Композиционное построение сценария
Композиция есть организация действия и соответствующее расположение литературного материала. Как уже говорилось выше, сценарное построение подчиняется всем нормам и законам драматургии. Поэтому все начинается с экспозиции, которая служит вводом в действие, является коротким своеобразным рассказом о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.
Очень важна в драматургии сценария кульминация - это высшая точка развивающегося действия, которая в противоборстве точек зрения, позиций, противоречий и которая призвана разрешить конфликт. И наконец - развязка, - т. е. способ разрешения конфликта, который избирает сценарист. Это очень важная часть композиции, которая несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности всех участников.
Итак, идейно-тематическая основа, четко выраженный сценарно-режиссерский ход, композиционное построение будущего сценария - это не только элементы его построения, но и основные этапы работы над ним.
Кинематографическая картина, а следовательно, и сценарий бывают разбиты на весьма большое количество отдельных кусков (вернее, строится из этих кусков) . Целый сценарий разбит на части; каждая часть разбита на эпизоды; каждый эпизод - на сцены и, наконец, каждая сцена строится из целого ряда кусков, снятых с разных точек зрения. Настоящий сценарий, который может быть пущен в работу, должен непременно предусматривать это главное свойство кинематографической ленты. Сценарист должен уметь писать на бумаге так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого куска и их последовательность. Построение из отдельных кусков сцены, из сцен - эпизода, из эпизода - части и т. д. называется монтажом. Монтаж является одним из значительных орудий впечатления, которым владеет кинематографист, а следовательно, и сценарист. Соединение частей образует сценарий.
1. Умелое распределение надписей (всегда рассеивающих зрителя) , заключающееся в том, что большинство надписей сосредоточено в первых частях, в финальных же развивается непрерывное действие.
2. Разная длина частей.
Прорабатывается сюжет сценария, сюжет разбивается на куски, соответствующие частям, каждая часть разрабатывается по эпизодам, эпизод по сценам, и, наконец, сцена строится монтажно из кусков, соответствующих переносу аппарата.
Итак, идейно-тематическая основа определена, сценарно-режиссерский ход найден.
Следующим шагом является продумывание композиции будущего сценария, т. е. реализации конфликта, сюжета в сценическом действии.
Композиция - это способ группировки материала, составляющего ткань произведения, организация действия и соответствующее расположение литературного материала.
Для сценариста - это средство организации развертывания основного конфликта через сюжет. А сюжет - последовательность событий, раскрывающих характеры действующих лиц. Существуют определенные закономерности в построении драматического произведения.