Формы организации детских видов деятельности в ДОУ
№ | Виды деятельности | Формы работы |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале | |
продуктивная | Мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, занятия в изостудии | |
Коммуникативная | Беседы, речевые проблемные ситуации, составления рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры. | |
Трудовая | Поручения (в т.ч. подгрупповые, познавательные опыты и задания, дежурства, совместный (коллективный труд) | |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры | |
Музыкально-художественная | Слушание, исполнение, игра на детских инструментах, ритмика и танцы, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале | |
Чтение художественной литературы | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра | |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самостоятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные. |
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательных областей
3.1«Физическая культура»
Цель: Создание психолого-педагогических условий и двигательной сферы для гармонического развития детей на основе их творческой активности
Группа раннего возраста
Образовательные задачи:
- создавать условия для инициативной двигательной активности в помещении и улице;
- содействовать накоплению двигательного опыта, развитию основных видов две жений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки); формировать у детей интерес, положительные эмоции, потребность в движении активность и самостоятельность в их выполнении; широко использовать физкультуру как средство развития целостной личности ре бенка, формирования его взаимоотношений со сверстниками.
Содержание психолого-педагогической работы
С детьми третьего года жизни физкультурно-оздоровительные занятия воспитатель проводит подгруппами 2-3 раза в неделю в групповом помещении или в физкультурном зале.
Младшая группа
Образовательные задачи:
• содействовать развитию интереса к физической культуре; обеспечить переход от «азбуки движений» к «культуре движения»;
• формировать целенаправленную двигательную активность; знакомить детей с разными видами движений и простыми способами их выполнения; приобщать к физической культуре;
• обогащать двигательный опыт детей в процессе выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений и элементов спортивных упражнений, участия в подвижных играх и спортивных праздниках;
• развивать умения выполнять основные движения: ходить и бегать свободно, ползать на четвереньках, перелезать через препятствия, подлезать под предметы, лазать по гимнастической стенке, уверенно бросать и отталкивать предметы при катании, ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди;
• формировать правильную осанку;
• стимулировать развитие у детей быстроты движений, ловкости и координации;
• формировать умение быть организованным в совместной физкультурной деятельности; способствовать выработке у детей потребности в движениях, возникновению положительных эмоций, активности и самостоятельности.
Содержание психолого-педагогическои работы
В детском саду образовательная деятельность по физическому развитию детей проводится не менее трех раз в неделю, ее длительность составляет не более 15 минут. Эта деятельность проводится в физкультурном зале и на свежем воздухе в игровой форме.
Эффективность образовательной деятельности по физическому развитию может быть обеспечена, если двигательная активность детей организуется педагогом с учетом принципов систематичности, наглядности, доступности и постепенного повышения основных требований к усвоению программного материала по развитию движений. В то же время успех проведения образовательной деятельности во многом зависит от взаимоотношений воспитателя с детьми, от его умения поддержать их интерес к различным вариантам движений и физических упражнений. Личный пример воспитателя, его отношение к физической культуре формирует у детей необходимые привычки и навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.
Средняя группа
Образовательные задачи:
• создавать условия для обогащения двигательного опыта детей в процессе выполнения основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений, развивать умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности;
• развивать функциональные возможности организма ребенка и потребность в двигательной активности, содействовать развитию интереса к физической культуре;
• формировать умение участвовать в подвижных играх со сверстниками, выполнять основные правила и указания педагога, способность ориентироваться в пространстве;
• содействовать развитию физических качеств (быстрота движений, ловкость, сила, координация), мелких мышц кистей рук.
Содержание психолого-педагогической работы
В средней группе образовательная деятельность по физическому развитию детей проводится по подгруппам три раза в неделю, длительностью не более 20 минут в игровой форме. Эта деятельность проводится в физкультурном зале и на свежем воздухе. Зимой - игры и упражнения по обучению детей ходьбе на лыжах, в весенне-летний период - обучение играм с элементами спорта и спортивным упражнениям. В теплое время года большинство игр и игровых упражнений рекомендуется планировать на воздухе. Игровой метод остается основным при организации образовательной деятельности по физическому развитию.
Старшая группа
Образовательные задачи:
• формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; развивать личность ребенка средствами физической культуры;
• обогащать двигательный опыт детей; знакомить с многообразием физических и спортивных игр и упражнений;
• обучать элементам техники всех видов основных движений, спортивным играм и упражнениям; развивать чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве;
• формировать культуру движения (ритмичность, выразительность); целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно-силовые, силу, гибкость, выносливость);
• развивать мелкие мышцы кистей рук, способность переносить небольшие статические нагрузки;
• развивать умения самостоятельно использовать свой двигательный опыт в различных ситуациях (при выполнении заданий, в лесу, в парке) и контролировать качество движения.
Содержание психолого-педагогической работы
Оптимизация режима двигательной активности старших дошкольников в детском саду может быть достигнута за счет ежедневного проведения занятий по физической культуре: три занятия в неделю подгруппами проводятся в первой половине дня, из них одно занятие - в игровой форме на воздухе. В теплое время года (сентябрь и май) все занятия рекомендуется проводить на воздухе. При наличии бассейна два занятия посвящены обучению детей плаванию.
Актуальным становится формирование у детей координационных способностей и точности движений. Последовательно применяются более сложные виды и способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания,удерживание равновесия. Значительное место занимают общеразвивающие упражнения с использованием разных пособий (обручи, мячи и пр.); элементы спортивных игр; ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде и самокате. В процессе организации занятий по физической культуре педагог обращает особое внимание на то, чтобы дети оказывали помощь и поддержку друг другу.
Игровой метод остается основным при организации занятий физической культурой. Показ и объяснение педагога играют значительную роль на занятиях физической культуры, постепенно расширяется сфера применения словесных заданий, указаний, кратких объяснений и сравнений.
Подготовительная группа
Образовательные задачи:
• обогащать двигательный опыт детей и развивать умение самостоятельно его использовать в новых условиях;
• совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений, добиваясь точности и выразительности их выполнения;
• обучать детей ставить двигательную задачу и находить наиболее рациональные способы ее решения; соотносить последовательность, направление, характер действий с образцом педагога;
• развивать умения правильно оценивать свои силы и возможности в процессе реализации двигательных задач;
• формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры с использованием различных вариантов;
• целенаправленно развивать физические качества: скоростные, скоростно-сило-вые, силу, гибкость, выносливость;
• формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.
Перечень программ, технологий и пособий по «Физическая культура»
Рунова М.А., Радость в движении
Рунова М.А, Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет.- М.: Просвещение, 2006.