Общая характеристика физических способностей

8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления

В процессе формирования физической культуры личности происхо­дит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними зна­ний, но и развитие физических способностей занимающихся.

В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины «физические способности» и «физичес­кие качества». Эти понятия в определенном отношении совпадают, одна­ко не тождественны.

К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения на определение и взаимосвязь данных понятий.

В одном случае, например, физические способности понимают как формы проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в двигательной деятельности и определяющих ее эффект (Г.Г. Наталов, 1976), в другом — как свойственные человеку возможнос­ти, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Л.П. Матвеев, 1991); в тре­тьем случае под способностями подразумевают развитые врожденные за­датки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических осо­бенностях организма (Е.П. Ильин, Б.В. Евстафьев, 1987).

Это далеко не полный перечень разных подходов к определению поня­тия «физические способности». Нам представляется, что термин «физи­ческие способности» более правильно использовать для обозначения воз­можностей некого психофизиологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражне­ний. Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыгнуть в длину с места на 100 см, а другой — на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой — 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежит 700 м, а другой — 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные дости­жения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребе­нок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных дви­гательных действий объясняются разными возможностями отдельных орга­нов и систем организма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосуди­стой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет зависеть характер и степень развития тех или иных физических способностей.

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее вы­полнения.

Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей чело­века долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) каче­ства». Сейчас некоторые авторы предлагают исключить его из научного обихода в связи с «примитивно-формалистическим содержанием катего­рии «физические качества» и использовать вместо него только термин «фи­зические способности». Тем не менее и в обыденной речи, и в научно-методической литературе этот термин является весьма распространенным. Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих двух понятий и уточнить типичные ситуации их применения.

Следовательно, фи­зические качества человека, как некоторые характеристики его двигатель­ных возможностей следует рассматривать применительно к тем или иным формам проявления физических способностей, т.е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей.

Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно отличаются друг от друга даже при наличии какого-нибудь сходства между ними. Именно это качественное своеобразие различных физических спо­собностей свидетельствует о его физических качествах. В быту, физичес­ком воспитании и спорте качественные характеристики способностей че­ловека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». Критерием для выделе­ния этих качеств была их жизненная значимость. По существу, физичес­кие качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физи­ческих способностей, их определенности, своеобразия, значимости.

Возьмем, к примеру, собственно силовые способности человека. Они проявляются в силовых упражнениях, отличающихся высокой степенью напряжения мышц при относительно небольшой скорости их сокращения. Собственно силовые способности характеризуют такие силовые качества, как «медленная сила», «жимовая сила», «статическая сила». Скоростно-силовые способности проявляются в упражнениях, которые требуют зна­чительного напряжения мышц и высокой скорости их сокращения. Отра­жением развития скоростно-силовых способностей является прежде всего такое качество, как «взрывная» сила.

Вышеназванные силовые качества позволяют определять и различать силовые способности человека в целом. Точно так же можно выразить качественные отличия и других физических способностей. Между физи­ческими способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических каче­ствах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способ­ностей — координационных, скоростных, силовых и др. Проявление ско­ростно-силовых способностей находит свое отражение не только в каче­стве «сила», но и «быстрота».

Таким образом, физические качества органически связаны с физичес­кими способностями человека и определяются особенностями их проявле­ния в разных движениях. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические ус­ловия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.п.), а с другой — наследственные факторы («моторные» задатки), кото­рые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воз­действия. В качестве задатков физических способностей выступают ана­томические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные за­датки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организ­ма (адаптации), перерастают в соответствующие физические способности.

Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершен­ствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей. По мнению профессора Ю.В. Вер-хошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов дви­гательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая струк­тура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бесполезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за развитие вынос­ливости или быстроты движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека. Морфофунк-циональные перестройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в первую очередь это касается тех мышечных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических сис­тем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Та­кой избирательный характер функциональной специализации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятельности, а степень его выраженhuui и. — nmvnv,», ческих нагрузок.

В настоящее время принято различать пять основных физических спо­собностей: силовые, скоростные и координационные способности, вы­носливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы про­явления в различных видах двигательной деятельности.

Наши рекомендации