Рекомендации по составлению ситуационных задач

Приложение 7.

Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы на­правлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять во­просы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблем­ные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обуче­ния сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессио­нальной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их со­ставление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на под­готовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч.

Роль преподавателя:

• определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;

• сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;

• консультировать студента при возникновении затруднений;

• оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами).

Роль студента:

• изучить учебную информацию по теме;

• провести системно – структурированный анализ содер­жания темы;

• выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруд­нение, согласовать с преподавателем;

• дать обстоятельную характеристику условий задачи;

• критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);

• выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная);

• оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие содержания задачи теме;

• содержание задачи носит проблемный характер;

• решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

• продемонстрированы умения работы в ситуации неодно­значности и неопределенности;

• задача представлена на контроль в срок.

Образец составления и решения ситуационных задач (кейсов)

Примерный текст ситуационной задачи (кейса):

"К вам как менеджеру по персоналу зашел начальник от­дела рекламы и сказал: "У меня в отделе есть плохой работник N, я хочу, чтобы вы организовали его увольнение". Расскажите, что вы будете делать в таком случае".

При решении кейса студенты должны:

1) представить рассуждение по поводу: необходимости
дополнительных данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения ситуации;

2) продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;

3) подготовить программу действий, направленную на реа­лизацию, например, аналитического метода решения пробле­мы: проанализировать все доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить варианты и выбрать один из них.

Независимо от природы предоставленного кейса, студен­там нужно будет:

1. "Проанализировать" его: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.

2. Объяснить ситуацию.

3. Оценить уже принятые меры.

Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.

Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:

— определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная ситуация и умение учитывать их различные, зачастую проти­воположные интересы и точки зрения;

— понимание более широкого контекста, в рамках которого находится ситуация: как она связана с другими проблемами, что меняется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какие ограничения будут налагаться этим контекстом;

— определение того, какая имеющаяся или доступная ин­формация может пролить свет на ситуацию и в какой степени эта информация будет надежной;

— умение разбираться в представлениях о ситуации – ва­ших и других членов группы, а также основных действующих лиц кейса (субъективные представления могут вести к непра­вильному восприятию проблемы или ограничивать возможности улучшения ситуации);

— умение работать с неоднозначностью и неопределенно­стью, поскольку у вас никогда не будет полной информации;

— умение "выявить суть" проблемной ситуации так, чтобы по­чувствовать, что вы понимаете, что действительно происходит — основные проблемы ситуации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или ве­роятные последствия осуществленных и возможных будущих действий;

— с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;

— умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что вы­бранное направление деятельности действительно приемлемо;

— умение удостовериться, что все вовлеченные в эти дейст­вия люди активно участвуют в них и способны их выполнять.

Наши рекомендации