№ | Основные проблемы текста | Позиция автора текста |
1. | Проблема драматичной судьбы неординарной личности. (В чём заключался драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя?) | 1.Личность, выделяющаяся умом и независимостью суждений, в эпоху застоя была обречена на непонимание в профессиональной сфере. |
2. | Проблема сохранения лучших качеств души. (Что помогает человеку сохранить цельность своей души в драматичных обстоятельствах?) | 2. В самых сложных обстоятельствах человеку помогает выстоять верность своему призванию, любовь к людям и к своему делу; человек также черпает силы в великих классических произведениях. |
3. | Проблема увлечения подростков виртуальным общением. (Как нужно относиться к увлечению подростков общением в Сети?) | 3. Увлечение подростков виртуальным общением должно вызывать опасение взрослых только в том случае, если оно стало всепоглощающей страстью, но в этом случае бороться нужно не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость. |
4. | Проблема дружбы. (Что такое чувство дружбы? Надо ли уметь дружить?) | 4. Для чувства дружбы человек должен созреть. Надо уметь дружить самому, тогда появятся друзья. |
5. | Проблема дружбы и насмешки. (Как соотносятся дружеское отношение к человеку и насмешка, то есть умение видеть его недостатки?) | 5. Умение дружить и способность видеть недостатки друга могу совмещаться. |
6. | Проблема общности чувств у разных поколений молодых людей. (Похожи ли дружба, любовь современных молодых людей на чувства их сверстников из других эпох, например пушкинских современников?) | 6.Умение дружить и любить не зависит от изменчивости моды и смены эпох. |
7. | Проблема человеческого счастья. (Понимают ли люди, в чём заключается счастье и как им распорядиться?) | 7. Люди не всегда понимают, в чём состоит счастье; в погоне за тем, что кажется счастьем, люди часто не представляют, как распорядиться найденным. |
8. | Проблема разного понимания счастья. (Одинаковы ли представляют себе счастье разные люди?) | 8. У разных людей может быть разное представление о счастье, разное его понимание. |
9. | Проблема специфики провинциальной «островной» жизни. (Какими особенностями характеризуется жизнь людей на острове?) | 9. Жизнь провинциального «островного человека» отличается неспешностью и бережным, вдумчивым отношением к окружающему: к обыкновенным вещам, к времени. |
10. | Проблема «глубины повседневного». (Как открывается человеку «глубина повседневного»?) | 10. Человеку помогает постичь глубину повседневного внимание к обычному течению жизни, к мелочам, «бережное отношение к времени и окружению». |
11. | Проблема взаимопонимания родителей и детей. (Как родителям и детям достичь взаимопонимание в вопросах увлечений?) | 11. Чтобы лучше понимать своих детей – подростков, родители должны помнить о том, что сами переживали периоды увлечения техническими новинками, и стараться научиться у детей более уверенно обращаться с современной техникой. |
12. | Проблема использования Интернета. (Полезен или вреден Интернет?) | 12. Интернет предоставляет людям большие возможности, и умение их использовать сегодня является условием достижения успеха. |
13. | Проблема сохранения культурного наследия. (Надо ли сохранять художественно – исторические памятники прошлого, если они не вписываются в современный облик города?) | 13. Общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены даже в условиях активного строительства городского жилья. |
14. | Проблема исторической памяти. (Возможно ли понять драматизм и трагизм войны, изучая только труды историков?) | 14. Исторические документы, точно фиксирующие количество участников войны, ход событий, не показать того, как война отразилась в судьбах людей, в их сознании, душе, а без этого невозможно понять драматизм и трагизм войны. |
15. | Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека. (Какие чувства и переживания рождаются в душе человека при виде красивого городского пейзажа, гармонично сочетающего красоту природы и различных строений?) | 15. Очень важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту. |
16. | Проблема определения понятия мудрость. (В чем заключается мудрость?) | 16. Мудрость заключается, прежде всего, в осторожности суждений опираться на знания, принимая к сведению множество факторов. |
17. | Проблема нравственного выбора человека в экстремальных обстоятельствах. (Стоит ли ради спасения своей жизни идти против совести?) | 17. Даже ради спасения собственной жизни нельзя поступаться честью и совестью. |
18. | Проблема особой привлекательности провинциального города. (Чем привлекает человека провинциальный город на острове Свияжск?) | 18. Провинциальный город привлекает человека уникальностью своего облика, особенным духом улиц, зданий, умиротворённостью пейзажа, неторопливым ходом жизни. |
19. | Проблема определения соотношения таких понятий, как информация, знание и мудрость. (Как соотносятся понятия информация, знание и мудрость?) | 19.Знание выше информации, поскольку может проверить её достоверность, а мудрость больше, чем знания, это высшее, чего может достичь человек. |
20. | Проблема противостояния знания и мнения. (В чём заключается различие знания и мнения?) | 20. Мнение – это лишь отношение к чему – либо, а знание представляет собой понимание закономерности. |
21. | Проблема отстаивания безосновательных мнений. (В чём заключается опасность одобрения безосновательных мнений?) | 21.Одобрение не подкрепленных знаниями мнений, незрелых мыслей ведёт к пустой самонадеянности. |
22. | Проблема овладения способностью мыслить. (Как научиться мыслить?) | 22. Процесс мышления – это серьёзная работа, которую необходимо научиться выполнять, проверяя и перепроверяя различные предположения, выстраивая и удерживая в круге напряжённого внимания длинные цепочки рассуждений. |
23. | Проблема понимания справедливости. (Как можно понимать справедливость? В чём заключается сущность справедливости?) | 23. Справедливость – это искусство неравенства, свойственное благородным душам; справедливость требует беречь ребёнка, помогать слабым и уставшим, ухаживать за больными; проявлять больше строгости к безвольному, доверия – честному, осторожности – к болтуну, а герою оказывать почести. |
24. | Проблема тоски по родине. (Какое чувство испытывает человек, оказавшись вдалеке от родины? Что помогает человеку переживать тоску по родине?) | 24. В чужой стране человек начинает испытывать чувство одиночества, щемящую тоску по родине, переживать которую помогает общение с близкими людьми, оставшимися в родной стране, родной язык и литература. |
25. | Проблема зарождения и развития писательского таланта. (В чём источник писательского и педагогического таланта С. Я. Маршака?) | 25.Источник писательского и педагогического таланта С. Я. Маршака автор видит в любви к людям, к литературе и прежде всего к детям. |
26. | Проблема самоотверженной преданности своему делу. (В чём наиболее отчётливо проявилась самоотверженная преданность С. Я. Маршака своему делу?) | 26. Даже в последние часы своей жизни С. Я. Маршак помнил о соей высокой ответственности перед читателями и все свои последние силы отдавал делу, которому посвятил жизнь. |
27. | Проблема читательского восприятия личности и творчества писателя. (Почему со временем читательское представление о личности и творчестве писателя может меняться?) | 27. Представление читателя о личности и творчестве писателя складывается на основе знакомства с его произведениями, воспоминаниями его современников, исследованиями литературных критиков. Но не все произведения приходят к читателю своевременно, со временем открываются и новые факты личной и творческой биографии писателя, поэтому читательское восприятие может меняться. |
28. | Проблема исторической памяти. (Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?) | 28. Обелиски с именами погибших – сохранение памяти о военных событиях живущими ныне людьми; но главное – сохранить в душе чувство благодарности к тем, кто трагически погиб, выполняя свой гражданский и человеческий долг в годы войны. |
29. | Проблема солдатской судьбы. (В чём трагизм и величие солдатской судьбы?) | 29.В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, солдат может остаться неизвестным. Пусть неизвестны имена героев, их подвиг не может стереть время. |
30. | Проблема памяти об учителях. (Какую память оставляет учитель в душе ученика?) | 30. Учитель, отдавший все силы своей души ученикам, вызывает чувство благодарности, глубочайшее уважение и искреннюю любовь. |
31. | Проблема одиночества. (Что можно назвать настоящим одиночеством?) с другими людьми?) | 31.Настоящее одиночество наступает не тогда, когда человек оказывается один, а тогда, когда обрывается его внутренняя связь с другими людьми. |
32. | Вопрос о различии уединения и одиночества. (Почему уединение не следует считать одиночеством?) | 32. В уединении человек не остается одиноким, если он чувствует внутреннюю связь с другими людьми, если он понимает, что трудится на благо людей. |
33. | Проблема внутренней, духовной связи личности с людьми и миром. (Какое значение имеет для человека его внутренняя, духовная связь с другими людьми?) | 33. Ощущение духовной связи с другими людьми имеет огромное значение для человека: эта связь не дает человеку чувствовать себя даже в самых трудных условиях. |
34. | Сущность особого явления русской жизни и особого проявления русской души – странничества. (Кто такие бродяги – странники и что такое странничество?) | 34. Бродяги – странники – это русские люди, которые без определённой цели скитаются по всей русской земле, живя подаянием, нигде надолго не останавливаясь. Странничество – это проявление особых, загадочных сторон русской души. |
35. | Проблема цели странствований, проблема смысла «бродячей жизни» странников. (В чём состоит цель странствований русского человека? В чём заключается смысл жизни бродяг – странников?) | 35. Цель странствований русского человека точно определить трудно: это и путешествие по святым местам, и стремление трудной дорогой искупить грехи, и поиск лучшей жизни, но чаще всего – бегство от тоски. Бродяги – странники сами точно не знают, в чём заключается смысл той жизни, которую они ведут. |
36. | Проблема благодарности. (В чём заключается настоящая благодарность?) | 36. Настоящая благодарность не просто признание чужого доброго поступка, это проявление любви и потребность отвечать добром на добро. |
37. | Проблема добра и зла. (Как соотносятся добро и зло? Чем следует отвечать на добро?) | 37. Благодарность может вызвать и озлобленность, но настоящая благодарность – это потребность отвечать добром на добро, очищая душу от зла. |
38. | Проблема духовности. (По какому критерию можно определить духовного человека? Как связаны духовное развитие человека и благодарность?) | 38. Способность к благодарности определяет подлинно духовного человека. |
39. | Проблема ценности старинных зданий, в том числе не являющихся архитектурными шедеврами. (Являются ли культурной ценностью обычные старые здания?) | 39. Каждое старинное строение представляет ценность как памятник культуры. |
40. | Проблема понимания ценности нашего прошлого, проблема умения современников ценить старину. (Понимаем ли мы ценность собственного прошлого, умеем ли мы ценить старину?) | 40. Мы не в полной мере понимаем ценность собственного прошлого, плохо умеем ценить старину. |
41. | Проблема необходимости сохранения старины. (Нужно ли хранить старину?) | 41. Старину нужно хранить, потому что это вещественная память о наших предках. |
42. | Проблема русской тоски. (Что представляет собой тоска русского человека?) | 42. Тоска русского человека – это невыразимая, иногда беспричинная печаль, чувство собственной ненужности и неприкаянности. |
43. | Проблема значимости странников для общества, проблема отношения общества к бродягам – странникам. (Какое значение для общества имеют бродяги – странники? Как нам следует относиться к людям, которые бродят по земле без дела и без всякой цели?) | 43. Бродяги и странники как особый социальный тип значимы для общества: их существование делает нас каким – то образом чище и лучше, без них нам было бы труднее жить. |
44. | Проблема романтики труда учёного. (Можно ли считать романтической профессию учёного? В чё заключается романтика труда учёного?) | 44.Учёный – самая романтическая профессия, потому что он всю жизнь узнаёт новое, совершает открытия. |
45. | Проблема жизненных ошибок и возможности их исправления. (Всегда ли можно исправить ошибки, которые совершил в прошлом?) | 45. Прошлое уходит навсегда, и часто совершенные человеком поступки исправить невозможно. |
46. | Проблема отношения к близким людям. (Как надо относиться к близким людям?) | 46. Нужно использовать любую возможность для проявления любви к близким. |
47. | Проблема человеческой совести. (Можно ли жить со спокойной совестью, если когда – то ты заставил плакать свою мать?) | 47. Огорчения, которые человек причиняет родителям, могут отзываться уколами совести всю его последующую жизнь. |
48. | Проблема радости открытия. (Почему счастлив человек, совершающий открытие?) | 48. Человек, совершающий открытие, счастлив, потому что он узнаёт новое о мире и человечестве. |
49. | Проблема человеческой ограниченности. (Какого человека можно считать ограниченным?) | 49. Ограниченность – понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом. |
50. | Проблема оценки научных открытий современниками. (Всегда ли современники сразу по достоинству оценивают серьёзные научные открытия?) | 50. Современники не всегда могут понять ценность открытия, сделанного учёным, даже если они специалисты в той же области; иногда ценность научной идеи могут осознать только будущие поколения. |
51. | Проблема человеческой силы и слабости. (В чём проявляется сила и слабость человека?) | 51.Слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила – в великодушии и благородстве. |
52. | Проблема отбора людей в армии спасения. (Какими качествами должны обладать работники армии спасении?) | 52.Кроме хорошей физической подготовки и крепкого здоровья спасателям необходимы такие качества, как доброта и терпимость. |
53. | Проблема воспитания культуры. (Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?) | 53.Воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, оно избавляет человека от тех качеств, которые препятствуют достижению совершенства в мастерстве, прочному долговременному успеху. |
54. | Проблема противостояния человеческого благородства и жестокости. (Способно ли благородство противостоять злу?) | 54.Благородство зиждется на силе духа, поэтому именно за человеческим благородством всегда остаётся победа |
55. | Проблема бессмертия книги. (В чём секрет бессмертия книг?) | 55. Книги содержат знания, это часть духовной культуры народа; люди, которые это понимают, стараются их сохранить для будущих поколений. |
56. | Проблема связи странничества и церкви. (Связаны ли между собой русское странничество и церковь?) | Русское странничество традиционно связано с монастырями и церковными приходами, хотя как явление гораздо шире традиционного паломничества по святым местам. |
57. | Необходимость красоты. (Можно ли жить без красоты?) | 57. Без красоты человеку жить невозможно, так как жизнь без неё лишена духовности. |
58. | Проблема цены красоты. (Можно ли измерить ценность красоты деньгами?) | 58. Красота не имеет цены, она бесценна. |
59. | Проблема архитектурного облика современной Москвы. (Каким должны быть новые здания, строящиеся в столице?) | 59. Современные архитектурные сооружения должны отвечать эстетическим запросам и не искажать облик Москвы. |
60. | Проблема мести за оскорбление. (Всегда ли стремление отомстить обидчику является нравственно оправданным?) | 60. Если обидчик находится в беспомощном положении, если он уже наказан за свой поступок, ваша честь не будет нравственно оправданной. |
61. | Проблема оправдания безнравственного поступка. (Допустимо ли человеку оправдывать преступление трудными обстоятельствами жизни?) | 61. Трудные обстоятельства жизни не являются оправданием для человека, совершившего преступление. |
62. | Проблема отношения к людям «со сломанной совестью». (Как относиться к человеку, который не в силах услышать голос своей совести?) | 62. Человек «со сломанной совестью» достоин не только презрения, но и сочувствия, жалости. |
63. | Проблема долга живых перед родственниками погибших друзей. (Должен ли человек навещать родственников своих погибших друзей?) | 63.Навещать родственников погибших друзей – это долг порядочного человека. |
64. | Проблема чувства вины перед родными погибших товарищей. (Почему человек чувствует вину перед родственниками погибшего друга?) | 64. Человек испытывает чувство вины перед родными погибшего потому, что продолжает жить полной жизнью и его горе не так глубоко. Как их скорбь. |
65. | Проблема счастья и истинного духовного богатства. (Что нужно человеку, чтобы быть счастливым и духовно богатым?) | 65.Чтобы обрести счастье и духовное богатство, человеку нужно не думать о лишениях, обходиться тем, что имеешь, и ценить это. |
66. | Проблема стойкого отношения человека к лишениям, утратам. (Что помогает человеку стойко переносить лишения?) | 66. Стойко переносить лишения и утраты человеку помогает умение отличать высшие ценности жизни от «всех мелочей жизни» и способность сосредоточивать своё внимание на том, что у человека в жизни есть, а не на том, чего он лишен. |
67. | Проблема значимости жизненных лишений и утрат для человека. (В чём заключается значимость, важность для человека жизненных лишений и утрат?) | 67. Значимость для человека лишений и утрат состоит в том, что они закаляют характер, делают нас сильнее духом. |
68. | Проблема понимания «правил счастья». (Всегда ли человек готов понять и принять важные правила, формирующие отношение к себе и к собственной жизни?) | 68. Понимание некоторых важных жизненных правил приходит по мере взросления человека, по мере накопления им жизненного опыта. |
69. | Проблема счастливой жизни. (Могут ли материальный достаток, ценное имущество, богатство сами по себе сделать жизнь человека счастливой? Что делает жизнь человека счастливой?) | 69. Материальный достаток, имущество, богатство зачастую препятствуют счастью человека. Истинное счастье приносит человеку умение не зависеть от собственного богатства, умение быть щедрым, любовь к своему делу. |
70. | Проблема выбора профессии. (Как правильно выбрать себе профессию, дело, которым будешь зарабатывать себе на жизнь?) | 70. Человек должен учиться тому делу, которое приносит ему радость и моральное удовлетворение. |
71. | Проблема человеческого достоинства. (В чём заключается достоинство человека?) | 71.Человеческое достоинство определяется не материальным достатком, не богатством, а умением щедро отдавать то, что принадлежит тебе, нуждающимся, дарить им радость. |
72. | Проблема влияния искусства на человека. (Как влияет искусство на душу человека?) | 72. Искусство рождает в душе человека чувство блаженства, радость. |
73. | Проблема жизненной мудрости. (В чём состоит истинная мудрость жизни человека?) | 73. Истинная мудрость жизни заключается в том, чтобы найти своё призвание, не ставить во главу угла материальный интерес, быть щедрым к людям. |
74. | Проблема чрезмерной, «слепой» родительской любви. (К чему может привести чрезмерная родительская любовь?) | 74. Чрезмерная , «слепая» родительская любовь приводит к тому, что дети вырастают чёрствыми эгоистами. |
75. | Проблема сыновней неблагодарности. (Как дети, которых воспитали эгоистами, относятся к своим родителям?) | 75. Дети, которых воспитали эгоистами, не испытывали к родителям любви и благодарности. |
76. | Проблема расплаты за собственные ошибки. (Несёт ли человек наказание за собственные ошибки, даже если он не осознал их?) | 76. Люди, совершившие в жизни серьёзные ошибки, расплачиваются за них, даже если они их не осознали. |
77. | Проблема способности осознать собственную ошибку. (Всегда ли человек способен осознать собственную ошибку?) | 77. Человек, совершивший в жизни серьёзную ошибку, далеко не всегда способен понять, в чём именно он ошибся. |