Тема № 3. Дидактика высшей школы
План:
1.
Понятие о
дидактике высшей школы, ее задачи и актуальные проблемы.
2.
Ведущие положения
дидактики высшей школы.
3.
Характеристика
целевого компонента процесса обучения в вузе.
4.
Характеристика
содержательного компонента процесса обучения в вузе.
5.
Характеристика
технологического компонента процесса обучения в вузе.
Вопрос № 1
Составной и важнейшей частью педагогики высшей школы
является дидактика высшей школы –
отрасль научно-педагогического знания о закономерностях процесса обучения в
высшей школе.
Необходимость дидактических исследований в области
высшего профессионального образования вызвана теми проблемами и задачами,
которые стоят перед высшей школой, а именно: выявление новых закономерностей процесса
обучения; научно-методическое обеспечение перехода к многоуровневой подготовке
кадров; реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке
кадров; информатизация учебного процесса и др.
Вопрос № 2
Дидактика высшей школы опирается на ведущие положения
общей дидактики:
1.
Обучение –
двусторонний (бинарный) процесс, состоящий из двух взаимосвязанных процессов –
преподавание и учение.
2.
Процесс обучения
протекает эффективно при активной познавательной деятельности обучающегося.
3.
Процесс обучения
призван выполнять три функции: образовательная, воспитательная, развивающая.
Принципы обучения – ведущие положения, требования к
организации, содержанию и реализации процесса обучения. К принципам обучения в высшей школы относятся:
1.
Принцип
ориентации обучения на развитие личности будущего специалиста.
2.
Принцип
профессиональной направленности обучения.
3.
Принцип
фундаментальности и практико-ориентированности обучения.
4.
Принцип научности
обучения.
5.
Принцип единства учебной и исследовательской
деятельности студентов.
6.
Принцип
преемственности, последовательности и систематичности обучения.
7.
Принцип профессионального
воспитания и развития в обучении.
8.
Принцип связи обучения с самообразованием и
развитием навыков самостоятельной работы студентов.
Процесс обучения в вузе представляет собой систему,
структурными компонентами которой являются целевой, мотивационный, содержательный,
технологический и результативный компоненты.
Вопрос № 3
Целевой компонент обучения в высшей школе связан с
реализацией трех его важнейших функций, а именно образовательной,
воспитательной и развивающей.
Применительно к высшей школе процесс обучения призван
выполнять следующие функции:
а) образовательная функция (вооружение студентов –
будущих специалистов системой фундаментальных социально-гуманитарных,
естественно-научных, общепрофессиональных и специальных знаний, а также
профессиональных и общеинтеллектуальных умений, развитие общекультурных, профессиональных
и специальных компетенций;
б) воспитательная функция (развитие и формирование
профессионально значимых личностных качеств, профессиональной направленности,
профессиональной культуры специалистов);
в) развивающая функция (развитие интеллектуальных
способностей, профессионального мышления и творческих способностей).
Вопрос № 4
Содержание высшего профессионального образования
представляет собой специально отобранную систему элементов социального опыта,
усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной трудовой
сфере. Это совокупность социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных,
специальных знаний, умений и навыков, общекультурных, профессиональных и специальных
компетенций, опыта учебно-производственной и научно-исследовательской
деятельности, способов решения производственных задач, профессиональных
ценностей и норм, которой будущий специалист призван овладеть в процессе
профессиональной подготовки. В русле компетентностного подхода к
профессиональной подготовке кадров в содержание высшего профессионального
образования включены новые конструкты, подлежащие освоению – компетентность и
компетенции.
Содержание высшего профессионального образования
отражено в следующих нормативных документах: ФГОС ВПО, учебные планы, учебные
программы, учебники и др.
Вопрос № 5
Технологический компонент структуры обучения связан с
технологиями, формами, методами и приемами обучения.
Педагогическая технология представляет собой
планомерное, поэтапно последовательное воплощение на практике заранее
спроектированного педагогического процесса. Это строго научное проектирование и
точное воспроизведение гарантирующих успех действий.
В качестве критериев технологичности выступают следующие
критерии: концептуальности; системности; эффективности; воспроизводимости. В
любой педагогической технологии должны содержаться:
- наличие четко и диагностично заданной цели;
- концептуальная основа;
- содержательная часть;
- процессуальная часть;
- диагностический инструментарий.
Таким образом, мы рассматриваем педагогическую
технологию как процессуальное единство содержания, форм и методов,
обеспечивающее гарантированное достижение запланированных результатов. Она
соединяет в себе упорядоченную совокупность действий, операций и процедур,
обеспечивающих диагностируемый и прогнозируемый результат в изменяющихся
условиях образовательного процесса.
Технология обучения представлена в следующих
трактовках: 1) процесс достижения планируемых результатов обучения; 2)
продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по
проектированию, организации и реализации учебного процесса; 3) специально
организованная и последовательно реализуемая деятельность по достижению
запланированных дидактических результатов.
По преобладающему (доминирующему) методу технологии
обучения классифицируются:
- личностно-ориентированные;
- информационные;
- диалогические;
- развивающие;
- задачные;
- коммуникативные;
- развития субъектности личности;
- игровые и др.
Методы обучения представляют собой способы
совместной деятельности преподавателя и студентов по решению задач обучения.
Классификация методов обучения представлена тремя группами методов обучения.
1.
Методы организации учебно-познавательной деятельности
студентов:
- словесные (беседа, учебный диалог, лекция,
дискуссия, рассказ);
- наглядные (эвристическое наблюдение, иллюстрация, демонстрация);
- практические (упражнения, тренинг, решение задач,
учебное проектирование, микроисследование, портфолио);
- проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый
метод, исследовательский метод).
2. Методы активизации и стимулирования
учебно-познавательной деятельности студентов:
- учебные дискуссии;
- интерактивные методы;
- деловые (ролевые) игры;
- разъяснение профессиональной значимости изучаемого;
- смыслопоисковый диалог;
- метод «портфолио»;
- педагогическое требование.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
- методы устного контроля (индивидуальный/фронтальный
опрос; устный зачет, устный экзамен; собеседование);
- методы письменного контроля (тест; контрольная
работа; письменная работа; курсовая работа; письменный зачет; письменный
экзамен);
- методы практического контроля (лабораторные работы;
компьютерное тестирование; зачетные практические задания и др.).
Формы обучения – способ внешней организации
обучения. Основными формами обучения в вузе являются лекция, семинарское,
практическое и лабораторное занятие, а также практика.
Лекция – форма учебного занятия, представляющая собой
систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного
раздела учебной дисциплины.
Семинарское занятие – форма учебно-теоретического
занятия по детальной проработке и закреплению теоретических знаний по
конкретной теме.
Практическое занятие - одна из форм обучения, которая ориентирована
на закрепление изученного теоретического материала и формирование умений
применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Оно призвано
углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекционном занятии
или в ходе самостоятельной работы, и содействовать формированию умений и
навыков профессиональной деятельности.
Лабораторное занятие – форма учебных занятий,
которая направлена на освоение студентами отдельных видов, способов проведения
экспериментальной работы.
Коллоквиум – форма учебно-теоретических занятий, представляющая
собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого
круга проблем.
Практикум – форма учебных занятий, который предусматривает решение
комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как
научно-теоретических знаний, так и практических навыков. Главное отличие
практикума от других форм учебных занятий – комплексный характер.