Лекция 1. Предмет информатики в школе
Содержание лекционного занятия:
1. Информатика как наука и как учебный предмет
2. История введения предмета информатика в отечественной школе.
3. Роль и место информатизации процесса обучения в школе.
4. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами
5. Взаимосвязи основных компонентов курса информатики и вычислительной техники
3. Информатика как наука и как учебный предмет
Информатика является очень молодой наукой - её появление и становление относится ко второй половине 20 века. Сам термин «информатика» в отечественной литературе используется сравнительно недавно и его толкование до сих пор нельзя считать устоявшимся и общепринятым. Это связано с терминологическими и понятийными трудностями введения понятия «информатика» и его производных понятий. Толковый словарь по информатике определяет её так: «Научная, техническая и технологическая дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных, в том числе с помощью компьютерной техники».
Технической основой современной информатики является микроэлектроника, новые полупроводниковые материалы, тонкопленочные технологии и нанотехнологии, линии и системы компьютерной связи.
Истоки информатики тесно связаны с математикой и кибернетикой. Особую роль при этом сыграли математическая логика и кибернетика, которая создала теоретические предпосылки для создания ЭВМ. Отцом кибернетики общепризнанно считают американского ученого Норберта Винера, который в 1948 году опубликовал книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». В отношении кибернетики в нашей стране были допущены грубейшие ошибки и извращения со стороны государства и идеологических органов коммунистической партии. Кибернетика была объявлена «буржуазной лженаукой», «продажной девкой империализма» (это клише газет и журналов тех времен). Ещё в 1954 году в «Кратком философском словаре» кибернетика характеризовалась как «реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма». Грубые ошибки из-за такой неверной идеологической оценки нанесли серьёзный вред науке, затормозили её развитие в нашей стране на многие годы, привели к существенному отставанию в развитии отечественных электронных вычислительных машин. Это отставание мы ощущаем и по настоящее время. Лишь огромные потребности в машинных расчетах для создания атомного оружия и ракетной техники вынудили отодвинуть в сторону идеологические догмы, предотвратили разгром кибернетической науки в нашей стране, позволили разрабатывать отечественные ЭВМ.
Интересна история слова «кибернетика». В начале 19 века французский физик Андре Ампер, известный из школьного курса физики по закону Ампера, создал единую классификацию всех наук, как существовавших в то время, так и тех гипотетических, которые, по его мнению, должны были бы существовать. Он предположил, что должна существовать и наука, изучающая искусство управления людьми. Эту несуществующую в то время науку Ампер назвал кибернетикой, взяв для наименования греческое слово «кибернети-кос» - искусный в управлении. В Древней Греции такого титула удостаивались лучшие мастера управления боевыми колесницами.
Кибернетика и информатика имеют много общего, основанного на концепции управления. Кибернетика исследует общие законы движения информации в произвольных системах, в частности, в тех аспектах, которые относятся к процессам управления. Информатика исследует общие закономерности движения информации в природе и в социальных системах. Если кибернетические принципы не зависят от частных реальных систем, то принципы информатики всегда находятся в тесной связи с функционированием реальных систем.
Объектом информатики (объект - это часть объективной реальности, подлежащая изучению) является то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий), т.е. объектом информатики являются информационные процессы в природе и обществе и информационные технологии.
Предметом информатики являются общие свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе. В более узком плане - это общие закономерности конкретных информационных технологий.
Сам термин «информатика» имеет французское происхождения, и был введен в широкий оборот в 60 - 70 годах 20 века как соединение двух французских слов «infor-matione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). В СССР в середине 20 века термин «информатика» связывали с обработкой научно-технической информации. Однако с середины 1970 годов термин получил другое толкование в работах академика А.П. Ершова «... как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации».
В англоязычных странах термину «Информатика» соответствуют термины «Computer Science» (наука о компьютерах) и «Information Science» (наука об информации).
Структура предметной области информатики включает в себя 4 раздела:
• теоретическая информатика,
• средства информатизации,
• информационные технологии,
• социальная информатика.
Школьная информатика обслуживает соответствующие проблемы преподавания информатики в школе. Она является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.
В последнее время некоторые ученые и методисты предлагают для обозначения школьной информатики ввести новый термин - «компьюторика», который частично соответствует переводу с английского термина «Computer Science». Однако он не получил распространения.
В структуре школьной информатики выделяют 4 раздела:
1) Программное или математическое обеспечение, которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.
2) Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.
3) Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно-коммуникационные технологии.
4) Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских кадров в современных условиях информатизации образования.
2. История введения предмета информатика в отечественной школе
Информатика была введена как обязательный учебный предмет во все средние школы СССР с 1 сентября 1985 года и получила название «Основы информатики и вычислительной техники», сокращенно ОИВТ. С 2004 года данный предмет называется «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или более сокращенно - «Информатика и ИКТ». Между возникновением информатики как самостоятельной науки и введением её в практику массовой общеобразовательной школы прошло очень мало времени - всего 10-15 лет, что является беспрецедентным случаем в истории педагогики. Поэтому определение содержания школьного курса информатики и в настоящее время является непростой задачей.
Вначале информатика преподавалась в двух последних старших классах - 9 и 10 (в те годы школа была десятилетней), а сейчас её изучают уже в начальной школе. Однако проникновение в учебные программы школ сведений из информатики началось значительно раньше -ещё на заре компьютерной эры были отдельные опыты изучения со школьниками элементов программирования и кибернетики. Можно выделить три основных этапа в истории отечественного образования в этой области:
• первый этап - с начала постройки первых советских ЭВМ и до введения в школе учебного предмета ОИВТ в 1985 году;
• второй - с 1985 по 1990 гг. до начала массового поступления в школы компьютерных классов;
• третий - с 1991 г. и по настоящее время.
1. На первом этапе в начале 1950 годов отдельные группы энтузиастов в НИИ и вузовских вычислительных центрах вели поисковые работы по обучению школьников началам программирования. Эти группы начали возникать в разных местах. Будущий академик А.П. Ершов руководил такой группой в конце 1950 годов в новосибирском Академгородке и впервые внедрил в практику версию школьной информатики. В начале 1960 годов стали открываться школы с математической специализацией, и для них были созданы первые официальные учебные программы по курсу программирования, ориентированных на учащихся средних школ. В этих специализированных школах предусматривалась профессиональная подготовка вычислите-лей-програм-мистов на базе общего среднего образования. Развитие сети таких школ привело к появлению специальных учебных пособий по системам программирования, а в журнале «Математика в школе» стали публиковаться материалы по обучению школьников программированию.
В середине 1960 годов в физико-математической школе при Саратовском государственном университете был развернут компьютерный класс на базе ЭВМ Урал 1 и Урал 2, а затем БЭСМ 4. Позднее в этой школе была установлена ЭВМ ЕС 1020. Школьники изучали программирование на языках Алгол 60 и Ассемблер (см. ИНФО, 1993, № 2, С.9).
В 1961 г. В.С. Леднев предпринял экспериментальное преподавание специально разработанного им курса для средней школы по общим основам кибернетики. Результатом этой работы стало официальное включение в середине 1970 годов курса «Основы кибернетики» (объём 140 часов) в число факультативных курсов для общеобразовательной средней школы. Значительная часть его содержания была посвящена информатике.
После школьной реформы 1966 года в учебные планы средней школы были введены новые формы учебной работы - факультативы. По математике и её приложениям было разработано три факультативных курса: «Программирование», «Вычислительная математика» и «Векторные пространства и линейное программирование». В то время эти курсы строились в условиях «безмашинного» обучения и не получили широкого распространения, что было связано как с неподготовленностью преподавателей, так и с отсутствием в школах материальной базы.
В начале 1970 годов начала развиваться система межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), в некоторых из которых стали возникать специализации по профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения вычислительной техники. С 1971 года такую подготовку в экспериментальном порядке начали в УПК Первомайского района г. Москвы на базе вычислительного центра Центрального НИИ комплексной автоматизации под методическим руководством С.И. Шварцбурда. Постепенно этот опыт стал распространяться по стране в тех местах, где были предприятия-шефы, которые обладали новейшими ЭВМ. В таких УПК стали успешно готовить школьников по специальностям: оператор ЭВМ, оператор устройств подготовки данных для ЭВМ, электромеханик по ремонту и обслуживанию внешних устройств ЭВМ, регулировщик электронной аппаратуры, программист-лаборант, оператор вычислительных работ. С появлением многотерминальных комплексов на базе малых ЭВМ, диалоговых вычислительных комплексов и персональных компьютеров в этих УПК произошло существенное изменение как содержания подготовки школьников по компьютерным специальностям, так и их перечня. В начале 1990 годов с развалом СССР УПК фактически исчезли как форма образовательной деятельности средней школы и сейчас работу продолжают лишь некоторые уцелевшие из них, где готовят, в основном, пользователей персонального компьютера и компьютерных дизайнеров.
Широкое распространение ЭВМ в конце 1960 годов привело к всё более возрастающему воздействию их на все стороны жизни людей. Ученые-педагоги и методисты ещё в то время обратили внимание на большое общеобразовательное влияние ЭВМ и программирования, как новой области человеческой деятельности, на содержание обучения в школе. Они указывали, что в основе программирования лежит понятие алгоритмизации, рассматриваемое как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Любая человеческая деятельность, процессы управления в различных системах сводятся к реализации определенных алгоритмов. Представления учащихся об алгоритмах, алгоритмических процессах и способах их описания неявно формируются при изучении многих школьных дисциплин и особенно математики. Но с появлением ЭВМ эти алгоритмические представления, умения и навыки стали получать самостоятельное значение, и постепенно были определены как новый элемент общей культуры современного человека. По этой причине они были включены в содержание общего школьного образования и получили название алгоритмической культуры учащихся.
Основными компонентами алгоритмической культуры являются:
• понятие алгоритма и его свойств;
• понятие языка описания алгоритма;
• уровень формализации описания;
• принцип дискретности (пошаговости) описания;
• принципы построения алгоритмов: блочности, ветвления, цикличности;
• выполнение (обоснование) алгоритма;
• организация данных.
Формирование алгоритмической культуры предполагалось осуществлять средствами различных школьных предметов, однако, в середине 1970 годов только в учебник по алгебре для 8 класса был включен раздел «Алгоритмы и элементы программирования», который потом был исключен. Тем не менее, идея глубокого влияния программирования и алгоритмизации на содержание и процесс обучения дала толчок развитию школьной дидактики в этом направлении перед началом эры компьютеризации.
В конце 1970 годов появились массовые и дешёвые программируемые микрокалькуляторы. После экспериментальной проверки решением Минпроса СССР они были введены в школьный учебный процесс. Быстро появились методические разработки, которые позволили обеспечить массовое обучение школьников программированию на микрокалькуляторах. Однако появление персональных компьютеров отодвинуло микрокалькуляторы в сторону.
Широкое распространение с конца 1970 годов микропро-
цессоров, малых ЭВМ, диалоговых многотерминальных
комплексов, а затем и персональных ЭВМ, которые начали
появляться и в школах, породило новую волну интереса к
проблеме внедрения программирования и ЭВМ в школу.
Лидировала в этом деле «сибирская группа школьной ин-
форматики» при отделе информатики ВЦ Сибирского от-
деления АН СССР под руководством академика А.П. Ершо-
ва. В начале 1980 годов Г.А. Звенигородским была создана
интегрированная система программирования
«Школьница» - первая отечественная программная система, специально ориентированная на школьный учебный процесс. Всё это создало предпосылки для последующего решения проблемы компьютеризации школьного образования.
2. Второй этап наступил в ходе реформы школы 1984
года, когда была объявлена задача введения информатики
и вычислительной техники в учебный процесс школы и
обеспечения всеобщей компьютерной грамотности моло-
дежи. В конце 1984 года ВЦ Сибирского отделения АН
СССР и НИИ СиМО АПН СССР развернули работы по созда-
нию программы нового для школы учебного предмета -
«Основы информатики и вычислительной техники», кото-
рый с 1 сентября 1985 года был введен как обязательный.
Одновременно в сжатые сроки были подготовлены проб-
ные учебные пособия для учащихся и для учителей. Тогда
же был учрежден новый научно-методический журнал
«Информатика и образование» (ИНФО), который и сейчас
остается исключительно важным для информатизации об-
разования. Журнал освещает организационные, техниче-
ские, социально-экономические, психолого-
педагогические и методические вопросы внедрения информатики и информационных технологий в образовательную сферу.
Введение информатики в школе в то время было достаточно революционным. В тех немногих западных странах, где в то время также вводили этот новый предмет, его воспринимали, в основном, в прикладном аспекте - для освоения информационных технологий. В нашей же стране он рассматривался в развивающем и формирующем аспектах, и на первый план выдвигалась его фундаментальная составляющая.
В летний период 1985 и 1986 годов была проведена массовая переподготовка учителей математики и физики на специальных курсах, а также начата регулярная подготовка учителей информатики на физматах пединститутов. В то время отечественные персональные ЭВМ в педагогических вузах были в очень ограниченном количестве, а подготовка учителей информатики не соответствовала требованиям преподавания нового предмета. Только в небольшой части ведущих вузов были установлены первые отечественные компьютерные классы, а также японские компьютеры «Ямаха». Перед электронной промышленностью страны была поставлена задача - в сжатые сроки развернуть массовое производство персональных компьютеров и компьютерных классов для оснащения школ. Эта задача была успешно выполнена - в конце 1980 - начале 1990 годов в школы стали массово поступать отечественные компьютерные классы с персональными ЭВМ типа «ДВК», «Корвет», «Микроша», «Агат», «Электроника» и др., что ознаменовало переход от «безмашинного» курса информатики к собственно «машинному».
3. Третий этап начался с поступлением в школы IBM совместимых персональных компьютеров и компьютерных классов производства киевского завода «Электронмаш», а также зарубежных. В середине 1990 годов в ряд школ России поставлялись также компьютерные классы, укомплектованные ПЭВМ «Макинтош» фирмы Apple.
Все эти качественные и количественные изменения в оснащении школ вычислительной техникой привели к существенному изменению содержания курса ОИВТ и наступлению современного этапа в истории отечественного образования по информатике. Произошёл пересмотр содержания курса, и ориентация значительной части методистов и учителей на подготовку пользователей персонального компьютера. В 1993 году была принята первая версия базисного учебного плана школы, в котором информатику предлагалось изучать с 7 класса за счёт часов вариативной части. Однако в базисном учебном плане 1998 года информатика была прописана уже в инвариантной части в составе образовательной области «Математика» как самостоятельный предмет в 10-11 классах, а за счёт вариативной части она могла изучаться с 7 класса. В это же время стала намечаться тенденция со стороны органов управления образованием « размазать» информатику по образовательным областям «Математика» и «Технология». Эту тенденцию заметили методисты и стали активно противодействовать попыткам расчленения информатики как самостоятельного предмета. Всё это привело к тому, что в базисном учебном плане 2004 года информатика включена как обязательный предмет с 3 класса, правда, как учебный модуль предмета «Технология» в 3 и 4 классах, и как отдельный предмет - с 5 класса. Такие «шараханья» директивных органов системы образования, конечно, не способствуют стабильности и повышению качества обучения по информатике, но отражают тенденции в подходах различных групп ученых, методистов и чиновников от системы народного образования.