Новаторство чуковского. анализ сказки
Каждая сказка Чуковского имеет замкнутый, завершенный сюжет. Но все вместе они образуют своеобразный сказочный мир.
Звериное население сказок сильно разрослось благодаря представителям сказочной фауны русского фольклора. Вместе с экзотическими гиенами, страусами, слонами, жирафами, ягуарами, павианами, гиппопотамами, гориллами, львами, тиграми в сказках теперь живут лопоухие и косоглазые зайчишки, болтливые сороки, длинноногие журавли, добродушные, косолапые медведи, лупоглазые совы, хитроватые лисы, смелый комарик, муха-цокотуха и, конечно же, чудо-юдо рыба кит. Появились обычные домашние животные: коровы, бараны, козы, свиньи, утки, куры и кошки-приживалки.
Наблюдая детей, Чуковский подметил, что ребенок не воспринимает вещей самих по себе. Они существуют для него постольку, поскольку они движутся. Неподвижный предмет в сознании ребенка неотделим от неподвижного фона, как бы сливается с ним. Поэтому в сказках Чуковского самые статичные, косные, грузные, самые тяжелые на подъем вещи (в прямом и переносном смысле) стремительно двигаются по всем направлениям, порхают с легкостью мотылька, летят со скоростью стрелы, гудят как буря, так что мелькает и рябит в глазах, только успевай следить! Это увлекает и действительно заставляет следить за бурными вихрями, которые с первой строчки подхватывают и гонят вещи, например.
Русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков. Произведения для детей в стихах и прозе ("Мойдодыр", "Тараканище", "Айболит" и др.) построены в виде комической остросюжетной "игры" с назидательной целью "Муха-Цокотуха"- впервые вышла на детскую публику под названием «Мухина свадьба». Что может извлечь ребёнок из этой поэмы? Во-первых, как всегда в сказках, узнать о существовании добра и зла. Узнать о том, что зло наказуемо. Во-вторых, о том, что деньги не только зарабатываются, но и добываются более лёгкими способами. В-третьих, то, что найдено, можно потратить на всех, тогда Вселенная воздаст сполна не только весельем гостей, но и защитой от всяких неприятностей. А ещё сказку легко учить, значит, можно развивать память ребёнка.
Воп№27 западноевропейская литературная сказка 20-40гг 20в.
Воп№28 особенности поэтики повести-сказки А.Милна «Вини Пух и все все все»
Веселая сказка о Винни-Пухе – фейерверк радости и оптимизма. Она словно
не подчинена законам сказочного жанра. В ней нет драматических ситуаций,
борьбы Добра и Зла, она легка и улыбчата, а все приключения, происходящие с
игрушками Кристофера – персонажами этой сказки, - очень похожи на детские
игры. Милн, посмеиваясь, рисет характеры «героев», определяющие их
поведение, поступки. Писатель поселил мальчика и его медведя вместе с
другими героями-игрушками в сказочном Лесу. Герои не взрослеют, их возраст определен - по хронологии появления рядом с мальчиком. Кристоферу Робину – 6 лет, медведю – 5, Пятачку кажется,
что «ужасно много лет: может быть, три года, а может быть, даже четыре!» Неунывающий Пух готов всегда придти на помощь друзьям и одарить их своим оптимизмом. Наверное, за это Кристофер Робин любит «глупенького мишку» больше всех остальных игрушек.А вот и другой характер – писсемист ослик Иа-Иа, которому всегда грустно. Он понуро смотрит то на землю, то на свое отражение в воде. И все,
что он говорит, - ироническая пародия на пессимистов: «Теперь все понятно. Удивлятся не приходиться… Чего от них ждать!.. Я так и думал…Но всем наплевать. Никому дела нет. Душераздирающее зрелище…».Чуть иронично обрисован и Пятачок, который гордится своим предком, и осторожный Кролик, говорящий из норы, что «совсем, совсем никого нет дома», потому что нельзя пускать в нору кого попало. Смеется Милн и над ученой Совой, не очень-то умеющей даже писать, но
боящейся потерять свой авторитет. Поэтому она, прежде чем сделать надпись на горшке из-под меда, допытывается, сможет ли Пух прочитать хоть что-нибудь. Тематика произведения – приключения игрушечных героев в сказочных ситуациях; о дружбе и взаимопомощи.
29.Книга К.И Чуковского «от двух до пяти», «Заповеди для детских поэтов».
Издание адресовано широкому кругу читателей: родителям, педагогам, детским психологам, художникам, поэтам, писателям.
В книге «От двух до пяти» сформулированы основные взгляды К.И.Чуковского на детскую литературу, обобщены наблюдения над развитием языка детей, опубликованы «заповеди для детских поэтов».
-Стихи для малышей должны быть графичны: В каждой строфе , а то и в кажом двустишии должен быть материал художника.
-Нужна наибыстрейшая смена образов
-Словестная живопись должна быть лиричной
-Нужна подвижность и переменчивость ритма
-Нужна повышенная музыкальность поэтической речи
-Рифмы в стихах должны быть как можно ближе к друг другу
-Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.
-Каждая строка должна жить собсвенной жизнью И.Т.Д
«заповеди» не догма, не свод правил, они воплощают диалектический подход к детской поэзии.