Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Вопрос 2
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.
Классификация Д.
Выделяют две основные формы Д: функциональную и механическую (органическую). Функциональная Дислалия – нарушение звукопроизношения, когда не наблюдается органических нарушений, периферически или центрально обусловленных. Механическая Дислалия – при отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба).
Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «-изм». Выделяют - сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку «-пара» - парасигматизм, параротацизм и т.д.
Сигматизм - расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков шипящих и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом наблюдается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц] и [ш], [ж], [ч], [щ]. Сигматизм - один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной), так и парасигматизма (призубный, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.
Под названием ротацизм объединяются различные дефекты произношения звука [р]. Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма. Например, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов. Наиболее частыми будут следующие: отсутствие [р] (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, глухое, двугубное [р]. Много вариантов и параротацизма: замены - р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы.
Под названием ламбдацизм объединяются все дефекты произношения звука [л]. Существуют три вида ламбдацизма: отсутствие звука [л] или призвук гласной, двугубное или губно-зубное произношение звука [л], носовое произношение - л-нг; параламбдацизмы: л-д, л-л' (с различной степенью смягчения), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.
Дефекты произношения полугласного звука [й] носят название йотацизм. Звук [й] употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Указанные два значения звука [й] получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука. Дефекты произношения: 1) звук [й] не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 2) [й] заменяется [и] (мой - мои; яма - иама); 3) [й] заменяется [ль] (чай - чаль; яма - лямо).
Дефекты произношения нёбных звуков носят названия каппацизм - звуков к и к', гаммацизм - звуков г и г', хитизм - звуков х и х'.
Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.
В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими; б) недостаточное озвончение; в) недостаточное оглушение. Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.
Исследователи отмечают, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твердыми звуками; б) излишнее смягчение в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л', р', й, в, д и т. д. Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер. В группах ротацизмов, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизмы и параротацизмы, параламбдацизмы и т.д.
Вопрос 3.
Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Выделяют два основных термина для обозначения патологии голоса: афония – полное отсутствие голоса и дисфония – частичное расстройство голоса.
К причинам, вызывающим расстройства голоса относят: заболевание гортани, носоглотки, лёгких; перенапряжение голоса; снижение слуха; заболевание нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса и др.
Нарушения голоса могут быть приобретёнными в процессе развития ребёнка и врожденными, обусловленные дефектом твёрдого и мягкого нёба, а также нарушением слуха. В связи с этим, нарушения голоса могут выступать как самостоятельный дефект, так и одним из компонентов речевого дефекта при дизартрии, ринолалии нарушениях речи глухих и слабослышащих.
Классификация нарушений голоса принята, исходя из характера патологии, ее локализации, а также исходя из этиопатогенеза. Методы коррекционной логопедической работы будут разными, в зависимости от вида нарушения.
Дефекты голоса могут быть центральными и периферическими.
Центральные нарушения связаны с патологическими изменениями в центральном отделе голосового аппарата. Периферические нарушения связаны с патологическими нарушениями в периферической части голосового аппарата.
В свою очередь, центральные нарушения голоса бывают функциональные и органические.
Функциональные нарушения предполагают нарушения функций, сбой в деятельности центральной нервной системы. Органические нарушения голоса обусловлены, как правило, центральными параличами и парезами.
Примером центрального функционального нарушения голоса может служить психогенная афония — полная потеря голоса вследствие сильного эмоционального потрясения, при этом громкий кашель и смех сохранны.
Органические нарушения голоса входят в структуру дефекта при дизартрии и некоторых формах афазии.
Периферические нарушения голоса возникают при патологических изменениях в периферической части голосового аппарата функционального и органического характера.
Функциональная дисфония имеет место при отсутствии органических поражений в области гортани. Выделяются следующие виды функциональных нарушений голоса периферического характера:
- гипотонусная дисфония - обусловлена снижением мышечного тонуса голосовых складок, при фонации остается щель в виде вытянутого овала или треугольной формы в задней трети гортани;
- гипертонусная дисфония - обусловлена повышением мышечного тонуса голосовых складок, при фонации наблюдается плотное соприкосновение голосовых складок с впечатлением «наползания» одной складки на другую; спастическая дисфония - обусловлена спазмами в области гортани и дискоординацией дыхания, фонации и артикуляции; ларингоскопическая картина представлена судорожным смыканием голосовых складок;
- фонастения - характеризуется нарушением координации дыхания, фонации и артикуляции на фоне особой невротической предрасположенности (например, страх потерять голос перед выступлением);
- патологическая мутация - может быть: замедленной, когда изменения голоса происходят на несколько лет позже обычного; затянувшейся, когда клинические проявления мутации затягиваются на несколько лет; неполной, когда не происходит полного превращения голоса ребенка в голос взрослого человека.
Коррекционная методика подбирается строго индивидуально для каждого конкретного больного. Можно определить общие этапы коррекционной работы для абсолютного большинства нарушений голоса.
- I этап — подготовительный. Больной соблюдает режим молчания и обследуется специалистами. Специфика фонопедического обследования заключается в сборе анамнеза, определении типа дыхания, оценке голоса при субъективном восприятии на слух, определении максимального времени фонации, выявлении особенностей речевой моторики. Рациональная психотерапия заключается в выработке адекватного отношения больного к собственному нарушению голоса, убеждению его в возможности успеха при систематическом и упорном труде. Расслабляющие упражнения снимают напряжение с мышц гортани и конечностей. Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба позволяет добиться легких, свободных и четких движений органов артикуляции, особенно важно развитие внутригло-точной артикуляции: правильное положение мягкого неба существенно влияет на качество голоса. Параллельно осваивается гигиенический и вибрационный самомассаж лица и шеи, который действует успокаивающе, снимает мышечную усталость, придает бодрость.
- II этап - постановка фонационного дыхания. Диафрагмальный тип дыхания формирует дыхательную опору для голоса, создает достаточное подскладочное давление для оптимального режима работы голосовых складок, удлиняет речевой выдох. Голосоподача в последующем координируется с данным типом дыхания.
- III этап — формирование нового механизма голосообразования.
Правильный механизм голосоведения заключается в нахождении баланса между подскладочным давлением, резонированием в надставной трубе (импедансом) и характером смыкания голосовых складок. Высокий импеданс формируется с помощью специальных упражнений, включающих носовые звуки [м], [н]. Эти простые по артикуляции звуки вызывают максимальные ощущения резонирования звука во всех отделах голосового аппарата. Наиболее трудным моментом в работе является координация дыхания, голосоподачи и артикуляции. Доказано, что поднятие мягкого неба усиливает тонус диафрагмы и рефлекторно влияет на состояние голосовых складок.
Вопрос 4
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
· 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
· 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
· 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
· 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.
Второй уровень речевого развития, Р. Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. (Аграмматизм - нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.) Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т. д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.
Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).
При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.
При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.
На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Вопрос 5
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.
Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С результатами логопедического обследования знакомится воспитатель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспитатель должен уметь анализировать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некоторыми приемами речевого обследования.
1. Состояние звукопроизношения проверяется логопедом.
2. Состояние фонематического слуха определяется логопедом.
3. Результаты логопедического обследования воспитатель отмечает в тетради.
Вот некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Ребенка просят:
1. услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
2. воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
3. выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);
4. выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
5. определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
6. повторить в заданной последовательности 2 слога типа [са-ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);
7. разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;
8. усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержа!,ге последовательности звуков или слогов, их количества).
Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильна показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха.
По результатам обследования фонематического восприятия логопед делает выводы:
-о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и артикуляции звука; об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия: в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах;
-о характере ошибок, которые могут возникать у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.
вопрос 6