Анализ урока физической культуры
Самый важный вид проверки преподавания физической культуры – посещение уроков. Посредством посещения можно изучить систему работы учителя, оценить теоретический и методический уровень подготовки учителя, выяснить понимание им программных требований, определить владение учебным материалом, методику ведения уроков и др.
Основным методом проверки учебно-воспитательной работы учителя на уроках физической культуры является наблюдение.
В процессе наблюдений необходимо охватывать все стороны педагогического процесса, предусмотренные соответствующими темами и частными вопросами.
Наблюдение может быть полным, когда в логической взаимосвязи контролируются все стороны деятельности педагога и занимающихся, и частичным, когда внимание сосредотачивается на какой-либо отдельной стороне или даже лишь нескольких вопросах деятельности педагога (организации работы, методах обучения и т.д.)
Полное наблюдение включает в себя: подготовленность педагога к уроку, деятельность в учебно-воспитательном процессе; анализ урока.
Подготовленность педагога к предстоящему уроку определяется путем предварительного изучения конспекта, записей в классном журнале о прохождении учебного материала и текущей успеваемости учащихся. Наиболее существенным в определении подготовленности педагога к уроку является выяснение следующих вопросов:
- наличие конспекта урока, правильность его оформления;
- определение задач урока (соответствие программным требованиям, конкретизация общих и частных задач, отражение в них логической связи с предыдущим уроком, возможность их решения на уроке, мотивационно-побудительное значение и пр.);
- подбор средств (соответствие программным требованиям, задачам и условиям проведения данного урока; их воспитательно-образовательная ценность, оригинальность; наличие необходимых подготовительных, подводящих и других вспомогательных упражнений; методически правильная последовательность упражнений, с точки зрения врабатываемости, переноса тренированности; обоснованность предлагаемой дозировки; правильность записи упражнений);
- разработанность организации и методики обучения и воспитания (целесообразность и достаточность предусмотренных методов и методических приемов, их соответствие задачам, особенностям учащихся, специфики учебного материала, условиям проведения; ценность с точки зрения всестороннего воспитания; наличие общих, групповых и индивидуальных заданий; контроль успеваемости);
- речевая и двигательная подготовленность педагога (ясность и краткость речевого общения, правильность и четкость команд; техническая подготовленность к выполнению показываемых движений; внешний вид);
- предварительная подготовка условий проведения урока (подготовка мест занятий, оборудования, наличие качественного инвентаря и пр.).
Деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе оценивается по следующим параметрам:
1. Организационное обеспечение урока:
- соблюдение регламента урока (своевременность и четкость начала и окончания урока);
- размещение учащихся (правильность и четкость команд в перестроении; полноценность размещения, с точки зрения удобств для выполнения упражнений; целесообразность затрат времени на построение и перестроение);
- подготовка мест занятий и распределение учебного инвентаря;
- использование методов организации учебной работы (применение конкретных вариантов фронтальной, групповой, индивидуальной учебной деятельности учащихся).
2. Учебно-воспитательная работа педагога
- создание рабочей установки и регулирование взаимоотношений (умение педагога конкретизировать и разъяснять очередные воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи, обеспечивать заинтересованность упражнениями, побуждать к самостоятельности, проявлять такт в общении с учащимися);
- реализация принципов обучения (соблюдение основных требований к построению процесса обучения);
-управление и методическое руководство учебно-воспитательным процессом (умение руководить учебной деятельностью учащихся, давать необходимые предписания или творческие задания, направлять внимание, контролировать и оценивать исполнение, активизировать мышление, обеспечивать страховку, дозировать интеллектуальные, физиологические и эмоциональные нагрузки; умение целесообразно пользоваться методами словесного и наглядного воздействия, практического упражнения);
- проявление педагогом самостоятельности, инициативности и творчества.
- управление деятельностью учащихся в процессе урока
Примерный план анализа урока физической культуры в общеобразовательной школе
I Общие сведения
Дата проведения
Место проведения
Число учащихся по журналу (присутствуют ___; отсутствуют ___; не занимаются)
II Подготовка к уроку
1.Наличие плана – конспекта, постановка задач урока.
2.Внешний вид учителя (специальная одежда и обувь, их состояние). Внешний вид учащихся (спортивная форма, спортивная обувь, их опрятность).
3.Подготовка место занятий и инвентаря, техника безопасности, санитарно-гигиеническое состояние места занятий, снарядов и инвентаря.
4.Предварительная подготовка помощников из числа учащихся (физоргов, капитанов команд).
5.Пройденный материал по теме урока по данным записям в классном журнале, отражение этапов обучения, их место (ознакомление, разучивание совершенствование и т.д.).
IIIОбучение и воспитание на уроке.
1.Степень овладения учащимися учебным материалом.
2.Реализация дидактических принципов обучения.
3.Методы обучения, применяемые на уроке (показ, объяснение, использование наглядных пособий, технических средств, оценки выполнения упражнения и др.), оценка их применения.
4.Применение подводящих упражнений.
5.Умение анализировать и исправлять ошибки, оценка учащихся.
6.Наличие страховки и ее качество, привлечение к страховке учащихся и их подготовленность.
7.Оценка плотности урока.
8.Характер кривой нагрузки (постепенность возрастания, волнообразность, снижение к концу занятий).
9.Приемы регулировки нагрузки учителем.
10.Забота об осанке и правильном дыхании учащихся.
11.Воспитательная работа учителя (реакция учителя на положительные и отрицательные поступки учащихся и др.).
12.Дисциплина учащихся, их активность и интерес к занятиям.
13.Руководящая роль учителя на уроке, культура речи, выразительность голоса, знание команд и терминологии, показ, отношение к учащимся, умение вызвать интерес у учащихся, соблюдение должного такта, хорошего тона, требований, индивидуального подхода, проявление внимания к запросам учащихся, какова степень активности, сознательности, инициативы учащихся.
IV. Организация урока.
1.Своевременность начала и окончания урока, распределение времени на отдельные части урока и виды упражнений, дозировка отдельных упражнений в определенные отрезки времени, методические указания учителя.
2.Способы организации учащихся на уроке (фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой) и способы выполнения учащимися заданий (одновременно, поочередно, потоком и т.п.).
3.Рациональное использование помещения, оборудования и инвентаря, размещения учащихся.
4.Деятельность актива учащихся на уроке (руководство группой, страховка, показ упражнений, взаимообучение, взаимопомощь, подготовка и уборка мест занятий и т.д.).
V Выводы и предложения.
-выполнение плана (разделов учебной программы), достижение цели. Качество знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
Положительные и отрицательные стороны урока. Как закрепить и усовершенствовать положительные стороны урока и как избежать его отрицательных сторон. Каков теоретический и методический уровень подготовки учителя, владение учебным материалом, методика ведения урока, связь с программным содержанием предыдущих уроков, соответствие упражнений и игр программе данного класса и физической подготовленности. Индивидуальная работа с учащимися подготовительной медицинской группы на уроке.