Порядок проведения занятий по общевоинским уставам

Тема № 2 Формы, методы и приемы проведения занятий по ТСП, специальной подготовке, по общевойсковым уставам и огневой подготовке

Литература

Основная:

1. Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2013 г. – 165 с. (стр. 15 – 30)

2. Организация и проведение занятий по боевой подготовке: учебное пособие. Шепелев О.Ю. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009 г. – 249 с. (стр. 27 – 44, 130 – 163)

3. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков вооруженных сил российской федерации (КС СО БМ и Т - 2003). Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Воениздат, 2011 г. – 147 с.

4. Курс стрельб из реактивных пехотных огнеметов (КС РПО-2000). – М.: Воениздат, 2001 г. – 62 с.

Дополнительная:

5. Военная педагогика: учебное пособие; под общ. Ред. А.А.Башлакова. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008 г. – 504 с. (стр. 88 – 159)

Учебные вопросы:

1. Порядок проведения занятий по общевойсковым уставам. Формы и методы проведения занятий.

2. Основные требования к проведению занятий по огневой подготовке.

3. Методы и приемы при проведении занятий по специальной подготовке.

4. Основные виды и методы проведения занятий по ТСП.

1. Порядок проведения занятий по общевоинским уставам. Формы и методы проведения занятий.  
   
     

Основным элементом содержания процесса обучения является передача и усвоения знаний, умений и навыков.

Ведущую роль среди этих трёх оставляющих играют знания, они составляют основу умений и навыков.

Умения – это целесообразные дейстьвия в интересах достижения поставленных целей, характеризующиеся высокими знаниями и позволяющие применять эти знания в практической деятельности. Уровень умения характеризует степень подготовленности военнослужащего к практической деятельности.

Навыки – это действия, характеризующиеся высокой мерой освоения. На этой стадии действия становятся автоматическими и обеспечивают высокую быстроту и точность деятельность при меньшем расходе сил в достижении результатов.

В зависимости от целей занятия (получение, закрепление, или проверка знаний, выработка умений или навыков), а так же места и продолжительности отработки учебных вопросов, роли и специфики деятельности руководителя занятия, его помощника и обучаемых, использования учебно-материальной базы могут использоваться различные формы, методы и приёмы проведения занятий.

Формы обучения можно классифицировать по следующим признакам:

1) по направленности подготовки на:

- теоретическую;

- практическую;

2) по организации обучаемых на:

- коллективную;

- групповую;

- индивидуальную;

3) по месту проведения на:

- классную;

- полевую;

4) по месту в процессе боевой подготовки на:

- учебно-плановую;

- служебно-плановую;

- внеслужебную.

Основными формами обучения (видами занятий) являются:

1) лекция;

2) семинар;

3) беседа (рассказ-беседа);

4) групповое занятие;

5) самостоятельная подготовка;

6) методические занятия, которые делятся на:

- инструкторско-методическое;

- показное;

- открытое;

- пробное;

- инструктаж (инструктивное занятие);

7) тренировка (тренаж);

8) тактико-строевое занятие (ТСтЗ);

9) тактико-специальное (тактическое) занятие (ТСЗ, ТЗ);

10) тактико-специальное (тактическое) учение (ТСУ, ТУ);

11) групповое упражнение;

12) тактическая летучка;

13) штабная тренировка;

14) командно-штабная тренировка (КШТ);

15) командно-штабное учение (КШУ);

16) контрольное (зачётное) занятие;

17) состязание (конкурс).

Каждая форма проведения занятий предусматривает использование одного или нескольких методов обучения.

Методы обучения – это приемы, способы и средства взаимной деятельности обучающего и обучаемого, с помощью которых достигается передача и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых качеств личного состава, обеспечивается слаживание экипажей, расчетов, подразделений, воинских частей и их органов управления.

Составными частями методов обучения, их элементами являются методические приемы. Каждый метод может содержать в себе несколько приемов, один и тот же прием может входить в состав различных методов. Имея более узкое и конкретное назначение, приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов, темы занятия, предмета боевой подготовки. Нередко по ведущему методическому приему получает название и весь метод. В отдельных случаях прием может выступать методом.

Таким образом, методы обучения – это также совокупность педагогических приемов воздействия руководителя занятия на обучаемых в интересах создания условий, наиболее благоприятных для управления их познавательно деятельностью и изучения ими учебного материала. Наиболее широко применяются информационно-иллюстративные, проблемные, игровые, структурно-логические методы обучения.

К основным методам обучения относят:

1) устное изложение учебного материала – рассказ (при проведении таких форм обучения как лекция);

2) обсуждение изучаемого материала (при проведении таких форм обучен как семинар и групповое занятие);

3) показ (демонстрация);

4) упражнение;

5) практическая работа (при проведении таких форм обучения как различны учения и тренировки);

6) самостоятельная работа.

Рассказ – это краткое повествовательное изложение изучаемого материала. Он применяется при изложении боевых свойств оружия и некоторых вопросов по материальной части оружия и основ стрельбы.

Объяснение – это изложение сущности изучаемых явлений, процессов, действий. Объяснение применяется при изучении всех разделов огневой подготовки и, как правило, в сочетании с показом изучаемого оружия или действия с оружием. При объяснении следует излагать материал ясно и четко, строго формулируя выводы и определения.

Показ является наиболее доступным методом обучения. При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить или чему должны научиться. Показ образцовых действий с оружием может проводиться самим командиром или хорошо подготовленным обучаемым. Прием (действие) вначале показывается в целом в необходимом темпе, затем – в замедленном темпе по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изучении данного приема (действия). Важно, чтобы показываемый предмет (прием, действие) был хорошо виден обучаемым.

Тренировка (упражнение) – метод обучения, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые умения и навыки.

Беседа – это такой метод обучения, при котором командир спрашивает обучаемых, требуя ответов на поставленные вопросы. Допускается также, чтобы обучаемые задавали вопросы руководителю, если характер вопросов не нарушает содержания и плана беседы.

Беседа применяется в целях закрепления, повторения изучаемого материала, проверки знаний обучаемых и сообщения им новых знаний. Характер построения беседы главным образом будет зависеть от того, какую он имеет цель.

Беседа должна вызывать активность всех обучаемых. При постановке вопроса следует обращаться ко всем обучаемым: сначала поставить вопрос, дать необходимое время на обдумывание и только после этого приступить к опросу. При этом нельзя допускать проведения беседы только с более успевающими, нужно привлекать к беседе и тех, кто сам активности не проявляет.

В тех случаях, когда обучаемый затрудняется дать ответ, когда ответ неправильный или неполный, командир требует ответа на тот же вопрос от другого обучаемого. В нужных случаях он обобщает ответы обучаемых и дает правильную формулировку.

Самостоятельная работа – это метод, при котором обучаемые без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, умения и навыки или овладевают новыми, используя руководства, инструкции, плакаты, схемы, макеты, учебное оружие и другие учебные пособия.

Порядок проведения занятий по общевоинским уставам

Знание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ является основой сознательного, умелого и добросовестного выполнения военнослужащими своих служебных обязанностей, поддержания строгого порядка и дисциплины.

Задачами изучения общевоинских уставов ставится знание положений общевоинских уставов, умение практически выполнять требования устава при несении службы в суточном наряде и в повседневной жизни.

Организация глубокого изучения общевоинских уставов, приказов и директив должна быть направлена, прежде всего, на глубокое понимание, сознательное и точное выполнению всеми военнослужащими обязанностей, определенных этими документами. При этом командир подразделения в этой работе должен использовать не только плановые занятия по общевоинским уставам, предусмотренные учебными программами боевой подготовки, но и обращать особое внимание на, организацию самостоятельного изучения уставов всеми категориями военнослужащих.

Кроме того, командир подразделения должен широко использовать для углубления знаний подчиненных по общевоинским уставам такую форму обучения, как подготовка и несение службы в суточном и гарнизонном наряде, а также во время проведения занятий по другим предметам боевой подготовки.

Изучение требований общевоинских уставов должно тесно сочетаться с проведением целенаправленной воспитательной работы, сочетанием высокой требовательности командира подразделения с постоянной заботой о подчиненных и сохранением и укреплением их здоровья.

Одной из важнейших задач воспитательной работы командира подразделения в целях поддержания внутреннего порядка является повышение авторитета воинских уставов, повседневное привитие военнослужащим уважения к ним. Уважение к воинским уставам означает:

· доверие к их требованиям, признание их неоспоримости, достоинств и отношение к ним с чувством почтения;

· согласие с их требованиями, личную убежденность в их правильности и целесообразности;

· выработку у каждого военнослужащего привычки и потребности во всех служебных ситуациях действовать только по уставу.

Во всей этой работе командир подразделения должен активно использовать личный пример воспитанности и ревностного отношения к службе.

На занятиях по общевоинским уставам применяются следующие методы обучения:

· рассказ,

· объяснение,

· показ,

· тренировка (упражнение),

· беседа,

· самостоятельная работа.

Занятия по общевоинским уставам проводятся с использованием принципа деловой игры, практически в специально оборудованных городках, в парках, расположении личного состава, учебных центрах и других местах, где имеется возможность показать устройство, жизнь, быт и несение службы. Основой изучения общевоинских уставов является поддержание в частях и подразделениях уставного порядка.

В ходе занятий с личным составом практически изучается порядок хранения и выдачи оружия и боеприпасов, а также содержание помещений, инвентаря и оборудования.

Совершенствование знаний уставных положений, требований и практических навыков, их выполнения осуществляется в повседневной жизни, а также при подготовке и несении службы в суточном наряде и караулах.

Практическое выполнение солдатами и сержантами требований уставов в повседневной жизни оценивается ежемесячно командирами подразделений.

Занятия по общевоинским уставам направлены на изучение основных положений общевоинских уставов. Военнослужащие должны знать наизусть:

· текст военной присяги;

· общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между, обязанности согласно занимаемой должности, а также правила внутреннего порядка, обязанности соответствующих должностных лиц при несении службы в наряде согласно Уставу внутренней службы;

· знать, что такое сущность воинской дисциплины, на чем она основывается и к чему обязывает военнослужащего, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий согласно Дисциплинарному уставу;

· порядок несения гарнизонной и караульных служб, права и обязанности военнослужащих несущих эту службу согласно Уставу гарнизонной и караульной службы;

· обязанности военнослужащих перед построением и в строю согласно Строевого устава.

Занятия проводятся методом показа образцового уставного порядка и практического выполнения обязанностей должностных лиц.

Наши рекомендации