Технологическая цепочка ток-шоу состоит из трех этапов
Подготовительный этап
Этап реализации
Этап рефлексии
Подготовительный этап.
1.Определяется тема .
Выбор темы для ток-шоу может быть определен разными способами:
• Событиями, происходящими в жизни общества;
• Отвечать потребностям и интересам определенной аудитории
• Реакцией на проблему, выявленную в ходе мониторинга
• Ответом на полученный запрос, т.е. исходить как запрос.
2. Формируется рабочая группа по подготовке ток-шоу.
3. Разрабатывается сценарий.
· В первую очередь определяются проблемы, которые будут обсуждаться в рамках темы.
· Определяется каким образом будут представлены проблемы (проблемные ситуации). Кто будет приглашен в качестве гостя-проблемы, какие истории будут представлены.
· Определяются эксперты, которые знают содержание проблемы и имеют к ней непосредственное отношение.
· Прописываются все вопросы, которые будет задавать ведущий приглашенным гостям, экспертам, аудитории.
4. Выбирается ведущий. Это должен быть неслучайный человек. Ведущий должен обладать определенными качествами: иметь богатый словарный запас, говорить «хорошим языком», используя минимум сленговых слов и выражений, уметь импровизировать, заполнять возникающие паузы. Уметь предвидеть и вовремя погасить возможные конфликтные ситуации.
5. Распределяются обязанности среди участников рабочей группы.
• Изготовление рекламы и объявления ток-шоу
• Подготовка аудитории и ее оформление
• Техническое обеспечение и сопровождение ток-шоу
• Если предусматривается театрализация сюжетов проблемных ситуаций, то пишутся сценарии постановок и режиссируется постановка
• Уборка помещения после проведения ток-шоу
Этап проведения ток-шоу
Ведущий знакомит аудиторию с темой ток-шоу
Есть некоторые шаблоны фраз, которые можно использовать ведущему:
1. Сегодня мы предлагаем актуальную и интересную тему…
Представляет группу экспертов
2. Мы хотим представить вам наших экспертов, которые будучи хорошо информированы по данному вопросу помогут нам в ходе дискуссии разрешить наиболее важные и трудные моменты…
Озвучивает правила ведения дискуссии
Формулирует проблему обсуждения
Ведущий предоставляет слово гостю
Задает вопросы участникам ток-шоу, направляя обсуждение проблемы
Подводит итоги дискуссии
5. Итак, уважаемые участники. В нашем ток-шоу мы
• Услышали…
• Познакомились…
• Поговорили…
• Конечно, окончательный выбор за вами, мы только хотели …
Этап рефлексии
Экспресс-опрос участников с помощью цветных жетонов (во время проведения ток-шоу)
Письменные отзывы
Тиражирование опыта
Примерный свод правил ведения ток-шоу
1. С уважением относимся к друг другу.
2. Чтобы высказаться поднимаем руку.
3. Порядок выступлений определяет ведущий.
4. Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т. д.
5. Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное мнение.
6. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Предлагаемые темы для ток-шоу
1. Свобода и ответственность.
2. Милосердие – это милость сердца.
3. Можно ли изменить свой характер?
4. Культура внешнего вида.
5. Что такое хороший вкус.
6. Деловой этикет. Дресс-код.
7. Виртуальный мир.
8. Здоровые потребности и потребность в здоровье.
9. Суровая правда о вредных привычках.
10. Любовь – волшебная страна.
11. О любви, о браке, и семье.
12. Ты – творческий человек.
13. Красота спасет мир, если люди спасут красоту.
Ролевые игры
Это занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций.
Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации.
Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:
– правила должны быть просты;
– игра должна охватывать всех (не должно быть таких ситуация, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей);
– игра должна быть интересна для всех;
– игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников (доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека);
– задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех; равенства требует и способ привлечения к выполнению задания.
Ролевые игры предполагают определенное поведение в предлагаемых условиях.
Ролевая игра требует достаточно длительной и серьезной подготовительной работы, которая состоит в следующем:
• выбор инициативой группы, которая выполняет всю организационную работу;
• выбор проблемы;
• распределение ролей;
• подготовка ролей, поиск необходимой информации в периодической печати и литературе, отбор ярких и убедительных фактов для выступления с учетом специфики выполняемой роли.
• ход ролевой игры.
После окончания ролевой игры целесообразно провести коллективный ее анализ по вопросам: Что получилось в игре? Почему? Что не получилось? Почему? и др.
НАПРИМЕР: Ролевая игра «Суд над …»
Ролевая игра «Суд над …» – это вид имитационной игры. Она проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни общества (наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (жадность, лень, лживость и т.п.), безнравственными поступками (предательство, воровство).
Деловая игра
Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.
Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.
Достоинством деловых игрявляется то, что они позволяют:
· рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
· освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
· ориентации в нестандартных ситуациях;
· концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
· развивать взаимопонимание между участниками игры.
Недостатки деловых игр:
· относительная сложность подготовки;
· отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
· отсутствие четкого алгоритма проведения игры.
Содержание деловой игры определяют участники игры.
Условия проведения деловых игр:
· внимательность;
· включенность в игру;
· сопричастность, уважение точки зрения других;
· масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
· самовыражение.
Технология деловой игры
I этап подготовкиначинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта исостоит изпоследовательных операций:
Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.
Содержание педагогических целей включается в развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от цели зависит динамика игры и прогнозируемый результат.
Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.
4. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.
II этап проведения –процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
III анализа, обсуждения и оценкирезультатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы.
Алгоритм деловой игры:
I ЭТАП ПОДГОТОВКИ
разработка игры: ввод в игру:
· разработка сценария | · постановка проблемы, целей |
· план деловой игры | · условия, инструктаж |
· общее описание игры | · регламент, правила |
· содержание инструктажа | · распределение ролей |
· подготовка материального обеспечения | · формирование групп |
· консультации |
II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ
· работа в группах
· выполнение индивидуальных заданий
· тренинг