Участие класса в общешкольных мероприятиях
Программа
Воспитания учащихся начальных классов
«Нравственное воспитание младших школьников в обществе»
Автор: Галимуллина Разина
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Цели воспитательной работы
1.2. Задачи воспитательной работы
1.3. Принципы воспитательной работы
1.4. Участники программы
2. Связь с общественностью
2.1. Участие класса в общешкольных мероприятиях
2.2. Связь с досуговыми предприятиями
3. Семья
3.1. Работа с родительским коллективом
3.
2. План работы с родительским коллективом
4. Работа с психологом
5. Нравственность.
5.1. Нравственное воспитание
5.2. Программа нравственных бесед
6 Прогнозируемый результат
Показатели результативности
7. Заключение
8. Приложения
9. Литература
Пояснительная записка
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит, вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегованравственность – это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей. К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». Младшему школьнику необходимо получить информацию о нормах поведения в современном обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей – одно из значимых направлений в современной педагогике.
Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в серьёзную общественно значимую деятельность – учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы вооружить учащихся знанием основ наук, сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Задача эта очень сложная и может быть решена в процессе всей учебно – воспитательной работы школы. Насколько будет успешно проведена работа, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь.
Наблюдения, проводимые за поведением детей, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подвели меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности учеников низкий. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Поэтому приоритетным направлением в новом учебном году стало воспитание нравственного поведения учащихся 1- 4 классов.
Программа воспитательной работы в начальных классах «Нравственное воспитание младших школьников в обществе» рассчитана на 4 года и является для меня документом, указывающим стратегию моей работы по воспитанию учащихся с 1 по 4 класс.
1.1. Главная цель воспитательной работы: создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.
1.2. Задачи воспитательной работы в 1- 4 классах на 2009-2013 уч.год:
1. Организовать работу по сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий).
2. Оказать помощь вновь прибывшим учащимся (адаптироваться в классном коллективе).
3. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
4. Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
5. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
6. Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
7. Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету, школе, проведение родительских собраний.
Данная программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.
1.3. Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принциповорганизации воспитательной работы в классе:
1. Принцип доступности.
2. Принцип активности.
3. Принцип системности.
4. Принцип сознательности.
5. Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога, родителей.
Участники программы
- классный руководитель – прежде всего, учит ученика, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах, выполняет ведущую роль в воспитании учащихся, организовывает и направляет воспитательный процесс в условиях класса;
- воспитатель ГПД – вместе с классным руководителем организовывает внутриклассные мероприятия, целью которых является всестороннее развитие ученика;
- родительский комитет – содействует школе в осуществлении воспитания и обучения детей. Совместная деятельность учителя, воспитателя и родительского комитета постепенно формирует у родителей чувство коллективной ответственности за обучение и воспитании детей, за их жизнь и дела;
- родители – создают условия для организации индивидуальной помощи в воспитании и обучении детей;
- школьное самоуправление – создает условия для проявления интереса к общественной жизни, спорту, воспитывает сознательную дисциплину, приучает детей вырабатывать совместные цели, доводить начатое до конца, критически оценивать результаты своей деятельности;
- досуговые центры района, села, общественные детские организации – содействуют работе школы в воспитании учащихся.
Связь с общественностью
Участие класса в общешкольных мероприятиях
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях, согласно годовому плану работы школы. Это позволит чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно – воспитательного процесса в школе, будет способствовать
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного руководителя как неотъемлемой части дружной и весёлой семьи, название которой – школа;
- формирование чувства коллективизма и гуманизма у школьника.