Методика организации труда в разных возрастных группах
Этап совместной деятельности | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
| Игровая | - помощь кому-либо - создание необходимых (недостающих) условий - прямая постановка цели (нам нужно) | ||
| Поэтапный показ с объяснением | Показ ступенчато-перспективный (т.е. показ всего труда, деление на этапы) | Перспективный показ, а также частичный показ с объяснением | |
| Каждому ребенка свое оборудование, все разложено заранее воспитателем | После объяснения идет обсуждение: - что нам понадобится для выполнения задания? - приготовьте свое рабочее место (все оборудование по количеству детей на отдельном столе) | ||
| Поэтапное | Весь труд сразу при словесном напоминании следующего этапа труда | Самостоятельное выполнение, индивидуальный подход | |
| Положительная, с указанием лучших | Положительная, с указанием, на что обратить внимание в следующий раз – близка к объективной оценке |
Николаева С.Н. предлагает свой подход к организации труда в природе:
Форма совместной деятельности детей в природе
Младшая группа:
Дети – наблюдатели (воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботятся о растениях, животных и т.д. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане. Оно получается само собой, естественно)
Средняя группа:
Я делаю – вы мне помогаете. Мы вместе заботимся о наших питомцах
Старшая, подготовительная группа
Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я вам помогу, пока у вас не получается.
Дежурство в уголке природы
Д/З сделать оформление для уголка дежурств
Сделать модель последовательности ухода за животными и комнатными растениями
Организация дежурства в уголке природы в старших группах.
6) Осмотр обитателей уголка природы и выявление:
а) их самочувствия и состояния
б) недостающих компонентов жизненно важных условий
7) Практическое выполнение всех операций по созданию жизненных условий
8) Заключительное кратковременное наблюдение за животными, их поведением во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.
«Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем:
КАКИЕ УСЛОВИЯ СЕЙЧАС ИМЕЮТСЯ,
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ,
ЧТО НАДО ДОБАВИТЬ И ИЗМЕНИТЬ
Организация дежурства.
! Дежурство трех детей три дня подряд !
Процесс организации в течение года не одинаков, он увеличивается.
3 периода процесса организации в течение года:
- Сентябрь-ноябрь
- Декабрь-март
- Апрель-май
Интенсификация – увеличение самостоятельной деятельности
*советуется объединять детей с одинаковыми умениями и с похожим темпом работы.
Если самостоятельность детей на очень высоком уровне, то воспитатель все равно должен наблюдать за ними (совместная деятельность)
Функции воспитателя:
Наблюдает за дежурными, подсказывает и при необходимости помогает.
ДЕЖУРСТВО В КОМНАТЕ ПРИРОДЫ.
Наблюдаем – выполняем – анализируем.
Организуется коллективный труд. Берется подгруппа от 5-10 чел. Организуется генеральная уборка.
Труд детей, какого бы объема он не был, всякий раз становится осмысленным и экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растения и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Содержание труда в природе
Михайлова З.А. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» («Библиотека программы «Детство»»)
Подготовительная группа
I квартал: сентябрь-ноябрь
Сентябрь
Труд в природе:
- уборка участка от листьев
- сбор природного материала на участке, в лесу, в парке
- сбор семян в цветнике
- сбор урожая на огороде, в саду
- сбор семян дикорастущих трав для подкормки птиц зимой
- перенос овощных культур и цветущих растений в группу
- извлечение из земли луковиц и клубней отцветших растений
- очистка огорода от веток, корней
- перекопка земли
- сбор растений для гербария
Труд в уголке природы
- устройство выставки овощей, выращенных на огороде или на участке
- уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями
- определение потребностей комнатных растений во влаге, свете
- выявление способностей животных уголка природы к приспособлению к изменяющимся условиям среды
- составление календаря расцвечивания листьев деревьев на участке детского сада, в парке
Октябрь
Труд в природе
- Сбор листьев для панно
- сбор сухих семян ясеня, клена для изготовления забавных игрушек
- перекопка земли у яблоневых деревьев
- перенос астр, хризантем в ящиках с территории участка
- посадка чеснока
- посадка кустов, деревьев
Ноябрь
Труд в природе
- уборка участка малышей
- укрытие грядок с посевами под зиму
- сбор ягод рябины, бузины, семян липы для подкормки птиц
- установка кормушек для подкормки птиц у малышей
- работа в «уголке леса», на экологических тропах детского сада
II квартал: декабрь-февраль
Декабрь
Труд в природе
- планирование деятельности детей на участке
- сбор снега в кучки для зимних игр
- сооружение построек для кукол малышам
- посыпка скользких дорожек
- уборка участка малышей
- вывешивание кормушек для птиц
- изготовление ледяных игрушек
Труд в уголке природы:
- Выращивание зеленого корма
- проращивание семян для посадки
- посев овса, гороха и др.
- определение необходимости поливки комнатных растений
- посадка семян перца
- зарядка аквариума
Январь
Труд в природе
- уборка сломанных веток
- изготовление снежных построек
- поливка снежных дорожек, горок
- изготовление цветных льдинок
- лепка снежных построек
Труд в уголке природы
- уход за животными
- освоение правил ухода за новыми обитателями уголка природы, создание условий, близких к естественным
- выполнение новых приемов кормления рыб
- посадка семян помидоров
Февраль
Труд в природе
- уборка снега на участке
- окучивание снегом деревьев участка
- укрытие почвы огорода снегом
- уборка веток, растаявшего снега
Труд в уголке природы
- мытье клеток/смена воды в аквариумах
- приготовление корма
- посадка семян
- организация дежурств в уголке природы
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ
Схема:
7. Тема 8. Программное содержание (Цель) 9. Оборудование 10. Методические приемы |
Младшая группа:
V. Тема «Полив растения»
VI. Пр.: Учить детей поливать растения, нуждающиеся в поливе: правильно держать лейку и лить небольшой струйкой на землю, воспитывать умение радоваться результате труда
VII. Оборудов.:
6. Игрушка для сюрпризного момента
7. Лейка
8. Комнатные растения по количеству детей
VIII. Мет.пр.:
- игровая мотивация (ставим цель) + наблюдение
- показ поэтапный с объяснением
- поэтапное выполнение
- оценка труда, итог
- повторное наблюдение
Старшая группа
9) Тема «Полив растения»
10) Пр.: Учить определять необходимость полива и его количество, исходя из биологических особенностей растения (зоны произрастания, величины горшка, величины растения, быстроты испаряемости), закреплять знания.
11) Оборудование:
Лейки по количеству детей и комнатные растения
12) Метод.пр.:
- создание мотивации (наблюдение), постановка цели
- частичный показ с объяснением
- подбор оборудования детьми
- обсуждение
- индивидуальная помощь.
- выполнение детьми необходимых действий
- повторное наблюдение
- оценка деятельности детей