Общая характеристика принципов и закономерностей воспитания, их система
Для воспитательного процесса, как и для любого другого, характерны свои закономерности. Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов. Выявление закономерностей является одной из постоянных задач педагогики. Необходимо отметить, что в педагогической науке проблема закономерностей воспитания является сложной и не до конца разрешенной. В свое время на важность знания закономерностей указывал К. Д. Ушинский, подчеркивая, что именно на них строятся основные правила педагогической деятельности. Можно выделить следующие закономерности.
1. Воспитание зависит от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.
2. Воспитание и обучение органично взаимосвязаны и определяют процесс развития личности. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. С другой стороны, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, в формировании различных отношений, в частности, таких как прилежание, упорство и т.д.
3. В воспитательном процессе органично связаны взаимодействие семьи, школы и общества. Положительный результат воспитания возможен лишь в том случае, если действия общественных структур, семьи и школы будут согласованы, основываться на единстве позиций и требований к ребенку.
4. Эффективность воспитательного процесса обусловлена единством целей, содержания и методов воспитания. Единство этих компонентов обеспечивает логику и эффективность воспитательного процесса. Определяющим компонентом является цель, в зависимости от нее педагог выбирает специфическое содержание и методы, позволяющие раскрыть содержание и достичь поставленную цель.
5. В воспитательном процессе закономерно связаны воспитательное воздействие, взаимодействие и активная деятельность самих воспитуемых и др. Субъектами воспитательного процесса являются педагоги и воспитанники, но ведущая роль принадлежит педагогу. Он организует деятельность, создает благоприятные условия для развития личности, оказывает определенное воздействие на ребенка своей личностью, имеющимися знаниями, опытом. Цель воспитательных воздействий можно достичь только при добровольном, сознательном включении детей в совместный процесс воспитания, в котором сами дети оказывают определенное влияние на педагога. Их собственная активность определяет успешность личностного развития.
В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов. Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса воспитания. Эти требования всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. К принципам воспитания относят:
1) целенаправленность;
2) связь воспитания с жизнью;
3) гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней;
4) опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть;
5) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;
6) необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха;
7) воспитание в коллективе;
8) единство, целостность и преемственность в воспитании.
В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.
Принцип гуманизации предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, построение субъект-субъектных отношений в процессе воспитания.
Принцип природосообразности, разработанный Я. А. Коменским, требует организовывать воспитание на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека, воспитывать сообразно природным, врожденным, особенностям ребенка.
В основе принципа культуросообразности, предложенным Ф. Дистервегом, лежит идея о том, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфики региона.
Сущность принципа персонификации (от лат. persona – личность, facere – делать) заключается в оказании помощи детям в становлении, в создании условий для развития личностного потенциала, определении индивидуальной траектории социального развития каждого ученика. Саморазвитие личности происходит под влиянием множества социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
Реализация принципа дифференциации направлена на учет типичных социально-психологических особенностей групп детей, деловых, межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.
Все принципы действуют в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга. Они, как регуляторы, задают «русло» протекания воспитательного процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности.
Воспитание как целостный организованный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам. Они оказывают влияние на содержание воспитательного процесса, выбор форм и методов, позицию субъектов этого процесса – преподавателей и обучаемых. Закономерности воспитания – категория более стабильная и устойчивая, чем принципы воспитания.
Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.
Направленность воспитания, его цели и содержание, нравственно эстетические ценности всегда предопределяются обществом, господствующим классом или партией. Даже в условиях плюрализма концепций воспитания, будучи необходимым обществу, оно по принципиальным позициям не имеет существенных различий с государственными установками по вопросам воспитания молодежи.
Воспитание органически связано с обучением. Оно опирается на общую цель формирования личности конкретного типа. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Воспитание осуществляется в основном одними и теми же лицами – субъектами этого процесса, протекает в тех же коллективах. Но оно не повторяет учебные задачи.
Воспитанию изначально присущ комплексный подход к формированию личности обучаемого. Он проявляется в единстве воздействия на все сферы индивида – интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую, с одной стороны; в единстве целей, усилий, действий педагогического и учебного коллективов, общественных организаций, семьи и самих обучаемых – с другой.
И если порой проявляется или обнаруживается несогласованность действий субъектов воспитательного процесса, она не носит стабильного характера и со временем в воспитании начинает действовать закономерная тенденция к единству, гармонии, согласованности педагогических усилий.
Воспитание оптимистически направлено, опирается на положительное начало в обучаемом. В силу этого важно хорошо изучить каждого обучаемого, узнать его сильные и слабые стороны, качества, чтобы оказывать влияние на развитие одних из них и вместе с обучаемыми нейтрализовать, ослабить, перестроить другие. Если придерживаться противоположной точки зрения, то тогда становится бессмысленной организация воспитательного процесса.
Результативность воспитания повышается, если оно опирается одинаково активно на вербальные и невербальные (деятельностные) формы и методы влияния на личность обучаемого, на единство слова и дела. Они избираются организаторами и участниками воспитательного процесса, в тех или иных случаях предпочтение может быть отдано словесным формам или деятельности обучаемых в зависимости от конкретной задачи, обстоятельств, педагогической ситуации.
В воспитательном процессе нередко обнаруживается сопротивление личности обучаемого тем педагогическим воздействиям, которые на него оказываются извне организаторами воспитания, или собственным усилиям в процессе самовоспитания.
Сопротивление чаще всего проявляется на начальном этапе воспитания, но может продолжаться в течение всего процесса воспитания.
И тем сильнее оно будет, чем менее близки обучаемому цели воспитания, не соответствующие его интересам, потребностям. Выдвижение таких целей, которые совпадали бы с усилиями обучаемого, осознавались и воспринимались им, снижает внутреннее его сопротивление, делает процесс воспитания персонифицированным, более продуктивным.
Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания – как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания.
На базе закономерностей формируются принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя, что повышает ее результативность.
Что же касается принципов воспитания, то каждый преподаватель, опираясь на принципы, выделенные педагогикой для данного периода, формирует свою систему ведущих идей, которая служит теоретико-концептуальной основой практической деятельности, обусловливая ее характер. Таким образом, закономерности и принципы воспитания хотя и близки, но являются разными самостоятельными педагогическими категориями.
Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.
Принципы воспитания определяющим образом влияют на позицию субъектов воспитательного процесса – преподавателей и обучаемых. Это не умозрительная категория. Они ставят перед преподавателями, организаторами воспитательного процесса конкретные цели и задачи.
Проблема принципов воспитания педагогикой не решена. В силу этого авторы учебных пособий по данной дисциплине проявляют различные подходы к систематизации принципов воспитания или вообще не выделяют и не рассматривают данную категорию.