Рекомендации по составлению ситуационных задач
Приложение 7.
Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч.
Роль преподавателя:
• определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
• сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
• консультировать студента при возникновении затруднений;
• оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами).
Роль студента:
• изучить учебную информацию по теме;
• провести системно – структурированный анализ содержания темы;
• выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
• дать обстоятельную характеристику условий задачи;
• критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
• выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная);
• оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания задачи теме;
• содержание задачи носит проблемный характер;
• решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
• продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
• задача представлена на контроль в срок.
Образец составления и решения ситуационных задач (кейсов)
Примерный текст ситуационной задачи (кейса):
"К вам как менеджеру по персоналу зашел начальник отдела рекламы и сказал: "У меня в отделе есть плохой работник N, я хочу, чтобы вы организовали его увольнение". Расскажите, что вы будете делать в таком случае".
При решении кейса студенты должны:
1) представить рассуждение по поводу: необходимости
дополнительных данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения ситуации;
2) продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;
3) подготовить программу действий, направленную на реализацию, например, аналитического метода решения проблемы: проанализировать все доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить варианты и выбрать один из них.
Независимо от природы предоставленного кейса, студентам нужно будет:
1. "Проанализировать" его: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.
2. Объяснить ситуацию.
3. Оценить уже принятые меры.
Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.
Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:
— определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная ситуация и умение учитывать их различные, зачастую противоположные интересы и точки зрения;
— понимание более широкого контекста, в рамках которого находится ситуация: как она связана с другими проблемами, что меняется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какие ограничения будут налагаться этим контекстом;
— определение того, какая имеющаяся или доступная информация может пролить свет на ситуацию и в какой степени эта информация будет надежной;
— умение разбираться в представлениях о ситуации – ваших и других членов группы, а также основных действующих лиц кейса (субъективные представления могут вести к неправильному восприятию проблемы или ограничивать возможности улучшения ситуации);
— умение работать с неоднозначностью и неопределенностью, поскольку у вас никогда не будет полной информации;
— умение "выявить суть" проблемной ситуации так, чтобы почувствовать, что вы понимаете, что действительно происходит — основные проблемы ситуации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или вероятные последствия осуществленных и возможных будущих действий;
— с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;
— умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что выбранное направление деятельности действительно приемлемо;
— умение удостовериться, что все вовлеченные в эти действия люди активно участвуют в них и способны их выполнять.