К3. Позиция автора исходного текста

К1. Проблема, поднятая автором текста (в тексте она может быть и не одна).

Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения, охарактеризуйте его проблематику (какие вопросы поднимает автор текста?), способы освещения и решения проблем.

Проблема может быть процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте. Для точной формулировки проблемы обращайтесь к заданию, которое находится после текста (часть А) и направлено на проверку его восприятия, понимания.

Ошибка учащихся заключается в том, что они расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нём фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме.

Комментировать, значит, объяснять, пояснять, представлять свои мысли по поводу сформулированной проблемы текста. О чём следует писать в комментарии?

Возможные варианты:

- насколько актуально то, о чём пишет автор предложенного текста;

- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; - можно кратко рассказать о том, как эту же проблему рассматривали другие авторы или известные люди;

- может быть, вы знаете из авторитетных источников о точке зрения, не совпадающей с позицией автора представленного текста.

Излагая материал при комментировании проблемы, можно прибегнуть к разным способам.

Первый способ – от частных фактов (это и будет комментарий) к формулировке проблемы.

Пример: Развитие цивилизации уже перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня люди с тревогой смотрят в будущее, задумываясь о трагических последствиях своей деятельности. Текст (фамилия автора) посвящён проблеме экологии и призывает каждого осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.

Второй способ – от формулировки проблемы (она может быть изложена в форме вопроса) к комментарию.

Пример: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть людей живёт скромно, если не сказать бедно? Над этой сложной проблемой размышляет… (фамилия автора). Затронутая автором проблема имеет давнюю историю. Можно вспомнить хотя бы о том, как… . Или: Об этом можно прочитать у … .

Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме или проблеме, определите сходство и расхождение. Это тоже может быть вашим комментарием.

Обратите внимание на то, чего не должно быть в комментарии:

- пересказа исходного текста или его части,

- рассуждений по поводу всех проблем текста,

- комментариев о действиях героев текста,

- общих рассуждений о тексте.

Помните, что нужно выделить и прокомментировать одну из проблем и сохранять «возвращение» к ней на протяжении всего сочинения!

К3. Позиция автора исходного текста.

Позиция автора исходного текста может быть выявлена в следующих особенностях предложенного текста:

- в отдельных предложениях текста, через ряд аргументов, с помощью которых автор выражает своё мнение,

- в атмосфере вокруг героя, в том, каким путём добивается её создания автор,

- в какие ситуации ставит автор своих героев (испытание любовью, враждебной средой, временем, отношением к чему-либо и др.), как они проявляют себя в них,

- форма повествования (от первого лица, от лица автора или рассказчика),

- выбор материала, на котором автор строит свой текст (прошлое, настоящее, будущее, реальность (действительность), фантастика либо что-то иное),

- в какой манере ведётся повествование или рассуждение автора (ирония, негодование, протест, сожаление, осуждение, неравнодушие, убеждённость или что-то другое),

- средства выразительности речи, использованные автором в тексте, могут также передавать его позицию, отношение к поднятой проблеме. Особое внимание обращайте на риторические вопросы и восклицания, оценочную лексику, лексические повторы, порядок слов, вводные слова и модальные частицы: в них и передаётся позиция автора.

Обращайте также внимание на предложенную рецензию (последнее задание части В) с использованием средств выразительности. Она может стать помощником в работе. Ведь цель языкового анализа сводится к тому, чтобы:

- правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста,

- оценить избранный способ воздействия на читателя,

- увидеть авторскую позицию,

- понять отношение автора к поставленным проблемам.

Кроме того, позиция автора исходного текста может быть выявлена и из материала, находящегося за пределами предложенного текста, особенно если перед вами отрывок из художественного произведения известного автора. В таком случае следует вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к работе, каков был его замысел, каковы были социальные, политические или нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое время оно создавалось.

Наши рекомендации