и деканат о срыве занятий
Экзаменационный билет № 15