Методы развития творческих способностей у студентов СПО

Часть I. Развитие творческих способностей у студентов СПО

Что такое творчество?

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете? В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками. В современном менеджменте даже сформировался термин «креативный класс». Откуда же они берутся и почему это «дано не всем»? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями? Почему нестандартные решения обычных задач или уникальные музыкальные произведения не приходят в голову каждому человеку? И что же такое творчество? В чем его ценность? С точки зрения научного знания определение термина «творчество» звучит так: «творчество это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Википедия дает более развернутое описание этого понятия:«Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

1. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

2. создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

3. процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.). Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание. Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов. Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга». На мой взгляд, понимание творчества как эксперимента наиболее верное. Как и в любом эксперименте есть изначально некие составляющие, ингредиенты. И есть некая цель. Чаще всего экспериментатор не имеет конкретных точных характеристик конечного продукта и заранее не знает, сколько времени уйдет на его получение. Более того, любой экспериментатор не может дать стопроцентной гарантии, что результат эксперимента будет положительным. И всё же он идёт на этот эксперимент, ищет и творит. Зачем? Почему? Что им движет? Почему не хочет идти проторенным путём? Хочется славы и признания? Или это потребность души, единственно приемлемый образ жизни? Давайте попробуем вместе разобраться в этом. Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу». Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум. На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят: «Характер показывает...». В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. И задача взрослых на этом этапе не учить ребенка, а создавать условия и направлять его энергию в позитивное, созидательное русло. В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивл творческие, музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках», «не от мира сего», «белые вороны» и т.д. Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи.

Методы развития творческих способностей у студентов СПО

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача каждого педагога. Сейчас изменился контингент студентов, и далеко не в лучшую сторону. Студенты стали более пассивными, их мало интересуют не только общеобразовательные предметы, но даже дисциплины специализации по которой они учатся. В то же время студенты живут в широком информационном пространстве. Однако то, что они получают из СМИ, не всегда полезно (хотя и очень интересно). В данной ситуации те методы обучения, которыми овладели преподаватели несколько лет назад уже не эффективны. Для формирования специалиста-профессионала «нового поколения» сегодня невозможно без внедрения новых форм и методов преподавания. Активные методы обучения – это способы усиления учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к интенсивной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты. Активизация мыслительно-творческой деятельности студента при изучении дисциплин «Обществознание» и «Основы права» происходит через применение таких форм и методов обучения как: интеллектуальные и ролевые игры, решение задач, работа с источниками, написание эссе.

Специфика гуманитарных дисциплин – множество точек зрения на одну проблему. На занятиях преобладает коллективная форма обучения, которая в основном развивает коллективную мыслительную деятельность. В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение: один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает её. Данная форма учит студентов слушать выступление других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию. Часто студентам трудно выразить свое мнение устно и достаточно трудно выслушать всех. Выход - написание эссе по спорному вопросу, что позволяет оценить степень понимания проблемы, темы каждым студентом. Темы эссе: «Гражданский брак: за и против», «Величие народа не определяется его численностью, так же как величие человека не определяется его ростом», «Страх – это грех», «Что научить людей ценить справедливость необходимо показать им результат несправедливости».

Во время такого занятия у студентов складывается специфическое эмоциональное отношение к изучаемым темам, предмету, событиям, процессам. В результате игры студенты лучше запоминают информацию, которая при простом прочтении учебника или рассказе преподавателя может показаться не нужной.

Занятия по «Основы права» проходят с использованием задач, содержащих реальную жизненную ситуацию. Это позволяет не только дать знания студентам, но и обеспечить формирование и развития у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Педагог становится организатором поиска процесса решения. Роль студента – принять на себя ответственность за процесс собственного обучения, готовится к обсуждению, выражать идеи, мысли, выдвигать предложения. Обеспечивает более высокую мотивацию в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов; Делает обучение деятельным, так как студенты должны сами принимать решения; Помогает устанавливать связь теории с практикой.

В учебнике, как правило, информация просто сообщается, что исключает студента из исследовательской деятельности. Применение технологии Ю. Троицкого предполагает использовать на занятиях документально-методический комплекс, который представляет собой набор взаимосвязанных источников. Эти источники должны создавать проблемную ситуацию, показать противоречие, которое становится исходным моментам познания. К документам ставятся два вида вопроса: репродуктивные и творческие. Работа с документом предполагает добывание фактов, которые обычно не лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При этом документы весьма разнообразные, и их анализ не сводится к механическому применению готовых схем, а обязательно включает в себя элементы творческой деятельности. Кроме того, студенту часто приходится иметь дело и с невербальными источниками (фотографии, репродукции произведений искусств и т. п.).

Данное задание решает сразу несколько проблем:

· Активизировать мыслительно-творческую деятельность студентов; З акрепить теоретические знания;

· Позволит студентам выразить свое отношение к определенному процессу;В какой-то степени позволит приобщить студентов к культуре определенного периода истории или страны;

· Способствовать развитию навыков исследовательской работы, необходимых при написании курсовых и дипломных работ.

Именно такими занятиями возможно с I курса формировать у студента творческую фантазию. Постепенно студенты приобретают навыки и умения исследовательской деятельности на уроках. Информационные – умение пользоваться библиографическими данными, умение воссоздать структуру текста, определить главную мысль, умение цитировать и др. Теоретические – умения теоретического анализа и синтеза, умения сравнивать и сопоставлять, умения классификации и систематизации, аналогии и обобщения, моделирования; Методологические – умения выявить противоречия, определить проблему, сформулировать тему исследования, умения определить объект и предмет, цель и задачи, новизну и практическую значимость исследования; Эмпирические – умение провести опрос, анкетирование, интервью, умение наблюдение и т. д.; Речевые – умение оформить сообщение, умение использовать научно-педагогический стиль речи, умение участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.

Наши рекомендации