Методика работы над навыком чтения
Качества навыка чтения.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умения думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н.Н. Светловская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно понимать, что навык чтения – залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость - это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных за единицу времени; обычное количество слов в 1 минуту.
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой страницы нельзя уяснить их связь, а без видения внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознание идеи произведения. В свою очередь понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя навыками чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте, еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.
В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.
Известный психолог Т.Г. Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» «1953» рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Е. Егоров пишет: «Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения «то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания» не противопоставляет осмыслению читаемого. Что бы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.
Об этом же писал С.П. Редозубов: « Еще и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки «техники» чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения».
Таким образом, уже в 50-е годы ХХ столетия в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, поминание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у маленького чтеца и на их функционирование в процессе чтения. Однако становление навыка чтения – процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять эти этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом – слиянием, прочитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтение синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, что бы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в школе. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи проведения, его композиции, художественных средств и т.д.
Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя. Стремление обсудить прочитанное.
Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:
1. Упражнения в чтении должны быть каждодневными.
2. Отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен проводиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текста.
3. Учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения.
4. Учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок.
5. Специально должно быть организованно обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение», собственно чтение про себя.
Работа над правильностью и беглостью чтения.
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют места два направления:
1) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания.
2) Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения , предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста обращать внимание ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения;
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими.
Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще непрочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В тоже время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца ведет к ошибкам, искажающий смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако их причины в другом. Повторы, как правило, связанны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение повторов в чтении учащихся может помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
1) Ошибки собственно орфоэпические. Среди них неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связанны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются.
2) Ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становление навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения, тем скорее откажется от орфографического чтения. Поэтому работа помогающая ребенку осмыслить читаемое, будет способствовать и устранению орфографического чтения.
3) Интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
1) Несовершенство зрительного воспитания.
2) Неразвитость «недостаточная гибкость» артикуляционного аппарата.
3) Нехватка дыхания.
4) Незнание орфоэпических норм.
5) Незнание лексического значения слов.
6) «догадка», вызванная субъективным типом чтения.
Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.
Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическим пометами: по | д | c | не | ж | ни | к.
Или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатанные разными шрифтами: поТруДИлиСЬ
Интересная система упражнений, тренирующих зрительное воспитание, предложена Л.Ф. Климановой. Приведем некоторые из них:
1. Пары слов отличаются одной буквой: коза – коса, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – сбежал.
2. Цепочки слов, близкие по графическому облику: вслух – глух – слух, вьют – вьюн – вьюга.
3. Слова, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька.
4. Чтение цепочек родственных слов: труд – трудился – трудящийся, бег – бегать – бегство.
Для тренировки артикуляционного аппарата можно привлекать скороговорки и чистоговорки, при этом детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем – в разговорном, потом – в скороговорночном. В тренировке дыхания могут помочь такие задания:
- на одном выдохе произнести четверостишие;
- считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5…
Такие упражнения могут проводится на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.
Таким образом, в предварительную работу по подготовке детей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Но важно также и гибкая система исправления ошибок. При этом ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика. Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки, сразу же дается образец правильного прочтения. И для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого, учитель привлекает ребенка к перечитыванию слов посредством вопроса или прямого указания на ошибку. Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы:
- постановка вопроса, ответ на которые требует перечитывания;
- составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;
- чтения с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанные;
- печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;
- перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учитель, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т.п.
Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ исправления ошибки может быть предложенным учителем. Полезно для исправления ошибок привлекать учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой атмосфере, которая необходима на уроке входе этой работы.
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Норма беглости указанны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120 – 130 слов в минуту.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительность остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения или «угол чтения» - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка «фиксация». Во время этой остановки происходит осознание схваченного взглядом т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысления. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текстов, которые схватываются его взглядом за один прием равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него неодинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова
И словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связанны и повороты в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы создать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствуют и беглость. В последние годы в методике стали описываться и специальные упражнения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям предложенным М.И. Омороковой, И,А. Рапопортом, И.З. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей»:
- совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;
- в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных, в среднем, разговорном темпе, в скороговорном темпе;
- чтение отрывков на время;
- чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям.
После чтения отрывков на время обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение текста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения.
В пособии М.О. Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников» учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения:
1. На доску вывешиваются гласные буквы, а дети по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги.
2. Тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а, о, у, и, э, у, о, э.
3. Чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три.
4. После этого – чтение слов си предложений: электрификация, портфель, в январе много снегу во дворе.
5. Чтение диалога:
-Собака, / что делаешь?
-Волков пугаю.
-А что хвост поджала?
-Волков боюсь.
Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем с разными корнями: вода – водный – водяной, чистота – частота, девушка – дедушка, булка – белка, а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например «пирамидок»:
Бури
Ветры
Ураганы
Разыграйся
Заморозить
Выхолаживая.
В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако, прибегая к ним, учитель должен осознать, что предложить такие приемы можно только чтецу, накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть перенесены в начальную школу, могут быть такие:
- «чтение с помехами»;
- «быстро найди слово»;
- чтение через «решетку».
Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко. Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых постепенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.
Известное письменное упражнение, когда дети должны вставить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.
Работая так или иначе над совершенствованием навыка чтения, и в частности над правильностью и беглостью, учитель должен помнить, что маленький чтец должен испытывать максимальную комфортность при чтении. Поэтому следует обратить внимание на использование указки и закладки для снижения строчки, на хрестоматии, а по детской книге, отбирая ее, нужно учесть тип бумаги, размер полей, длину строки, соотношение текста и иллюстраций.